Как выживают на рынке малые инновационные предприятия
Компания «КЭП Лаборатория вариаторов» - малое инновационное предприятие скоро отметит свое двадцатилетие. В лихие 90-е его создал Владимир Сафронович Ломачинский – челябинский изобретатель и инженер. ОН собрал специалистов – изобретателей под одной крышей. Тогда, впрочем, как и сейчас, люди, которые трудятся в компании, хотят честно заработать на том, что могут создавать полезное и эффективно работающее оборудование. Сегодня компанией руководит младший Ломачинский - Никита Владимирович. С ним – директором Конструкторского экспериментального предприятия «Лаборатория вариаторов», мы беседуем о том, как сегодня себя чувствует малое инновационное предприятие.
- Откуда такое интересное название у компании?
- Предприятие в 1992 году основал мой отец - Ломачинский Владимир Сафронович, тогда он надеялся, что автомобильная промышленность в России будет развиваться и разрабатывал устройство для автомобиля – бесступенчатую передачу. Другое наименование этого устройства - вариатор. Его название и фигурирует в имени компании. Потом автомобильная промышленность практически «приказала долго жить», потребность в разработке вариатора отпала, а наша компания осталась, осталось и название.
-Чем занимается ваша компания сегодня, когда вариаторы никому не нужны?
-Нельзя сказать, что вариаторы сегодня не востребованы. Интерес к ним проявляют нефтяники. Принцип бесступенчатой передачи пытаются использовать в технологическом процессе добычи нефти. Но вариаторы - это лишь одно направление нашей деятельности. Другое, и можно сказать, что на сегодняшний день основное, потому что дает основной заработок, это производство оборудования для мясоперерабатывающей отрасли.
Этим мы начали заниматься в 1995 году. Тогда нужно было как-то выживать. И мой отец решил начать производство охлаждающего оборудования для мясоперерабатывающих цехов - ледогенераторы. На тот момент российские мясопереработчики использовали только импортное оборудование. За 17 лет нам удалось практически вытеснить зарубежных поставщиков с российского рынка. Сегодня в стране есть еще пара производителей такого оборудования. Вместе с ними мы делим российский рынок.
- Как же вам удалось вытеснить с рынка зарубежное оборудование, которому у нас в стране традиционно отдавали предпочтение?
- Все просто : сочетание цены и качества. Наши цены ниже, чем просят итальянцы и немцы, а по качеству мы стараемся не уступать. В результате все стабильно работающие мясопереработчики челябинской области – наши клиенты. Среди них и «Ариант», и «Ромкор». Не скрою, завоевать доверие этих компаний было непросто. Но мы предлагали сначала попробовать использовать наше оборудование. Сейчас с этими поставщиками мясной продукции нас связывает многолетнее стабильное сотрудничество.
- В каких еще регионах работают ваши ледогенераторы?
- В Сибири, на Дальнем востоке, в Подмосковье, Казахстане, других странах ближнего зарубежья. Мы оптимисты и настроены поставлять нашу продукцию на территорию всего СНГ.
- Насколько трудоемко производство вашего оборудования?
- От начала производства до выпуска проходит 60 – 70 дней.
- Спрос стабильный?
- Нет, спрос сезонный, летом он выше, зимой идет на спад. Но когда компания на рынке работает давно, у нее уже есть репутация, есть клиенты, которые используют оборудование и им довольны, репутация и опыт работают на нас.
- Вы используете оригинальные технические решения в своих разработках?
- Без них никак не обойтись, потому что нам нужно превзойти импортные аналоги. Удешевить наше оборудование, чтобы оно было интересно российским заказчикам, при этом сохранить высокое качество. Часто получается так, что наших разработок в установке больше, чем зарубежных.
- Можно ли сказать, что они становятся полностью уникальными?
-Процентов на 70 – наши, остальные 30 сохраняют зарубежное авторство.
- Ваше предприятие создавалось как инновационное – кадры были собраны из числа изобретателей, сотрудников закрывшихся НИИ. Сегодня можно сказать, что идеология вашей компании осталась прежней?
- Безусловно, это так. Сегодня мы занимаемся разными направлениями инновационной деятельности. Прощупываем рынок производства ветроэнергетических установок – используем ветряк для обеспечения электроэнергией нашего офиса. Другое направление, которое имеет большие перспективы и в нашей области и по России в целом – тепловые насосы, которые аккумулируют энергию земли.
- Ваша компания – это малый инновационный производственный бизнес. Как вы себя сегодня ощущаете, есть ли изменения в лучшую сторону по сравнению с тем, как это было лет 10-15 назад?
- Можно сказать, что стало меньше административных барьеров – меньше проверок. В 1996 и даже в 2000 году в компанию с численностью в 10 человек за год могло посетить до 60 проверяющих из разных инстанций. Работать было очень сложно в таких условиях.
