Как уже отмечалось, вторая часть пленарного заседания IX Форума малого предпринимательства была посвящена результатам деятельности Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга в 2011 году, а также проблемам гостиничного бизнеса.
Елена Церетели – председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга отметила нестабильность законодательства, регулирующего деятельность малого бизнеса и, как следствие, часто меняющиеся «правила игры».
«Несмотря на то, что многие положения резолюции прошлого года реализованы - жизнь предпринимателей не стала легче, - подчеркнула Елена Церетели. - Скорее, наоборот. Резолюция VIII Форума малого предпринимательства заняла 4 страницы, а нынешнего 5. Это феномен законодательства, регулирующего малый бизнес. Я понимаю, что это происходит по той причине, что мы только начали выстраивать рыночные взаимоотношения, но, тем не менее, всем хочется стабильности и уверенности в завтрашнем дне».
В текущем году при участии Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга внесены изменения и дополнения в ряд документов федерального и регионального уровня:
- С 1 апреля 2011 года не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС) операции по реализации субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого имущества, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2011 № 741-6 внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга от 03.12.2008 № 748-137 «О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», благодаря которым увеличен срок рассрочки оплаты недвижимого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства, с 2 до 3 лет.
- Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2011 № 741-6 были внесены изменения в пункт 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 2 апреля 2008 года № 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге». Так, новой редакцией установлено, что не подлежат выкупу нежилые помещения, расположенные на автомобильных дорогах, перечень которых определяется Правительством Санкт-Петербурга и которые имеют отдельный вход с указанных автомобильных дорог. Таким образом, предприниматели, чьи объекты расположены на основных магистралях города, но вход в которые оборудован с примыкающих улиц, получили возможность выкупать арендуемые объекты недвижимости.
- Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.02.2011 № 218 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2009 № 1379» исключена необходимость ежегодной инвентаризации земельных участков силами ГУП ГУИОН.
- В соответствии с распоряжением КУГИ СПб от 28.03.2011 № 27-р «О внесении изменений в распоряжения КУГИ от 17.11.2009 № 150-р и от 01.03.1995 № 102-р» для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка претендент должен внести задаток. Задаток служит обеспечением исполнения обязательства победителя аукциона по заключению договора аренды земельного участка. Внесенный задаток не возвращается в случае, если Претендент, признанный победителем аукциона, уклониться/откажется от подписания в установленный срок протокола о результатах аукциона, договора аренды земельного участка. Требование о внесении задатка имеет целью снизить возможность возникновения злоупотреблений при проведении процедуры торгов и в ходе дальнейшего использования земельного участка.
- С 14.11.2011 в Программу поддержки предпринимательства включена спецпрограмма «Содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства», предусматривающая возмещение затрат при проведении энергоаудита.
- С января 2010 года «Фонд содействия кредитованию малого бизнеса», в рамках программы «Микрофинансирование», предоставляет субъектам малого предпринимательства микрозаймы в размере от 50 тыс. до 1 млн рублей; срок договора займа – от 3 до 12 месяцев; процентная ставка по договору займа составляет 10% годовых.
- Министерством экономического развития разработан законопроект «О Федеральной контрактной системе»; его принятие ожидается с 1 января 2012 года. Одним из принципиальных положений закона станет рассмотрение квалификации участника торгов, помимо цены.
Продолживший заседание Сергей Корнеев - директор НП «Северо-Западного отделения Российского союза туристской индустрии», председатель Комиссии в сфере туризма Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга свое выступление посвятил анализу развития туристического бизнеса Санкт-Петербурга, а также его проблемам и путям решения. По оценки экспертов Всемирной туристской организации - туризм по общему обороту средств в мире приближается к таким «капитальным» системообразующим отраслям, как топливно-энергетический и военно-промышленный. В России одним из самых привлекательных туристских центров является Санкт-Петербург – по статистике в город ежегодно приезжает более 5 млн туристов. В сфере туризма работают:
- около 800 туроператоров;
- примерно 2 000 тыс. турагентств, турбюро и т.п.;
- более 400 крупных гостиниц;
- от 600 до 800 мини-отелей;
- около 5-10 тыс. квартир и меблированных комнат сдаются летом в краткосрочную аренду.
90 % предприятий туристической сферы (за исключением больших гостиниц, выставочных и конгресс центров) - это предприятия малого (среднего) бизнеса.
Туризм – самый динамично развивающейся сектор экономики. Со своими проблемами и нерешенными вопросами.
«Для нас самым важным является въездной туризм, - говорит Сергей Корнеев. - Это уникальная и, по-моему, единственная экспортная отрасль экономики, в которой инвесторы - туристы оставляют деньги в России. Из этого следует, что следующий шаг, о котором необходимо подумать и который периодически обсуждается на федеральном уровне – это вопрос отмены НДС для услуг в сфере въездного туризма и услуг санаторно-курортного комплекса, либо введение патентной системы налогообложения для этих видов деятельности. Целесообразно было бы ввести налоговые «каникулы» для предприятий инфраструктуры въездного туризма (гостиниц, малых отелей и т.п.) по налогу на прибыль на 3 года.
