Что думают компании сферы услуг о вступлении в ВТО
Мы продолжаем цикл статей, объединенных общей темой «Что ждет малый бизнес после вступления России в ВТО». Ранее мы рассказали, как к присоединению к этой организации относится самый массовый сегмент российского малого бизнеса – торговля. Также вы знаете, что думает о ВТО предприниматели из числа станкостроителей. Теперь настало время поговорить об услугах.
Сфера услуг – одно из самых популярных направлений для бизнеса. Что легко объяснимо. Достаточно сказать, что спрос на услуги разного рода большой. А для начала работы, зачастую, не нужен внушительный стартовый капитал.
В настоящее время на сферу услуг приходится порядка 7 процентов оборота малых предприятий России. Мало? Смотря с чем сравнивать. Ведь торговля занимает более 70 процентов оборота малых компаний. Так что 7 из оставшихся менее чем 30 – вполне неплохо.
По мнению аналитиков, сфера услуг ощутит на себе все прелести ВТО. К сожалению, по уровню сервиса многие наши компании проигрывают иностранным. Которые, как ожидается, хлынут на наш рынок после «поднятия занавеса».
Речь идет, в первую очередь, о крупных сетевых фирмах. В частности, страховых и консалтинговых компаниях, агентствах недвижимости, рекламных агентствах, маркетинговых компаниях и так далее. Хотя опасность для тех же консалтинговых услуг преувеличена, так как на стороне россиян будет «человеческий капитал» и опыт работы в российских реалиях.
Слово бизнесу
Журналисты EquipNet.ru опросили представителей компаний, работающих в сфере услуг, и выяснили, что они думают о присоединении России к ВТО. И самое главное, как это отразится на предпринимательской деятельности.
«Столичное грузовое агентство», генеральный директор Пчелинцев Валерий Яковлевич:
- Как вступление России в ВТО отразится на вашем бизнесе?
- Считаю, что в целом вступление в ВТО может положительно повлиять на рост объема заказов на перевозки промышленных грузов – оборудования, техники, материалов. А это наша основная специализация, так что мы от вступления в ВТО выиграем.
Ведь нормы ВТО обязывают снизить импортные пошлины, в том числе, и на сегмент промышленных товаров. Соответственно, вырастут закупки иностранного оборудования.
- Не опасаетесь конкуренции со стороны зарубежных компаний?
- Следует различать игроков транспортного рынка по их функциональной деятельности: перевозчики и экспедиторы, логисты. На рынке перевозчиков вряд ли следует ожидать появления новых крупных игроков. Серьезных ограничений для входа на наш рынок операторов автомобильных перевозок и раньше не было. Поэтому, кто хотел войти – уже вошли. Для операторов ж/д перевозок вступление в ВТО более привлекательных условий не создало, т.к. в рамках переговоров с ВТО в перечне обязательств не оговорены условия доступа иностранных перевозчиков к инфраструктуре РЖД.
На рынке логистических услуг мы предполагаем значительный рост доли иностранных компаний, обладающих существенными ресурсами и новейшими технологиями. Их приход будет связан не столько со вступлением в ВТО, сколько с рецессией в еврозоне.
Появление новых крупных иностранных игроков оцениваем скорее положительно по следующим причинам. Во-первых, наша компания уже работает с использованием современных логистических технологий, а также обладает большим преимуществом – знанием специфики работы на российском рынке, поэтому она будет конкурентна. Во-вторых, конкурирование с сильными передовыми компаниями будет стимулировать развитие нашего предприятия.
В-третьих, иностранные компании, в отличии от большинства отечественных, не молчат, когда их бизнес притесняют местные или федеральные чиновники, они активно жалуются и к ним прислушиваются власти. Поэтому защита отраслевых интересов будет повышаться, будет больше порядка.
Клининговая компания «Чистюля», директор Дмитрий Сергеев:
«Мы особо не переживаем по поводу вступления в ВТО. Хотя все и говорят, что услуги пострадают сильно. Но мы маленькие, работаем на ограниченном рынке в маленьком уездном городе. Вряд ли к нам резко хлынут крутые иностранные конкуренты. Но даже если таковые и придут, то еще не факт что «прикормленные» клиенты перейдут к ним».
Рекламное агентство «Адвертайзинг», коммерческий директор Иван Огурцов:
«Мы нервничаем, признаюсь честно. Все говорят, что как только «занавес поднимут», к нам хлынут хищные акулы со всех концов света. И к рынку рекламы это относится в первую очередь. Но, в любом случае, конкуренции я не боюсь. И что-нибудь придумаю».
Компания Free Lines Company. Заместитель руководителя коммерческого департамента Алина Соломко:
- Как вступление России в ВТО отразится на бизнесе Free Lines?
- Что касается бизнеса нашей компании, мы готовимся к предстоящей серьезной конкуренции с крупными иностранными транспортно-логистическими компаниями, которые обязательно воспользуются либерализацией доступа на российский рынок.
Это заставляет нас всерьез задуматься о максимальной оптимизации всех бизнес-процессов. В конкурентной борьбе выживут самые эффективные импортеры продукции, у которых отработаны все этапы логистики, которые четко взаимодействуют со своими поставщиками. Со стороны экспедиторских компаний останутся на рынке только компании с конструктивным опытом, хорошей агентской сетью и с высокотехнологичным подходом к деятельности.
- Каким видите российский рынок после вступления в ВТО?
- Мы отдаем себе отчет в том, что со вступлением в ВТО наша страна добровольно соглашается на некий эксперимент, который в итоге должен подвести Россию к модернизации экономики. Тем не менее, ни один из экспертов не может дать точного прогноза – все видят долгосрочные выгоды, наряду с серьезными трудностями.
Например, снижение таможенных тарифов, пусть и незначительное, повлечет в определенных сегментах увеличение импорта более дешевых зарубежных товаров, что может привести к разорению отечественных производителей, если они не научатся быстро создавать и выпускать товары высокого качества с низкой себестоимостью. Наши клиенты импортеры оборудования, увы, планы на ближайшие годы связывают только с иностранными производителями. В целом, таможенная политика нашего государства непрозрачна и противоречива.
Участие в ВТО подчинит экспортно-импортную деятельность России строгим правилам. Мы ожидаем, что наличие более прозрачных и упрощенных процедур на таможне будет подталкивать все больше компаний к тому, чтобы заниматься ВЭД деятельностью самостоятельно, минуя посредников и не боясь сложностей. Таким образом, количество импортеров и экспортеров может резко увеличиться.
Есть ли угроза?
При этом отраслевые эксперты уверены, что многим компаниям сферы услуг ничего не угрожает. В настоящее время крупные иностранные фирмы уже открыли представительства в России. Либо они аффилированы с отечественными фирмами. Это значит, что иностранцы и без того присутствуют во всех сегментах рынка услуг.
Что тогда изменится после вступления в ВТО? Определенно вырастет число иностранных игроков. Кроме того, они могут выйти в те сегменты, где безраздельно властвуют россияне.
Но в этом случае можно говорить лишь о крупных компаниях, которые вряд ли можно назвать реальными конкурентами «малышам». Все-таки весовые категории очень разные.
Ну а небольшие иностранные фирмы из сферы услуг вряд ли пойдут в Россию. Уж больно своеобразный у нас рынок, да и правила игры сильно отличаются от зарубежных.
Иван Муравьев, Екатерина Гонова
Фото с сайта maxon.uk.com, careerbuh.ru, .center-at.kz, tltgorod.ru
Источник: http://www.equipnet.ru/articles/gover/gover_1006.html