Сделать ведение бизнеса в Северной столице комфортным, помочь решить проблемы конкретного предпринимателя – такие вопросы обсудили в Петербурге представители власти города, Сбербанка России, демонстрирующего большой интерес к данной проблематике, а также руководители ОПОРЫ РОССИИ, других общественных организаций малого бизнеса. Очевидно, что между всеми участниками дискуссии уже давно сложился конструктивный диалог, и сегодня уже можно говорить о некоторых его результатах. Так, в Петербурге Сбербанк открыл уже третий по счету Центр развития бизнеса, специализирующийся на обслуживании субъектов малого и среднего предпринимательства. О достижениях и планах ОПОРЫ, совместных со Сбербанком кредитных программах и институте омбудсменов рассказал в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" президент ОПОРЫ РОССИИ, вице-президент ОАО "Сбербанк России" Сергей Борисов.
- Сергей Ренатович, ОПОРА РОССИИ вот уже 10 лет занимается поддержкой и развитием предпринимательства в стране, какие успехи вы могли бы отметить за последние годы и какие планы на будущее?
- Если, в частности, говорить о налоговом секторе, то нам удалось убедить правительство в том, что необходимо сохранить ЕНВД, по крайней мере, до 2018 года. В ближайшее время будет введена добровольность ЕНВД, плательщики этого налога получат возможность перехода на упрощенную систему налогообложения. Также возможна трансформация ЕНВД в патент после 2018 года. Но это не значит, что ЕНВД пропадет. Мы постараемся убедить правительство оставить этот налог.
Еще одно наше достижение последнего времени - поддержанная правительством идея о перераспределении налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальные бюджеты. Уже скоро такие налоги будут оставаться в муниципалитете, а не уходить "наверх", как раньше. Наша задача сделать так, чтобы оставалось до 80% налогов от малого бизнес Это поможет сделать местные органы власти союзниками МСП.
В прошлые годы предприниматели имели много претензий к налоговым органам из-за слишком большого давления. По нашим данным, около 70% предпринимателей жаловались на налоговиков. Сегодня эта цифра снизилась до 17%. Во многом, такого результата удалось добиться благодаря наладившемуся постоянному конструктивному диалогу с руководством ФНС. И это мы также можем отнести к серьезным достижениям нашей организации.
Мы много говорили о барьерах. Еще несколько лет назад я приезжал в Петербург и говорил о том, что административные барьеры – это большая беда для малого бизнеса. Сегодня это не главная беда, но она остается проблемой. Путем глубокого анализа, обобщенного в ежегодном исследовании "Индекс ОПОРЫ", мы научились замерять потери на преодоление барьеров в предпринимательстве. Где-то 6-7 лет назад расходы бизнеса на преодоление непроизводственных издержек составляли 9,6% от выручки. Это очень много. Сейчас этот показатель - 5%, что, в общем-то, тоже немало, но все-таки вдвое меньше, чем раньше. И мы продолжаем мониторить эту тему.
Мы, совместно с другими бизнес-союзами, были инициаторами внедрения системы оценки регулирующего воздействия. Сегодня ни один новый нормативный акт не принимается без предварительного рассмотрения бизнесом. Мы говорим: "Этот новый нормативный акт того или иного ведомства будет мешать развитию предпринимательства", - и он дорабатывается. Эта система хорошо себя зарекомендовала, но мы хотим, чтобы активнее осуществлялась и, так называемая, ретроспективная оценка. Необходимо обратить свои взоры в прошлое и пересмотреть старые законы, тоже не совсем адекватные. В этой работе есть большой потенциал.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей – это тоже инициатива ОПОРЫ. Владимир Путин уже объявил, что институт такого омбудсмена будет введен и наделен серьезными полномочиями. Своевременное решение! Малый бизнес зачастую не в состоянии себя защитить, он, увы, проигрывает в судах. Причем, даже, если суд выигран – бизнеса может уже и не быть. Предпринимателя изматывают, он нуждается в помощи. Если очевидно, что есть какое-то нарушение, беспредел какого-то чиновника, то необходимо вмешаться в ситуацию и помочь предпринимателю, представив его интересы в суде.
