Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Главное - маневры. Путин предложил изменить налоговую систему в России

Владимир Путин. Фото ИТАР-ТАСС, Артем КоротаевВ конце декабря Владимир Путин провел ряд встреч, на которых показал себя в большей степени не премьер-министром, а кандидатом в президенты. Сначала на совещании по энергетике Путин смачно приложил энергетиков, пообещав в очередной раз разобраться с коррупцией в госкомпаниях, а потом, на встрече с "Деловой Россией", предложил произвести "налоговый маневр". Впрочем, как именно будет проводиться этот самый маневр, пока совершенно непонятно.

Встреча с "Деловой Россией", то есть представителями российского бизнеса, вообще получилась богатой на разного рода заявления. Владимир Путин говорил о необходимости "новой индустриализации", о "внутреннем инвестиционном моторе", о том, что России через пять лет необходимо войти в пятерку крупнейших экономик мира.

Однако предложение о "налоговом маневре" стоит в ряду этих заявлений особняком. И дело тут не только в президентских амбициях Путина и хорошей памяти премьера, который около десяти лет назад начинал свою деятельность на посту президента как раз с того, что провел крайне удачную налоговую реформу (ввел плоскую шкалу налогообложения НДФЛ). Дело в том, что необходимость налоговой реформы в России действительно назрела.

Жизнь не по средствам

То, что среди самых высокопоставленных чиновников начала обсуждаться налоговая реформа, стало понятно еще несколько месяцев назад, когда газета "Ведомости" со ссылкой на целый ряд источников написала о соответствующих слухах. По данным издания, правительство начало размышлять над заведомо непопулярным вариантом увеличения подоходного налога, а также ряда других налогов: в частности, акцизов на алкоголь или НДС.

Аркадий Дворкович, помощник президента России Дмитрия Медведева все эти слухи опроверг и сказал, что на конец 2011 года или на 2012-й год планов по повышению налогов у правительства нет. Тем не менее, разговоры о том, как изменить налоговую систему, пошли.

Смотря как считать
Заявление Владимира Путина о необходимости войти в пятерку крупнейших экономик мира одновременно напоминает и его старый тезис об удвоении ВВП за 10 лет, и слова Дмитрия Медведева о том, что Россия уже вышла на шестое место в мире по ВВП, сделанное во время оглашения послания к Федеральному собранию. Россия действительно находится на шестом месте в мире, но только по ВВП, оцененному по паритету покупательной способности. Для того чтобы войти в пятерку, России необходимо обойти такого "монстра", как Германия. По номинальному ВВП Россия не входит даже в топ-7 крупнейших экономик мира.

Усилились эти разговоры после конфликта Медведева с министром финансов Алексеем Кудриным, который в итоге привел к увольнению последнего. Бывший глава Минфина не постеснялся сказать, что не согласен с политикой резкого повышения расходов по оборонным статьям, поскольку у правительства в существующих условиях на это нет денег. По словам Кудрина, если увеличивать расходы бюджета, то в скором времени либо придется увеличивать налоги, либо повышать пенсионный возраст (еще одна крайне болезненная тема для правительства).

Кроме того, у необходимости налоговой реформы есть не только краткосрочные предпосылки, но и "вечная" для России тема: зависимость от нефти и газа. Кризис 2008-2009 годов наглядно показал, как сильно может сократиться экономика при обвальном падении цен на энергоносители. Сейчас стоимость российской нефти находится на рекордных уровнях (средняя цена на Urals за 2011 год превысит стоимость углеводородов в 2008 году, хотя пиковых отметок нефть достигла именно три года назад), но даже это больше не позволяет верстать бюджет страны со сколько-нибудь заметным профицитом. Таким образом, при новом обвале цен последствия для бюджета могут стать гораздо более ощутимыми.

Российский бюджет, несмотря ни на какие обещания высших чиновников, за последнее десятилетие не избавился от зависимости от нефти и газа. Эти два вида топлива наполняют бюджет как через налоги на нефтяников и газовиков, так и через экспортные пошлины (в отличие от других стран, таможенники в России приносят бюджету едва ли не половину доходов).

В итоге получается, что любое повышение налогов, не связанных с нефтью и газом, кажется федеральному правительству каплей в море. Между тем, бизнес каждое повышение ощущает как весьма болезненное и всеми силами пытается ему противостоять. Причем лоббистский ресурс у бизнеса в России традиционно высокий - достаточно вспомнить, как чиновники несколько раз смягчали свою позицию в вопросе о замене Единого социального налога на страховые взносы.

