Несмотря на напряженный график прошлой недели, губернатор Алтайского края Александр Карлин нашел два свободных часа, чтобы встретиться с руководителями четырех СМИ и рассказать им о Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Тематика беседы в итоге получилась гораздо шире, чем было запланировано. Речь зашла и об итогах экономического развития края за пять месяцев, и об отношениях с инвесторами, и об активности алтайского бизнеса.
— Во-первых, я согласен с тем, что в этом году Международный экономический форум в Санкт-Петербурге собрал блестящий состав участников, позволивший поднять качественный уровень на новую высоту. Это руководители крупнейших мировых корпораций и банков, ведущие экономические аналитики, руководители целого ряда государств. На пленарном заседании выступил президент страны Владимир Владимирович Путин, который, как вы знаете, сделал несколько важных заявлений. Почетными гостями форума стали канцлер Германии и вице-премьер Китайской Народной Республики. Все это свидетельствует о том, что форум стал крупнейшим экономическим событием этого года в России. И принять в нем участие, на мой взгляд, безусловно, должны были как руководители субъектов РФ, так и представители регионального бизнеса.
При этом хочу отметить, что есть такие форматы общения, от которых ждать конкретного исчисленного результата именно в региональном разрезе нельзя. Да, наша делегация провела несколько важных встреч и подписала целый ряд соглашений с крупными корпорациями, банками и отраслевыми объединениями. Но позиционировать эти события на федеральном уровне было бы не совсем корректно с нашей стороны.
Я в большей степени рассматриваю участие в форуме как отличную возможность сверить свои часы, региональные документы планирования с процессами, происходящими сегодня в мировой экономике. А также с теми подходами к решению отдельных задач, которые сегодня транслируют крупнейшие мировые специалисты. С этой точки зрения мы убедительно вписались в контекст данного мероприятия, а также подписали несколько важных соглашений и обсудили в кулуарах форума целый ряд вопросов с руководителями различных министерств. Поэтому я оцениваю участие делегации Алтайского края в работе форума как полезное и эффективное.
Переработку удержали
— Если говорить об оценках состояния мировой экономики и экстраполировать их на региональный уровень, то насколько они совпадают сегодня? И насколько оправдались здесь ваши ожидания?
— Алтайский край живет и развивается сегодня в системе, скажем так, "сообщающихся сосудов". Мы не можем существовать изолированно от мировой или национальной экономики. Поэтому все основные тенденции, о которых говорилось на форуме, мы в той или иной степени чувствуем в регионе. Прежде всего отмечу, что ни на одной из площадок форума мы не услышали оценок апокалиптического характера. Никто из экспертов не говорил о том, что нас ждет тяжелый глобальный экономический кризис. Такого не было. Да, специалисты отмечали, что есть определенные сложности, и они хорошо известны. В первую очередь это общемировое замедление темпов экономического развития, которые в том числе находят свое отражение в некотором усилении инфляционных процессов. Эти тенденции мы в Алтайском крае тоже можем наблюдать. Например, в колебаниях индекса промышленного производства. Там есть составные части, которые определяются процессами в мировой экономике, и есть процессы сезонные, связанные с природно-климатическими факторами.
— Поясните, пожалуйста, на примерах.
— Сегодня определенное напряжение на мировом рынке металла отражается на результатах работы ведущего промышленного предприятия края "Алтай-кокс". Свою продукцию он поставляет на "Новолипецкий металлургический комбинат". Но мировой рынок металла сократился и потребности в коксе – тоже. Далее – вы знаете, что у нас в конце прошлого года произошла серьезная производственная авария на "Кучуксульфате", что привело к сокращению сырьевой базы.
Что касается обрабатывающих производств, то там примерно 35% приходится на долю пищевой промышленности. Хорошо, что сегодня все сырье, которое мы производим в Алтайском крае, мы сами и перерабатываем. Это усиливает наши позиции в глубокой переработке зерна. Но та засуха, которую мы пережили в прошлом году, по сути дела, сравнима с экологической катастрофой. После того как природная аномалия длилась несколько месяцев, сельское хозяйство и пищевая промышленность края пережили настоящий стресс. Такое уже было у нас на Алтае в конце XX века. И из этой ямы экономика региона выбиралась примерно пять лет — столько времени потребовалось, чтобы восстановиться в объемах. Поэтому когда мы видим, что сократилось производство муки, то понимаем, что иначе и быть не могло, поскольку уменьшилась и сырьевая база.
Но для меня в этой ситуации крайне важно то, что мы удержали производство макарон, круп, муки на уровне 90%. Это благодаря тому, что мы, полностью выработав свои запасы, обратились в интервенционный зерновой фонд и еще осуществляли закупки зерна в Республике Казахстан. В итоге мы вытянули отрасль. Причем учитывайте, что еще есть и так называемая несокращаемая часть. Это семенной фонд, который составляет примерно 600 тыс. тонн, это внутрихозяйственные потребности (комбикорма, натуроплата и пр.). Так что объемы товарного зерна сократились примерно раза в три. А переработку мы удержали.
Робот Гриша
— Алтайский край вступил на форуме в Ассоциацию инновационных регионов России. Очевидно, что это тоже своеобразная площадка по обмену опытом. Каким инновационным опытом может поделиться наш край?
— А вы считаете, что у нас его нет? Я с этим не согласен. Считаю, что попытка позиционировать Алтайский край как какой-то второразрядный или даже третьеразрядный регион — это несправедливо и неправда. И такие негативные оценки меня напрягают.
Когда мы решили вступить в данную ассоциацию, то некоторые относились к этому скептически. Дескать, куда нам... Но когда мы стали прорабатывать вопрос и готовить документы для вступления, то увидели, что очень прилично выглядим на общем фоне. Например, у нас инновационная составляющая в малом и среднем бизнесе достигает 12,7% — это самый высокий показатель в России. По целому ряду других инновационных направлений мы входим в первую десятку. И это не только биофармкластер. Это и производство пищевых полимеров, и биотехнологии в сельском хозяйстве.
— Но если представить, что делегации этих регионов приехали на Алтай, то какие инновационные предприятия вы им покажете?
— Мы и им покажем, и вас обязательно повезем, к примеру, на лесосеменной питомник Алтайского края. Уверяю вас, что от Урала до Дальнего Востока другой такой же площадки нет. Там применяются биостимуляторы, которые позволяют выращивать посадочный материал более высокими темпами.
Я бы обязательно предложил побывать на "Третьяковском маслосырзаводе", где можно увидеть сегодня сразу три инновационных технологических участка. Это участок водоподготовки, где сегодня используются фильтры баромембранного типа. Далее — очистка подсырной сыворотки, которая затем высушивается и отдается на рынок по цене в два раза выше, чем сухое молоко. Я подвел бы вас к первому в стране роботу-симулятору, который работает в цехе упаковки и хранения. Местные девчата зовут его Гриша.
Так что инновационные предприятия в Алтайском крае есть. Просто в силу каких-то причин некоторые предпочитают их не замечать. В значительной степени здесь большую активность необходимо проявлять и нашему бизнесу. Нужно больше ездить и изучать мировые тенденции. К сожалению, в силу целого ряда причин наш родной алтайский бизнес так сформировался за 1990-е и 2000-е годы, что чаще выступает в роли принимающей стороны: "Вот наши товары, вот наши услуги". Мы до такой степени к этому привыкли, что не готовы свой товар и свою интеллектуальную продукцию продвигать на мировой рынок. Власть может только создавать условия для продвижения товаров и услуг. Но если изначально бизнес концентрирует свое внимание на региональном рынке сбыта, то силой воли я не могу это изменить.
Инфраструктура есть — стройте!
— Одна из ключевых дискуссий форума в Санкт-Петербурге развернулась на "круглом столе" "Стимулирование инвестиций для ускорения экономического роста". Речь шла о том, что для повышения инвестиционного процесса необходимы три условия — законодательная база, налоговые преференции и готовые проектные площадки. С первым и вторым условиями ситуация обстоит более-менее нормально. А вот что с проектами? Насколько край готов сегодня предложить что-то потенциальным инвесторам?
— Такие проектные разработки есть. Вот вы написали материал про "Тальменский Диснейлэнд". Во-первых, это не Диснейлэнд, а тематический Парк развлечений по мотивам русских народных сказок. А, во-вторых, почему у вас сложилось столь скептическая оценка этого проекта?
— Мы не уверены, что найдется инвестор, готовый выложить 30 млрд. рублей на это дело.
— Один, может быть, и не найдется, а пять-шесть обязательно заинтересуются. Данный проект прошел оценку в федеральных министерствах и ведомствах для того, чтобы мы могли рассчитывать на получение инфраструктурных ресурсов. Мы проконсультировались с крупными зарубежными экспертами в этой области, и они одобрили выбор площадки, поскольку данная территория лежит на пути следования туристов, едущих на Алтай из Новосибирской, Кемеровской, Омской областей и других регионов. Мы отработали этот проект до получения госэкспертизы, поскольку без нее мы не смогли бы его заявить в Федеральное агентство по развитию туризма.