Сейчас ведутся консультации, каким должен быть институт уполномоченного. Мы заимствуем опыт американцев, где порядка 50 лет существует эта система. В Скандинавских странах такой институт тоже есть. С учетом специфики настроений, царящих в нашем обществе сегодня, озлобления на коррупцию, можно было бы рискнуть и наделить уполномоченного какими-нибудь специальными правами.
Это, если очень коротко о последних достижениях ОПОРЫ. А в планах - работать над совершенствованием статистики, доработкой законодательства, правоприменительной практики и так далее.
- Институт омбудсменов будет представлен только на общероссийском уровне или предполагаются его отделения в регионах?
- В каждом регионе будет свой уполномоченный, и процесс уже пошел. У нас появился первый омбудсмен - в Ульяновске. Им стал руководитель регионального отделения ОПОРЫ Анатолий Сага. И Сергей Морозов, губернатор области, оказывает серьезное содействие в этой работе. Я знаю, что в Башкортостане, в Татарстане процесс также запускается. В общем, Приволжский федеральный округ будет одним из, я бы сказал, пионеров в создании таких институтов. Потом, когда появится соответствующее законодательство они, наверное, приведут свои региональные законы в соответствие с федеральным. Мне кажется, так будет правильно.
- Какую законодательную инициативу вы готовите сейчас?
- Я уже коснулся темы совершенствования патентной системы налогообложения. Также нам интересны корректировки в законах о доступе к имуществу, в частности речь о ФЗ №159. Если раньше согласно этому закону предприниматель должен был выкупить арендуемое помещение в течение года, то сегодня, благодаря усилиям ОПОРЫ, срок выкупа арендуемых помещений для субъектов малого и среднего предпринимательства увеличился до 3-х лет. Петербург смело пошел на продажу предпринимателям помещений. Москва, к сожалению, стоит стеной – не хочет продавать. Местные власти хотят сами управлять этим имуществом. Мы им говорим: "Зачем, вы же не бизнесмены! Дайте бизнесу, а он вам принесет деньги через налоги". Очень важная тема связана с вопросами регулирования электроэнергетики и доступа к газоснабжению. Поясню, малый бизнес имеет сейчас льготный доступ к электросетям - до 15 и 100 кВт. Льготный доступ мы хотим сделать и к газу. Уже проведены предварительные консультации, в дальнейшем планируется корректировка законодательства. Здесь же еще одна тема: раньше малый предприниматель платил штрафы за недобор электроэнергии до установленной нормы. Мы убедили председателя Правительства РФ, что нужно отменить эти штрафы. В результате недавно поправка в отношении недобора газа тоже была принята правительством.
- ОПОРА сотрудничает со Сбербанком по ряду кредитных программ. Расскажите о них подробнее.
- Сегодня Сбербанк России предлагает целый ряд кредитных программ для малых предпринимателей. Среди них выделяется программа "Бизнес-старт" - помощь для тех, кто только начинает свой бизнес. Эта программа предоставляет предпринимателю возможность пообщаться с владельцем бренда – франчайзером, получить его рекомендации и поддержку. Это долгий кредит без дополнительного обеспечения, позволяющий воспользоваться комплексной программой нефинансовой поддержки Сбербанка, а это и бесплатное обучение, и тренинги, и любая консультационная помощь в бизнесе. Плюсы франшизы в том, что она, помимо узнаваемого бренда и репутации компании-франчайзера, дает возможность использовать успешные бизнес-технологии, налаженную систему снабжения и экономит затраты на рекламу и маркетинг. За истекший месяц в Сбербанк поступило 20 заявок на кредит по этой программе. Уже есть первый выданный займ – ресторан быстрого питания "Сабвэй".
Также существуют и другие программы кредитования: "Доверие" - очень серьезный продукт; "Бизнес-Оборот"; "Бизнес-Проект", созданные под проектное финансирование малого бизнеса; "Бизнес-Инвест", который позволяет развивать бизнес; "Бизнес-недвижимость"; "Бизнес-Авто"; "Госзаказ" и другие.