Тем не менее, если Россия действительно хочет жить по средствам (так сказал президент Дмитрий Медведев в последнем послании к Федеральному собранию), то без изменения не нефтяных налогов ей не обойтись. Что же можно поменять?

Алкоголь, табак, налог с продаж

Сам премьер-министр по поводу своего маневра сказал лишь, что деньги из сырьевого сектора должны перетечь в высокотехнологичный и производственный. Что конкретно под этим имеется в виду, не очень понятно, поэтому прежде всего нужно обратиться к тем налогам, необходимость изменения которых раньше обсуждалась.

Наиболее часто чиновники и бизнесмены в последние годы высказывали претензии к НДС - налогу на добавленную стоимость. В конце 2007 года глава Федеральной таможенной службы даже назвал его "наиболее коррупционным налогом", причем подчеркнул, что такое определение касается не только России.

Чиновникам в НДС не нравится то, что с ним постоянно возникают разного рода сложности с администрированием: хитрые предприниматели придумывают все новые и новые схемы "оптимизации" налога и его возврата. В свою очередь, бизнесменам этот налог добавляет хлопот из-за того, что чиновники часто требуют слишком много документов для легальной процедуры возмещения налога. А возмещается из него, между тем, приличная сумма: в 2010 году чиновники возместили бизнесменам НДС на 1,18 триллиона рублей, при этом в бюджет ушло еще 1,33 триллиона.

НДС можно заменить налогом с продаж, который не взимается в России с 2004 года. Его достоинством, помимо более отлаженного администрирования, является то, что налог с продаж обычно записывается в доходы региональных бюджетов, а не идет в федеральный. Власти же, как заявил Медведев все в том же послании к Федеральному собранию, намерены значительно децентрализовать систему управления страной, в том числе и за счет наделения местных властей правом распоряжаться большим количеством средств.

Другой вариант налоговой реформы связан с резким повышением акцизов на табак и алкоголь. Сейчас они растут гораздо быстрее, чем инфляция, однако предприниматели не против того, чтобы вредные привычки обходились россиянам намного дороже, чем раньше. Впрочем, по данным "Коммерсанта", премьер-министр на встрече с "Деловой Россией" уже заявил, что слишком сильно повышать акцизы не стоит, так как это может привести к нелегальной торговле суррогатами.

Еще один способ увеличить поступления в казну - это обратить внимание на те сектора сырьевой экономики, которые сейчас облагаются меньшими налогами, чем раньше. По данным "Ведомостей", у нефтяных компаний сейчас в виде налогов изымается от 70 до 75 процентов добавленной стоимости, а вот у газовых — только 35 процентов. Казалось бы, чего проще увеличить налогообложение "Газпрома"? Однако у крупнейшей компании России есть мощные лоббисты в высших эшелонах власти, а председателем совета директоров "Газпрома" долгое время был сам Дмитрий Медведев.

В итоге ставка налога на добавленную стоимость на газ не менялась в России с 2006 по 2010 год (на нефть в то же время она росла). Только с 2011 года газовики стали платить больше. При этом Минфин при Кудрине всеми силами пытался заставить "Газпром" отправлять в бюджет и дополнительные средства, но как с этой задачей министерство будет справляться без Кудрина, неизвестно.

Наконец, власти наверняка размышляют и еще над одной опцией - изменением плоской шкалы подоходного налога на прогрессивную. Владимиру Путину после объявления о том, что губернаторы в стране вновь будут выбираться, видимо, не привыкать откатывать свои собственные решения назад, так что исключать такого варианта развития событий нельзя. Тем более что левые идеи, как показали парламентские выборы, в России довольно популярны, а ведь прогрессивная шкала - один из способов наведения "всеобщего равенства". Правда, у нее есть и весьма значительные минусы, но ими, при необходимости привлечь на свою сторону "левое" население, можно и пренебречь.

В любом случае, изменение налогов - вещь, которая в России если и будет серьезно реализовываться, то только после президентских выборов. Тем не менее, узнать о нововведениях можно будет уже очень скоро, ведь при конкретизации "маневра" налоговая реформа вполне может стать базой для экономической предвыборной программы Путина.

Александр Поливанов
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости