Этим летом мы узнали, что довольно скоро – вся страна с 1 июля будущего года (а пилотные регионы так прямо с 1 сентября – начали по-новому платить за электроэнергию). Будет введена социальная норма потребления, на которую распространяется привычный тариф, а все, что нагорит выше этой нормы, будет оплачиваться фактически по коммерческим расценкам. Причем если в первый год действия новых правил эти расценки якобы ограничат тридцатипроцентным повышением, то в дальнейшем они смогут расти произвольно.
Михаил Вирин в недавнем прошлом предприниматель, а сейчас – глава муниципального собрания столичного района Москворечье-Сабурово. Ему эта тема интересна сразу с нескольких сторон.
- Михаил Михайлович, для Вас стало неожиданностью такое решение правительства?
- Разумеется, не стало. Постановление правительства РФ № 614, на самом деле, ни для кого, следящего за развитием ситуации в сфере ЖКХ, не было неожиданностью: о нем время от времени вели речь, начиная с лета прошлого года. Но, если мы внимательно посмотрим его текст, то увидим одну особенность: федеральная власть, вводя социальную норму потребления электричества, постаралась дистанцироваться от ее реалий.
В постановлении записано: «Установление величины социальной нормы в соответствии с настоящим Положением осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании выборочных данных о годовом объеме потребления электрической энергии в 2012 году потребителями, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи (далее - стационарные электроплиты), в количестве не менее 10000 человек, а также о количестве зарегистрированных в указанных помещениях лиц. В случае если в субъекте Российской Федерации отсутствует централизованное газоснабжение, выборочные данные предоставляются в отношении жилых помещений вне зависимости от их оборудования стационарными электроплитами.
Информация о годовом объеме потребления электрической энергии в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации предоставляется по форме согласно приложению № 1 поставщиком электрической энергии, обслуживающим более 50 процентов потребителей-граждан на территории субъекта Российской Федерации, в том числе в соответствующих населенных пунктах».
- Но это же только общие слова.
- Не совсем так. Основную ответственность за объем социальной нормы правительство возлагает на региональные власти, прописывая большое количество обстоятельств, которые они имеют право учитываться при ее расчете.
Вот еще один пример на эту тему из текста постановления №614:
«Социальная норма рассчитывается в соответствии с методикой расчета социальной нормы согласно приложению № 4 в отношении следующих групп домохозяйств и типов жилых помещений:
а) группы домохозяйств:
первая группа домохозяйств - с одним лицом, зарегистрированным в жилом помещении в установленном порядке;
вторая группа домохозяйств - с двумя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;
третья группа домохозяйств - с тремя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;
четвертая группа домохозяйств - с четырьмя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;
пятая группа домохозяйств - с пятью и более лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;
шестая группа домохозяйств (в расчете на одного проживающего), к которой относятся граждане, проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства». ».
- А как все это будет выполняться?
- Ориентироваться мы можем только на то, что происходит сейчас в пилотных регионах (Москва в их число, слава Богу, не входит), где социальные нормы уже объявлены. Минимальные нормы установлены в Нижегородской и Владимирской областях - 50 кВтч. В Забайкальском и Красноярском краях - 65 кВтч и 75 кВт*ч соответственно. В Ростовской области - 96 кВт*ч. Больше всего повезло жителям Самарской и Орловской областей - им разрешено тратить по 150 кВтч в месяц на человека.
- А что будет с Москвой, с Питером, с другими крупными городами? ».
- Ну, в столице никаких официальных заявлений со стороны городского правительства еще не было. Пока известно лишь то, что работу над вычислением социальной нормы электричества в департаменте топливно-энергетического комплекса Москвы пока не начинали. А это будет непростым делом. Население нашего города сильно разнится, как по уровню доходов, так и, соответственно, по потреблению электроэнергии. Средний работающий москвич потребляет в пределах 100-150 киловатт. ».
- Но ведь, если даже на «одинокого» москвича дадут норму в 100 кВтч, то для семьи наши энергетики требуют очень серьезных ограничений. Вот председатель правления Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая разъясняет: «По нескольким регионам, которые мы анализировали, эта величина может составлять 75-80-90 киловатт. Для семей установлены надбавки — на второго проживающего 50 киловатт, третьего, четвертого и далее — по двадцать киловатт на каждого. Эти надбавки также определены расчетным путем на основании статистики по разным регионам и выбраны максимальные из них». И этот бред выдается за результаты исследований.
- Давайте мы скажем прямо: жадность представителей энергетических компаний не знает предела. Я знаю, например, о подсчетах Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ), согласно которым определенный правительством минимум должен составлять в Москве 60 кВтч на человека в месяц.
Скажем честно: очень бы хотелось, чтобы перед введением хотя бы для всей страны социальной нормы, были произведены независимые расчеты себестоимости киловатт-часа на всех этапах от производства до поставки конечному потребителю. Думаю, тут выяснилось бы много интересного и об аппетитах наших энергетических монополистов, и о цифрах, которыми они оперируют, и о том, какие налоги они должны платить.
Но этого, как все понимают, сделано не будет.
- А что будет?
- Сейчас это очень трудно сказать. Я думаю, что многое зависит от реакции жителей пилотных регионов на введение социальной нормы. Выйдут они на улицы протестовать или нет.
А вариантов введения социальной нормы, я считаю, достаточно много. Не исключено, что в таком большом городе как Москва будет не одна, а несколько социальных норм потребления. Насколько я слышал, речь идет о том, чтобы в результате введения нами нормы потребления электроэнергии не понизился социальный уровень жизни москвичей. Правительство города уверяет, что социально ориентированная политика не претерпит никаких изменений в худшую сторону. Но это значит, что ему придется искусно лавировать между давлением со стороны энергетиков, к тому же уже пролоббировавших свои идеи в правительстве, и интересами рядовых граждан.
К тому же есть еще целый ряд вопросов, возникающих с введением соцнормы. Прежде всего, это так называемые «общедомовые нужды» - дань, которую управляющим компаниям официально разрешено собирать с граждан. И это в Москве уровень этой дани не так высок, а посмотрите, что делается в регионах. Какой простор для творчества открывается с введением соцнормы, ведь общедомовые нужды в нее тоже включат.
Когда на рынке действуют монополисты, да еще с очень большими лоббистскими возможностями, это заканчивается плохо. Плохо, по-моему мнению, закончится и введение социальной нормы на электричество (а в перспективе нам готовят норму на воду и тепло). Вопрос лишь в том, для кого это закончится плохо – только для рядовых граждан или для инициаторов и лоббистов нововведения тоже. Поживем – увидим.
Беседовал Владимир Володин