Также необходимо поддержать инициативу федерального агентства по туризму РФ об исключении НДС из железнодорожных и авиа билетов для поддержки внутреннего туризма. Соответствующее предложение внесено Ростуризмом в Минфин. Для Санкт-Петербурга это очень важно – 50 % туристов приезжает к нам из российских городов. И хотя сейчас доход от 1 иностранного туриста значительно выше, платёжеспособность российских туристов постоянно растёт, но цена на билеты – это настоящая проблема».
В своем выступлении Сергей Корнеев коснулся и такой темы, как мини – отели. В течение последних пяти лет в России наблюдается стремительное развитие гостиничного бизнеса. В крупные города приходят международные отельеры, реконструируются старые советские гостиницы, растет число небольших частных отелей. Городом, который по праву можно назвать столицей мини-отелей, является Санкт-Петербург.
Сектор малых средств размещения (малых отелей, мини-гостиниц, гостевых домов) стал активно развиваться в Петербурге с 2004 года, когда развитие туризма было провозглашено одной из стратегических задач развития города. Идея показалась предпринимателям настолько привлекательной, что они активно включились в ее реализацию. По мнению Сергея Корнеева, мини-гостиницы для Петербурга - это дополнительные 20 % совокупного номерного фонда города в дополнение к классическим гостиницам. Для городского хозяйства – это налоги, занятость (1 постоялец во время своего проживания содержит 3 рабочих места) и т.д. Мини-отели сыграли и продолжают играть значительную роль в расселении коммунальных квартир, особенно в центральной части города. Сектор малых средств размещения в 100 % случаев – это малое, индивидуальное предпринимательство, очень часто это семейный бизнес. Очень многие люди хотят, с одной стороны, вложить свои средства в недвижимость, с другой стороны, извлекать из нее стабильный доход, занимаясь интересной областью, которая называется «индустрия гостеприимства». Существует достаточно большое количество примеров, когда мини-отели квартирного типа становились базой для создания ТСЖ, являясь своего рода системообразующим «локомотивом» и крупным плательщиком, и основным лицом, заинтересованным в благоустройстве придомовой территории, обеспечении безопасности и т.п. Одним словом, у данного направления деятельности имеются серьезные перспективы, в том числе, и в новых экономических условиях, так как многие предприниматели, ранее вложившие свои средства как инвестиции в недвижимость, сейчас не против того, чтобы начать извлекать из нее доход. Мини-отелями интересуются и серьезные девелоперы, охотно планирующие их как составную часть деловых коммерческих центров.
Но вместе с очевидными плюсами и перспективами развития у сектора малых средств размещения существует немало проблем. Главная проблема - отсутствие в законодательстве окончательно сформированного юридического понятия малых средств размещения и того, что малые средства размещения в 80% (и более) случаев находятся в жилом фонде, и в большинстве не могут быть переведены в нежилой фонд.
При этом эта деятельность легализована Российским законодательством, в том числе и для жилого фонда: ГК содержит норму « гостиницы и иные организации, оказывающие гостиничные услуги», к которым, очевидно, относятся операторы малых средств размещения (юридические лица и индивидуальные предприниматели). ЖК дает право собственнику жилого помещения предоставить его в коммерческое пользование на основании договоров коммерческого найма, аренды, возмездного оказания услуг. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности четко определяет следующую категорию услуг: «Сдача в наем для временного проживания мебелированнных комнат» (жилой фонд).
Свое выступление Сергей Корнеев закончил предложением включить ряд законодательных инициатив, о которых он рассказал, в Резолюцию IX Форума малого предпринимательства.
После основных докладов, предприниматели смогли задать интересующие их вопросы членам президиума. Больше всего обращений было связано с документами, регламентирующими деятельность потребительского рынка и имущественными отношениями. На них ответил председатель КУГИ Дмитрий Куракин.
Он также прокомментировал применение Федерального закона № 159-ФЗ:
- Как известно, приватизации подлежат государственные и муниципальные помещения, принадлежащие городу. В отношении федеральной собственности такого права нет. Но, как, оказалось, существует возможность, обойти данное положение.
У Санкт-Петербурга, как у субъекта Российской Федерации, есть возможность на основании Федерального закона № 122, обратиться за безвозмездной передачей федерального имущества, в том случае, если оно сдано в аренду субъектам малого предпринимательства. Так как до сего дня предприниматели не обращались к нам с подобной инициативой, то и мы, соответственно, не предпринимали каких-либо шагов в этом направлении. Поэтому сегодня, пользуясь возможностью, я убедительно прошу предпринимателей обращаться к нам с заявлениями, связанными с приватизацией федерального имущества. Если в соответствии с законом такая возможность имеется, то ее нужно использовать. По крайней мере, попробовать.
Источник: http://www.osspb.ru/osnews/8441/