Как сегодня живется малому бизнесу? Почему количество проверок сократилось, а предпринимательство в России все равно не развивается? Об этом в интервью «Комсомолке» рассказал глава Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Сергей БОРИСОВ.
БИЗНЕС В ЗАМОРОЗКЕ
- Сергей Ренатович, прошедший год власти называют годом выхода из кризиса. А малый бизнес на себе это почувствовал?
- Увы, значительного роста числа малых предприятий мы не наблюдаем. Напротив, мы вправе говорить о том, что малый бизнес потихоньку сжимается. Большое количество предпринимателей «примораживают» свою деятельность, ждут лучших времен, новых событий.
- Почему так происходит?
- Многих подкосили новые нормы социальных платежей, из-за отмены единого социального налога нагрузка выросла с 26 до 34 процентов. Многие предприниматели не справляются, а в «черную» идти не хотят. Официальную статистику мы увидим позднее, весной. Но то, что все меньшее число малых предприятий России сдают отчетность, - это факт.
К неудачам прошедшего года я отнес бы то, что до сих пор не принят закон о патенте.
- Что дает патент?
- Это очень простая система, для предпринимателя она напоминает единый налог на вмененный доход (ЕНВД), когда человеку по определенным видам деятельности рассчитываются его потенциальные доходы, и с этой суммы берется, например, шесть процентов. То есть предприниматель один раз платит фиксированную долю и спокойно работает. Это очень удобно.
Кроме того, должна быть разновидность патента для самозанятых. У нас огромное количество людей, которые могли бы заниматься предпринимательством, но гражданин не уверен, получится ли у него. Патент в том числе позволяет испробовать силы, поскольку не требует регистрации предпринимателя.
- В общем, с малым бизнесом у нас все по-прежнему неважно?
- Есть небольшие победы. Во взаимоотношениях с энергетиками, например. Был такой казус, когда закон об энергосбережении, с одной стороны, призывал экономить электроэнергию, внедрять более совершенные технологии. А с другой стороны, за недобор электроэнергии компании штрафовали. Теперь этот порядок отменен.
Но если мы хотим, чтобы малый бизнес занимался не только преимущественно торговлей, но и производством, мы должны снять барьеры и по присоединению к электросетям.
ПРОВЕРКИ УШЛИ В РЕГИОН
- А как обстоят дела с проверками? В самый разгар кризиса было принято решение их ограничить.
- Мы не видим сейчас больших проблем, больших нарушений по линии, например, МЧС. Это пожарные. Более того, глава МЧС на наши сигналы о неадекватности действия в регионах достаточно оперативно реагирует. То же самое с санитарно-эпидемиологической службой. То, что было раньше, - валом шли протесты по поводу действий санитаров - такого нет.
- А вот Минэкономразвития недавно подготовило доклад. В нем отмечается: там, где федеральные органы ослабили пресс, региональные, наоборот, начали закручивать гайки для бизнеса.
- Поэтому мы считаем сокращать подобные функции в федеральных органах неразумным - это ведет к самостийности неких региональных подразделений. В итоге мы можем увидеть картину, когда региональные власти в борьбе за выполнение бюджета могут перекашивать все экономическое пространство и серьезно влиять на бизнес.
- Для поддержки малого бизнеса был принят закон, согласно которому «малыши» на льготных условиях могут выкупить помещения, которые они давно арендуют. В «КП» пишет предпринимательница из Армавира Краснодарского края. Она прошла уже восемь судов, но местные власти в приватизации помещения упорно отказывают...
- По данным на январь этого года, правом выкупа помещений воспользовались чуть более 30 тысяч предпринимателей по всей России. Это крохи. Поэтому действие закона уже не первый раз продлевается и будет продлеваться. Я убежден, и позиция премьер-министра, которую он не так давно снова озвучил: не должны муниципалитеты держаться за это имущество, быть субъектами предпринимательских отношений. Пусть они лучше помогут бизнесу, который заработает и своими налоговыми отчислениями пополнит казну.
- Но на деле-то все по-другому, у нас есть другие письма от бизнесменов, они рассказывают, как вымогают взятки. Чиновники намекают: официально оформим продажу помещения по льготной цене, а разницу доплатите наличными.
- С каждым конкретным случаем нужно отдельно разбираться. Но в целом у чиновников нет никаких стимулов, чтобы холить и лелеять малый бизнес. Все поступления уходят куда-то наверх, а потом глава города или района бежит туда с протянутой рукой: дайте субсидию.
Поэтому - с теми же помещениями - чиновникам выгоднее сдавать их в аренду и получать постоянный доход в местную казну. А возможно, и через «боковички» что-то себе в карман класть.
Поэтому должна быть воля государства. Если закон о льготной приватизации помещений есть, давайте сделаем проверку, почему он не выполняется?
- Кстати, предприниматели пишут, что прокуратура вмешивается в ситуацию, но толку все равно мало.
- Да, прокуратура много предписаний давала по этим вопросам. Десятки тысяч. Ведь это прямое нарушение закона. В Америке, например, трудно представить такую ситуацию. Попробуй нарушить закон - этот муниципалитет и этого чиновника затаскают по судам.
- А наши игнорируют - и все?
- К сожалению, и предписание прокуратуры часто игнорируют. Так построена наша система сегодня.
- И что же можно сделать?
- Нужна мотивация. Чиновники на местах должны видеть в предпринимателе своего кормильца. Нужно сделать так, чтобы налоги от малого бизнеса хотя бы процентов на 80 оставались в муниципалитете, а другие субсидии сократить. Развивайте бизнес, зарабатывайте.
И тогда они снимут розовые очки и будут нормальными глазами смотреть на предпринимателя, будут думать, как ему помочь и какие проекты в городе, в регионе еще запустить.
А у вас есть свое дело? С какими проблемами вы сталкивались?
Источник: http://opora.ru/news/26485/