Но я хотел бы еще раз подчеркнуть то, что говорил во многих интервью, в том числе и вашему изданию несколько лет назад. В деле привлечения инвестиций задача власти прежде всего заключается в том, чтобы создать все необходимые условия для прихода инвестора. В большей степени это связано с инфраструктурой региона. Возьмите в пример ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь". По оценке федеральных экспертов, другой такой подготовленной площадки для инвесторов в сфере туризма нет. Построен внешний контур автомагистрали, подведен газопровод, сейчас идет подготовка документации по строительству ЛЭП, где инвестором выступит "Единая национальная сетевая компания".
Иными словами, мы свою работу практически выполнили. Мы подготовили инфраструктуру и предлагаем инвесторам — стройте! И примеры есть. Группа компаний "Ски Комплекс" подошла к этапу получения кредитных ресурсов "Внешэкономбанка" и скоро начнет реализовывать свой горнолыжный проект в "Бирюзовой Катуни".
— Не обижает ли вас в таком случае то, что могут возникнуть ситуации (и они уже были, например, в случае с "Алтайским беконом"), когда инфраструктура будет готова, а инвестор вдруг отказывается от своих планов?
— В моем положении обижаться контрпродуктивно. В свое время я прошел обучение в Академии народного хозяйства и до сих пор помню, что по классическим стандартам бизнес считается оправданным, если тот, кто начинает им заниматься, получает на 2–3% больше прибыли, чем по ставкам банковского депозита. И весь мир так работает и идет на риски. Но вы предложите эти 2–3% нашему региональному бизнесу. Что он скажет?
Наверное, в современной жизни отношения власти и бизнеса не могут выстраиваться в регионе по принципу улицы с односторонним движением, когда с одной стороны — только обязанности, а с другой — одни права. Нельзя говорить о том, что вся власть у нас плохая, а бизнес — очень хороший и правильный. Это же не так. Истина, наверное, где-то посередине.
— Созданы ли, на ваш взгляд, в крае достаточные условия для развития бизнеса?
— Я считаю, что сегодня созданы вполне адекватные нашим возможностям условия для развития бизнеса в крае. Давайте вспомним, как в 2005 году в конференц-зале "Алтапресса" у меня состоялась первая встреча с предпринимателями региона. И тогда один из руководителей АСП Эдуард Черченко, если вы помните, достаточно активно прессовал меня, требуя увеличить господдержку малому и среднему бизнесу минимум в два раза. С 5 до 10 млн. рублей! И вокруг этого шел большой разговор. Я тогда строго-настрого приказал себе не обещать того, в чем не уверен. Для сравнения скажу, что в 2012 году на поддержку малого бизнеса мы направили 490 млн. рублей. Почти полмиллиарда! И это еще без учета нашей большой инвестиционной программы. Вот, много это поддержки или мало? А если учесть также и ту консультационную помощь, которую оказывают наши специалисты фермерам и предпринимателям во время выездных семинаров-совещаний, то эта поддержка будет бесценна.
О чем еще рассказал собеседник
О связях с Польшей
— Мы провели результативные переговоры с послом Польши в России. В начале осени ожидаем торговую миссию Республики Польша в Алтайский край. По предварительной информации, в ее составе будет около 30 человек. Это представители бизнеса, банковских структур и ЖКХ. Для нас сектор ЖКХ наиболее интересен. Во-первых, потому что в Польше реформа ЖКХ, по оценке Евросоюза, была одной из наиболее удачных. Во-вторых, структура ЖКХ там во многом напоминает нашу.
О дорожном строительстве
— Мы подписали рамочное соглашение о сотрудничестве с госкорпорацией "Росавтодор". Сегодня она выходит на авансцену государственной политики в области развития автомобильного транспорта. В частности, занимается строительством скоростной автомагистрали "Москва – Санкт-Петербург", реконструкцией федеральной трассы "Москва – Минск". И президент на форуме также озвучил тему создания третьего транспортного кольца, которое позволит разрешить массу проблем в столице. Но мы понимаем, что этими проектами дело не ограничится. Речь идет и о реконструкции федеральных дорог в регионах России. Мы уже заявили тему строительства северного обхода вокруг Барнаула, а также готовим проект реконструкции Чуйского тракта от Барнаула до Бийска.
О банке "Уралсиб"
— Наши переговоры с этой финансовой корпорацией получились содержательными и интересными. Первое предложение от них касалось выпуска облигационного займа. Мы аккуратно ответили отказом, поскольку считаем, что в эти игры не играем. Риски достаточно велики. Поэтому обсуждали иные темы. В частности, реализацию программы по кредитованию малого и среднего бизнеса.
Источник: http://altapress.ru/story/110356