- Вы развиваете производственный и инновационный бизнес. Ощущаете какую-либо поддержку государства?
- Для нас главное – чтобы государство не мешало. Все остальное научились делать сами.
- Где находите кадры, сегодня сложно найти молодых ребят, которые хотят работать на производстве?
- Ищем среди выпускников челябинских вузов, находим молодых перспективных ребят, которым интересно у нас работать.
- Какой у вас штат, сколько инженерно-технических работников, сколько занято на рабочих должностях?
- В штате – 25 человек, из них ИТР – 6 человек.
- Сегодня какие основные сложности у вашей компании?
- Очень долго проходят процессы оформления и согласования документов. Рядом с нашим офисом строим демонстрационный дом с применением теплового насоса. Процесс затягивается из-за долгого оформления разрешения на аренду земли, мы ждали 2 месяца. А для малого предприятия – это большие сроки. Мы понимаем, что живем в России, и для России - это нормальное явление. Но хотелось бы, чтобы и здесь ситуация менялась к лучшему.
-Кроме вариаторов и охлаждающего оборудования, на каком оборудовании планируете заработать?
- Вы, наверное, заметили на крыше нашего офиса «ветряк»? Это одно из направлений, которое мы разрабатываем. Наш молодой специалист Ринат Низамутдинов – выпускник и аспирант Челябинской агроинженерной академии - вместе со своими студентами разработал, сделал и установил ее. Пока она выполняет функцию наглядной рекламы. Интерес к ней есть, но чтобы эту тему продвигать, ей нужно капитально заниматься.
- Это перспективное направление?
- Для России – да, поскольку у нас много территорий, где нет ЛЭП. Там ветровые установки могут быть использованы очень успешно.
- Если есть перспективы и рынок у этой технологии, что вас останавливает заняться ей более плотно?
- Большие капиталовложения в проект. Пока мы себе этого позволить не можем. Сейчас активно занимаемся строительством демонстрационного помещения, которое будет отапливаться тепловым насосом, другими словами. Использовать энергию земли. Этой темой в нашей компании занимается Низамутдинов Ринат.
Молодой инженер-конструктор разрабатывает тему теплового насоса в компании «КЭП Лаборатория вариаторов». Он и продолжил рассказ об этом проекте:
-Как устроен тепловой насос?
- Принцип действия – тот же холодильник, но наоборот. Привычный для нас холодильник тепло просто выбрасывает в атмосферу. А тепловой насос забирает тепло от грунта, добавляет к нему энергию, которую получает из сети и перемещает, и в конечном итоге передает ее в систему отопления. Причем при затратах в 1 кВт, можно получить от 2 до 4 кВт полезного тепла.
- Каковы перспективы этой разработки?
- В мире она на сегодня более популярна, чем в России. Но и у нас интерес к ней растет.
- Почему редко применяется в России?
- Необходимо использование высокотехнологичного оборудования, первоначальные затраты достаточно высоки. Но длительный срок эксплуатации и низкое энергопотребление уже сегодня демонстрируют конкурентоспособность этой технологии на рынке. Сегодня у нас много потенциальных заказчиков, которым эта технология интересна.
- Интерес у клиентов есть, разработки и технические решения по ее внедрению – тоже. Что мешает пустить ее на поток?
- Первоначально нужно было изучить ситуацию на рынке. Проблемой оказалось то, что люди хотят потрогать все в железе – посмотреть и убедиться в эффективности установки. Для этого мы начали строить демонстрационный дом, который будет отапливаться тепловым насосом. Сегодня мы столкнулись с тем, что даже не все специалисты знают о такой технологии.
- Когда откроется ваш демонстрационный дом?
- При хорошем раскладе, думаю, до конца года мы это сделаем.
- Есть ли у вас конкуренты, которые тоже активно занимаются этой темой?
- Сегодня это - непаханое поле, и работы здесь хватит всем, кто захочет разрабатывать эту тему. Необходимость первоначальных больших денежных затрат останавливает многих. Но когда есть возможность показать и объяснить все наглядно, недоверие уходит, и интерес к этой технологии сразу появляется.
В завершении разговора со специалистами компании «Лаборатория вариаторов» закономерно возникает вопрос о том, на что в ситуации, когда российское машиностроение фактически дышит на ладан, рассчитывает малое инновационного предприятия, которым руководит Никита Ломачинский. Ответ директора был ожидаем:
-У нас в планах – новые разработки, мы настроены идти вперед! Конечно, мы не можем себе позволить то оборудование, которое хотели бы иметь. Покупаем уже использованное, поскольку новое нам пока не по карману.
- Какие разработки собираетесь активно продвигать?
- Внедрение теплового насоса в практику. Нашей компании объема работ по этой теме хватит на много лет вперед, даже если мы будем заниматься только Челябинской областью.
Елена Пустыгина
Источник: http://www.equipnet.ru/interview/hi-tech/hi-tech_122.html