- Есть ли потери по таким кредитам?
- Статистики пока нет. Но по беззалоговым кредитам просрочка составляет 0,4%. Поэтому у нас нет оснований полагать, что это неудачные кредиты. Общая статистика будет позднее. На сегодняшний день по кредиту «Доверие» (а это самый востребованный, быстрый и очень удобный кредит, позволяющий без залога получить сумму до 3 млн рублей практически на любые цели малого бизнеса) одобрение получает примерно 55% заявок, 45% остаются за бортом по разным причинам. Но мы стараемся этих предпринимателей не потерять. Я думаю, что процент положительных решений мы доведем до 75.
- Какова доля малого бизнеса в кредитном портфеле Сбербанка?
- Сейчас этот показатель на уровне 10%. В прошлом году было чуть меньше. У нас без малого 1 миллион 500 тысяч малых предпринимателей имеют счета в Сбербанке, и из них только 10%, где-то 150 тысяч, - это те, которые обслуживаются. Вот мы хотим сделать так, чтобы сегодняшний кредитный портфель где-то в 600 с лишним миллиардов в течение 4-5 лет превратился в триллион. - А каковы прогнозы по увеличению доли малого и среднего предпринимательства в России? - Сегодня доля МСП в ВВП составляет 21%, при этом количество трудоспособных людей в малом бизнесе достигло планки в 23%. Если к 2020 году мы сделаем 40% по ВВП и 50-55% по занятости – это будет хороший результат. Сегодня 23% занятых в малом бизнесе- это 17 миллионов наших граждан, а я считаю, что подойти можно к отметке 40 миллионов. Вот это и есть средний класс, который будет укрепляться и расширяться.
- Ощутимо ли влияние европейского финансового кризиса на экономическую систему России?
- Думаю, если грянет кризис в Европе, то мы его почувствуем,. Чем он аукнется? Любой кризис или замедление производства требует меньше энергии - значит, меньше потребуется нашего газа и нефти. Меньше газа и нефти влияет на цену газа и нефти здесь, отсюда меньше спрос. Значит, мы меньше будем получать денег. Падают цены на нефть и газ. Сегодня бездефицитный бюджет – это 120$ за баррель. Если цена упадет вниз – считайте сами.
Эксперты Министерства финансов (а я вхожу в общественный совет при Минфине России) считают, что если цена на нефть составит до 70$ за баррель, то мы потратим золотовалютные резервы примерно за год. Вот и все. Чем можно заместить сырьевую «иглу»? Малым бизнесом, формированием новых ниш, созданием добавленной стоимости и т.д.. У нас, кстати говоря, есть одна большая проблема. Не сочтите меня непатриотичным, но у нас заработные платы не совсем адекватны нашей производительности труда, потому что слишком много необеспеченных денег, их нужно связать. Лучшее лекарство от инфляции - связывание денег, малый бизнес, так как это оборотные средства и основные фонды.
- Что готовит государство для защиты малого бизнеса с присоединением России к ВТО?
- Вы знаете, не так страшен черт, как его малюют. Малый бизнес у нас не столь развит. Новые технологии, беспошлинный ввоз товаров или их ввоз в Россию с меньшими пошлинами даст возможность повысить производительность труда, значит, мы станем более эффективными. Фермерам, наверное, на какой-то период надо дать дотации, и это планируется, будет переходный дотационный период. Торговые предприятия приспособятся однозначно. Строители смогут найти коллег на субконтрактной основе, потому что там есть традиция приглашать на субконтракт малые предприятия. Если российские партнеры не готовы - придут западные и научат, т.е. это приподнимут планку для развития отраслей в России. Я не сомневаюсь в этом. В каких-то сферах будет болезненная ситуация, кому-то будет некомфортно. Ну на это можно сказать следующее: некомфортно – учитесь, внедряйте новые технологии, повышайте производительность труда, и все у вас получится.
Источник: http://opora.ru/news/36626/