Главная / Интервью / Налоговая политика России: кто не спрятался, тот и виноват. "ФИНАМ.RU" - Конференция он-лайн с участием Алексея Шестоперова, руководителя направления НИСИПП
Дата: 13.07.2011
В 2012 году ставка страховых взносов должна быть снижена с 34% до 30%, а для малого бизнеса – до 20%. Принятое решение, по мнению Дмитрия Медведева, это максимум, который возможен при нынешнем состоянии экономики РФ. Но выпадающие доходы Пенсионного фонда, по инициативе Минфина, будут компенсированы введением дополнительного взноса в 10% с зарплат свыше 45 тыс.руб. в месяц. По расчетам экспертов, сейчас такие зарплаты у 7-8% граждан России. При этом экономисты отмечают, что текущая бюджетная политика РФ, а также амбициозные проекты, требующие гигантских затрат, неизбежно приведут к повышению налогов уже в скором будущем.
Повышенная в 2011 году ставка страховых взносов ослабила темпы экономического роста и увела "в тень" значительную долю экономики. Чего добьется правительство введением дополнительной 10% ставки? Насколько разумно такое решение и какими будут его последствия для экономики? Как отреагируют работодатели на повышение нагрузки? Изменится ли кадровая политика бизнеса или зарплаты снова перетекут "в конверты"? Какой будет налоговая система в России после выборов 2012 года? Каких новых "ярких идей" в сфере социального перераспределения ожидать от правительства в обозримой перспективе: прогрессивный подоходный налог, налог на недвижимость или что-то еще?
Участники конференции:
- Наталья Корниенко, заведующая лабораторией налоговой политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара
- Алексей Шестоперов, руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
- Сергей Зеленов, гендиректор компании ВБО-Консалтинг, руководитель комиссии по налогам МГО "Опоры России"
- Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru
- Александра Суслина, эксперт Экономической Экспертной Группы
- Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент"
- Ольга Лапшина, начальник отдела анализа долгового рынка ОАО "Банк "Санкт-Петербург"
Елена Швец, Finam.ru
Уважаемые дамы и господа!
Конференция подходит к концу, мы прекращаем принимать вопросы, но у экспертов еще есть возможность ответить.
Благодарим всех за участие.
Добрый день! На мой взгляд, конференция очень актуальна, жаль что эмоций больше, чем конкретики. Особенно понравилось ее название, соответствующее реалиям. Видя российскую действительность, налоги не хочется платить вообще. Хотел бы задать вопрос первым трем экспертам. Судя по тенденции, нас ожидают очередные налоговые реформы. Готовя налоговые поправки, насколько часто прислушиваются ко мнениям и рекомендациям ваших и подобных вашим общественных организаций, основная миссия которых заключается, по моему мнению, в отстаивании экономических интересов малого бизнеса? Есть ли примеры, когда усилиями, к примеру, Опоры России Минфин шел навстречу бизнесу? Спасибо.
К сожалению, таких случаев, когда мнение и интересы бизнеса учитываются в полном объеме, - не очень много, большинство итоговых решений носит "компромиссный" характер.
broker25
Насколько вырос процент черных денег в зарплате в среднем по Вашему мнению? Бонусы и раньше платили по черному, но вот насчет зарплат интересно
Полагаю, что в результате налогового ужесточения доля «черных» зарплат и доходов в экономике выросла приблизительно на десять процентов. Номинальные доходы населения России в мае увеличились на 3,2%, номинальная зарплата выросла на 12,5%. Можно предположить, что не все доходы были показаны налоговым, статистическим службам, что и послужило причиной различия в данных показателях.
Коля
Вам не кажется, что уход от уплаты налогов (малый и мало-средний бизнес) уже стал своего рода протестом против текущей власти?
Сергей Зеленов, гендиректор компании ВБО-Консалтинг, руководитель комиссии по налогам МГО "Опоры России"
Мне кажется, что такой "уход" это не акт протеста, а элементарное желание выжить.
Объясните пожалуйста, что значит вот эти дополнительные 10% к страховым взносам? кто их будет платить? Я так понимаю что за сотрудников, кто получает больше 45 тыс. в месяц, работодатель будет платить основные 30% взносов и плюс еще 10%? Т.е. 40% взносы будут составлять 40%? Так?
Сейчас страховыми взносами в 34% облагается доход до 463000 руб. в год (38583 руб. в месяц), с превышения этого уровня взносы не платятся. Порог ежегодно увеличивается в соответствии с ростом средней по стране зарплаты, в 2012 г. она будет по прогнозам Минэкономразвития на 10,6% выше. Значит, порог облагаемого взносами заработка повышается до 512000 руб. При зарплатах до 45000 руб./мес. По новым правилам объем уплачиваемых работодателем взносов будет меньше, чем в этом году. А вот при зарплатах от 59800 руб./мес. и выше объем уплачиваемых за такого сотрудника взносов окажется даже больше, чем при нынешней ставке в 34%. Так, с зарплат в 60000 руб./мес. при ставке 34% работодатель в 2011 г. заплатит 157420 руб., в 2012 г. при ставке 34% он заплатил бы 174080 руб. При снижении ставки до 30%, но введении дополнительного тарифа в 10% работодатель заплатит 174400 руб.
На основании какого законодательного акта в налоговый период по НДФЛ-3 не включаются затраты на приобретение ценных бумаг не проданных в этом периоде. Почему в НДФЛ-2 не указывается убыток полученный в отчётном периоде. ???
Наталья Корниенко, заведующая лабораторией налоговой политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара
Здравствуйте! Все эти параметры определяются, главой 23 Налогового кодекса РФ.
Если налоги - это плата государству за производство публичных благ, то почему вообще малый бизнес должен их платить? Какие такие публичные блага он получает от государства в замен? Бесконечные проверки? Вымогательство силовиков и контролеров? Ответные подачки в виде т.н. поддержки? или может помощь в борьбе с конкурентами - ну так это за взятки делается? Что производит государство для малого бизнеса? Дырку от бублика что-ли?
Наталья Корниенко, заведующая лабораторией налоговой политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара
Здравствуйте! Если у Вас есть конкретные идеи, то было здорово из представить хотя бы в ОПОРу и нужно активнее участвовать в работе этой общественной организации, которая представляет малый бизнес.
Сергей Зеленов, гендиректор компании ВБО-Консалтинг, руководитель комиссии по налогам МГО "Опоры России"
Николай, спасибо Вам за вопрос, и спасибо Наталье за комментарий. На самом деле, вопрос о необходимости уплаты налогов не стоит и не может стоять в разрезе "платить или не платить". Налоги и сборы - основной доход бюджета. А вот то, что касается справедливости ставок налогообложения и эффективности использования бюджетных средст - это, действительно, очень больной вопрос. Тем более, что у бизнеса (основного налогоплательщика) складывается устойчивое мнение о том, что изменения в налоговых ставках (а именно, их повышение), преследуют основной целью "закрыть" неэффективное (а часто и не целевое) использование уже потраченных бюджетных средств. С этим положением вещей НЕОБХОДИМО бороться всеми возможными законными способами.
Чем выше налоги, тем больше коррупция, а чем больше коррупция, тем быстрее разваливается страна. Неужели наши чиновники это не понимают? О каких инвестициях можно говорить с повышательным трендом на налоги?
Можно говорить о государственных коррупционных инвестициях.
Сергей Зеленов, гендиректор компании ВБО-Консалтинг, руководитель комиссии по налогам МГО "Опоры России"
Создается впечатление, что когда государственные деятели занимаются "латанием имеющихся дыр" в бюджете "любой ценой", они не успевают подумать на тему "а что дальше?". Главное - как решить текущий вопрос максимально быстро.
Святослав
Уважаемые эксперты, как вы оцениваете такую систему налогообложения: 1. Полная ликвидация налогообложения ФОТ. 2. Введение прогрессивной шкалы НДФЛ, возможно с небольшим повышением начальной ступеньки. 3. Медицинское, социальное страхование и пенсионное обеспечение возложить на бюджет с привлечением страхового бизнеса (добровольное страхование).
Сергей Зеленов, гендиректор компании ВБО-Консалтинг, руководитель комиссии по налогам МГО "Опоры России"
Идеи, несомненно, имеют право на существование в качестве идей, но есть много "но", которые нужно прорабатывать более глубоко. Как говориться: "дьявол - в мелочах".
ЕНВД - какое дальнейшее развитие? Сегодня с одной площади платит налоги и владелец, сдающий эту площадь в аренду, и арендатор, и субарендатор. Является ли такое налогообложение двойным (или тройным)? если да, то как лучше это урегулировать?
Наталья Корниенко, заведующая лабораторией налоговой политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара
Здравствуйте! Все планируемые нововведения в налоговое законодательство сейчас отражены в Проекте Направлений налоговой политики, с ними Вы можете ознакомиться на сайте Минфина.
Сергей Зеленов, гендиректор компании ВБО-Консалтинг, руководитель комиссии по налогам МГО "Опоры России"
Андрей, Наталья права. Минфин планирует с 2013 года отменить, в частности, ЕНВД для таких видов деятельности, как торговля в помещениях площадью менее 150 м2. Относительно двойного налогообложения: налог платиться не с площади, а с дохода (в данном случае - вмененного). Таким образом, доход у арендодателя (от сдачи помещения в аренду), и у арендатора (от операционной деятельности) - разный. То, что база для начисления дохода имеет один и тот же физический показатель не говорит о наличии двойного налогообложения (кстати, там и ставки налога разные).
Налоговое законодательство во всех цивилизованных странах отлажено давно и доказало свою жизнеспособность, оно ориентированы на налоги с физических лиц, у нас же налоги давят на предприятия. Вопрос риторический, но интересно Ваше мнение.
Наталья Корниенко, заведующая лабораторией налоговой политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара
Здравствуйте! Мы еще не можем похвастаться развитой экономикой, поэтому перекладывать основное налоговое бремя на физических лиц еще не время.
Святослав
Существует ли в развитых странах практика налогообложения ФОТ особенно в таких чудовищных размерах как 30-34% или это сугубо Российское ноу-хау? По моему скромному мнению - ЕСН главная причина низних зарплат, а следовательно низкого уровня жизни.
В развитых странах ставки социальных взносов в среднем сопоставимы с российскими. кроме того, распространена практика, что часть взносов уплачивает работодатель, а часть сам работник из своей зарплаты. У нас же все взносы платит работодатель за работника. Так что ставки вовсе не так чудовищны. ЕСН, а теперь социальные взносы - это не просто "дань государству". Надо понимать, что это , прежде всего, финансирование, страховка себя же от неработо- и трудоспособности и основа пенсионной системы. С этой точки зрения социальные взносы - это , наоборот, некая гарантия приемлемого уровня жизни.
Sergey
Кто разрабатывает основные направления развития налоговой политики в РФ? Это какие-то институты или обезличенная команда Минфина?
Почему в период кризисов страны не могут жить по средствам и не принимать каждый раз дефицитные бюджеты? Все беды капитализма от неумения оценить реальную обстановку. Когда все расходуют больше чем производят, то мыльный пузырь задолженности перекладывается на будущие поколения, а захотят ли они платить за нас? Неужели опять тупо будем двигаться к очередному кризису и при этом убаюкивать себя , что может быть все как то и рассасется?
Павел, малый бизнес
Как Вы оцениваете планы введения налога на недвижимость от его коммерческой стоимости. Насколько азартной будет эта игра государства?
Сергей Зеленов, гендиректор компании ВБО-Консалтинг, руководитель комиссии по налогам МГО "Опоры России"
В действительности, введение налога на недвижимость достаточно затратный процесс. Кроме того, определение кадастровой стоимости объектов недвижимости - процедура не прозрачная для налогоплательщиков. Я думаю, что основные судебные "баталии" развернуться как раз вокруг вопроса определения кадастровой стоимости.
Постоянное изменение налоговых ставок - это временная мера для изъятия средств у людей в конечном счёте у России. С какой целью меняются эти ставки? 1. Для латания дыр в бюджете, 2. С целью развала устоявшегося положения дел в бизнесе, 3. С целью развала крупных предприятий на более мелкие, 4. С целью оплаты зарплаты в конвертах, тем самым толкая руководителей на преступление? 5. С целью заставить людей работать больше но с зарплатой меньше 45 тыс.руб. или повышать тарифы для компенсации затрат? 6. С целью передачи средств от работающих пернсионерам через пенсионный фонд, а не напрямую внутри семьи. Или помощь родителям это забота чиновников пенсионного фонда? А может люди пенсионного возраста вместо того, чтобы работать своих детей воспитывали и не смогли заработать на пенсию? 7. Могут ли налоговые перемены повлиять на продолжительность жизни, но не путём отбирания средств у одних и передавая их другим, а например на регулирование товаропроизводства в сфере производства табака и алкогольной продукции? Налоговый инструмент должен рассматриваться в комплексе с другими инструментами для регулирования товаропроизводства, социальной защищённости, профилактики преступности итд.
Сергей Зеленов, гендиректор компании ВБО-Консалтинг, руководитель комиссии по налогам МГО "Опоры России"
На мой взгляд, это первый вариант (латание дыр), который может повлечь за собой так же вариант № 4 и № 2 (хотя "устоявшимся" положение дел в бизнесе назвать сложно)
После принятия бюджета на 2011г., г-н Кудрин заявлял что бюджет будет бездефицитным при условии цены на нефть свыше 103 доллара, буквально 2недели назад от него же последовало заявление, что при цене нефти 115 долларов профицит составит 2-3 %, при несложном расчёте видна разница 10-15 % от суммы бюджета, и это при повышении налогов. Вопрос куда уходят деньги из бюджета, и почему возможно изменять бюджетный закон ?
Когда у нас в стране налоги будут отвечать интересам граждан России? Как часто меняются налоговые ставки в других странах? Бесконечные изменения в бухгалтерской и налоговой политике создают почву для увеличения штата чиновничьего аппарата. Наглядный пример это реформа в сфере образования. Численность учетных работников увеличилось два раза. Хотя на бумаге это выглядит по-другому. Есть ли предел, когда государство не в состоянии содержать огромный госаппарат.
Что ждёт Российское общество в долгосрочной перспективе, если в краткосрочной перспективе государство задушит малый и средний бизнес непомерными налогами?
Сергей Зеленов, гендиректор компании ВБО-Консалтинг, руководитель комиссии по налогам МГО "Опоры России"
Без малого бизнеса нас ожидает, как минимум:
- снижение занятости населения;
- увеличение социальной напряженности и преступности;
- снижение потребления, а значит стагнация экономики;
- снижение доходов бюджета (никто не отменял "кривую Лаффера")
Здравствуйте! Снизить страховые взносы до 20% для малого бизнеса - это хорошая идея. Какие виды (сферы деятельности) малого бизнеса попадают под эту категорию? Задумывается ли правительство, о дисконтном периоде выплаты налогов для пердпринимателей, которые только запускают свое собственное дело? Ведь в начале деятельности прибыли еще минималные, а налоги надо платить, вследствии чего на развитие остается минимум средств. И еще вопрос, почему бы не освободить компании от налога на прибыль средств, которые были проивестированы на развитие предприятия? Спасибо.
Сферы малого бизнеса подпадающие подж действие закона перечислены в пп.8 п.1 ст.58 Федерального закона РФ от 7 марта 2011 года, всего перечень содержит 36 позиций, это производство пищевых продуктов, машин и оборудования, швейное и текстильное производство, образование, строительство, здравоохранение, предоставление социальных услуг, деятельность спортивных объектов и т.д.
Что касается наоговых отсрочек и кредитов, то, возможно, они рассматриваются сейчас как чрезмерно сложные с точки зрения администрирования. Кроме того, активное снижение налогов для МСБ создаст усиление лоббирования таких же мер для бизнеса крупного. Это структурная проблема.
понятно, когда платишь цену за за услугу либо товар. Непонятно за что еще 10%, судя по государству ему и 13% не за что платить. Кстати эти 7-8% общества самые мобильные и активные, все равно что на воду опереться. В жизни все связано, если нет опоры на общество, опираешься на силовой и бюрократический аппарат, но это требует свою плату, следовательно отбирать больше денег у общества и так по спирали...
Murashka
Когда наконец, введут 3х , 4, 5ти летнею итд. льготу по ндфл от продажи акций. Если вы владеете квартирой свыше 3х лет, ндфл не платиться, акции такое же имущество. В чем дело?
SQLap
Меня удивляет весь этот ажиотаж вокруг ставки страховых взносов, когда разовая проверка выявляет хищения из бюджета на сумму, вдвое превышающую "выпадающие доходы". Да и подоходный налог со взяток и откатов по обычной ставке 13%, если верить экспертным оценкам, легко компенсирует возврат к прежним 26%. Может быть, надо попросить поделиться соответсвующих бенифициаров российской экономики?
Скажите, а в минфине вообще занимаются планированием? Или их уровень управления ниже малого бизнеса, при котором ставки налогов, а также способы возвратов из бюджета вычетов зависят от настроения 1-3 человек? Исходя из этого, как вы считаете, нужен ли закон, запрещающий менять любые налоги и их ставки чаще 1 раза в 5 лет?
Ольга Лапшина, начальник отдела анализа долгового рынка ОАО "Банк "Санкт-Петербург"
Я думаю, что такой закон мог бы быть полезен т.к. смог бы "дисциплинировать" Правительство и Минфин с точки зрения огульного наращивания расходов бюджета.
Действительно, одной из серьезных проблем налогового регулирования является общая неопределенность и нестабильность налоговой политики, что подтверждается постоянными изменениями, вносимыми в ключевые нормативные правовые акты в этой сфере. К примеру, количество изменений в Налоговом кодексе в среднем за год составляет от 20 до 40. Было подготовлено свыше 30 редакции первой части Налогового кодекса и свыше 200 редакций второй части. К сожалению, долгосрочной программы действий в налоговой сфере у нас нет, все решения принимаются в ситуативном режиме.
20:57
Интересно, по расчётам каких экспертов у 7-8% граждан зарплаты свыше 45 тыс. руб. Ссылку на конкретных экспертов можете дать и на их материалы? На мой взгляд, зарплаты свыше 45 тыс. руб. у различного менеджмента и руководства, которого в России, наверное уже больше 50%. Кто-нибудь из участников согласен с моей оценкой в 50%?
Ольга Лапшина, начальник отдела анализа долгового рынка ОАО "Банк "Санкт-Петербург"
Согласно данным рекрутингового портала Superjob.ru, на данный момент доля соискателей с желаемым уровнем дохода от 45000 руб. и выше составляет 20% от соискателей, указавших уровень дохода, и, соответственно, 16% от всех соискателей (указавшие+не указавшие); для Москвы эти значения составляют 34% и 26% соотвественно.
Также уровень дохода от 45000 руб. и выше предлагается в 20% вакансий от всех вакансий, где указан уровень предлагаемого дохода (по всей базе), в Москве – 27%.
Учитель, школа 38
Будет ли в России прогрессивная ставка по НДФЛ? Несмотря на плоскую ставку капитал успешно убегает за рубеж.
Сергей Зеленов, гендиректор компании ВБО-Консалтинг, руководитель комиссии по налогам МГО "Опоры России"
Поверьте, при прогрессивной ставке отток капитала только увеличится.
Никитос
Какой смысл обкладывать дополнительным налогом тех, кто получает несчастные 45 тыс в месяц, если можно получить гораздо больше, пришучив тех, кто ежегодно уводит миллиарды в оффшоры - всех этих дерипасок, абрамовичей и прочих?
Нефть устойчиво держится выше 100 долларов за баррель, цены на другие статьи российского экспорта также высоки - откуда столь острая потребность в увеличении поборов с бизнеса? В конце концов, у государства есть кубышка, в которую складывали сверхдоходы от нефти, есть резервы ЦБ, есть акции, купленные на минимумах 2008 года. Почему бы не пополнить бюджет и пенсионный фонд из этих источников?
Потребность в повышении налогов связана с потребностью финансирования раздутых расходов государства, которые в предвыборный год особенно велики. Многие решения , принятые в рамках поскризисных восстановительных мер привели к существенному росту расходов, в том числе социальных. Кубышка почти пуста - ее размеров не хватит на финансирование всех нужд. сейчас , благодаря высоким ценам на нефть, постепенно резервный фонд немного пополняется. Кроме того, следует понимать, что сама идея нефтегазовых фондов состояла в том, чтобы использовать накопленные средства, как спасжилет в случае чрезвычайной ситуации, а не как источник финансирования обычных регулярных расходов.
Ольга Лапшина, начальник отдела анализа долгового рынка ОАО "Банк "Санкт-Петербург"
Начиная с 2008 года значительную часть "кубышек" растратили. А что касается балансировки бюджетов, то в соответствии с последними расчетами правительства в 2012-2014 годах балансировка (т.е. бездефицитность) бюджета будет происходить только при цене на нефть порядка 125 долл. за баррель! Таким образом, повышение налогов выглядит необходимой мерой для финансирования столь раздутых расходоы бюджета.
Арсений, акционер
Альтернативой повышению налогов, как известно, является сокращение госрасходов. На каких статьях бюджета и сколько можно было бы сэкономить, при этом не вызвав ни социального взрыва, ни общего ухудшения социально-экономической ситуации?
Собственно говоря, направления сокращения госрасходов в относительно полном виде сформулированы в Программе по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства. Большим потенциалом на мой взгляд обладают меры по оптимизации функционала и сокращения численности государственных служащих, а также меры по оптимизации государственных закупок.
Может ли ужесточение наказаний за уклонение от уплаты налогов повысить их собираемость настолько, чтобы не было необходимости в повышении самих налогов? А то как-то неправильно получается - те кто платит налоги честно, платят за тех, кто уклоняется. Или увеличение наказаний приведет только к росту коррупции и оттоку капиталов?
Сергей Зеленов, гендиректор компании ВБО-Консалтинг, руководитель комиссии по налогам МГО "Опоры России"
Боюсь, что ужесточение наказания, само по себе, не может служить инструментов для повышения мотивации к уплате налогов. Помимо "кнута" должен быть и "пряник", а этим "пряником" может стать только эффективное распоряжение бюджетными средствами (как то улучшение медицинского обслуживания, строительство качественных дорог, формирование эффективной системы ЖКХ и прочее). Только наказание людей, которые не верят в существующую систему распределения бюджетных средств, приведет к еще большему оттоку капитала из страны ( особенно, когда есть примеры уклонения от уплаты налогов властьимущих, ведь всем известно, откуда начинает гнить рыба).
Каким должен быть уровень налогов в России для того, чтобы и экономика нормально развивалась, и бизнес не прятал деньги и государству хватало на оборонку и социальные программы?
Судя по опыту развивающихся стран, то есть экономик со схожим уровнем рисков, учитывая сложности, связанные с планирующейся перестройкой структуры ВВП, это показатель должен быть не выше 20% от ВВП РФ. В таком случае возникает проблема перестройки структуры доходов бюджета за счёт роста доли неналоговых поступлений, к примеру, за счёт госмонополии на производство алкоголя и т.п.
Может мне кто-нибудь объяснить, почему бизнесмены, прячущие зарплаты от социального налога, не станут их прятать от налога на зарплаты свыше 45 тыс. рублей? И выведут ли они в связи с сокращением социального налога из тени те зарплаты, которые уже успели спрятать?
На возражения Путина о том, что компенсировать выпадающие доходы бюджета будет нечем, Дворкович заявил о том, что их можно компенсировать за счет приватизации. На сколько лет приватизационного доппинга хватит остатков госсобственности?
Николай Петрович
Можно ли говорить о том, что государство переложит после введения допольнительной ставки обязанность финансирования пенсионного фонда на плечи высокооплачиваемых работников предприятий?
Натали
Ваше мнение о налоге на роскошь, нужен ли он, нет, на что повлияет?
Ольга Лапшина, начальник отдела анализа долгового рынка ОАО "Банк "Санкт-Петербург"
Я считаю, что в условиях, когда в России сохраняется очень высокое расслоение общества по уровню доходов, введение налога на роскошь оправдано.
Ашот
Убьет ли дополнительная налоговая ставка средний бизнес?
Петр
Сможет ли прогрессивная шкала налогообложения (как в Европе)отвечать текущим реалиям зарплат в России?
Ольга Лапшина, начальник отдела анализа долгового рынка ОАО "Банк "Санкт-Петербург"
Это потребует ужесточения администрирования налогов, иначе такие инициативы будут способствовать банальному уводу доходов в тень.
Сейчас доход работника, превышающий 463 тысячи рублей в год, не облагается налогом. Новый проект Минфина направлен на то, чтобы взимать налог (в размере 10% и с доходов, превышающих этот уровень (порог поднят до 512 тыс. руб. в год). При этом предлагается снизить страховые тарифы на доход меньше этой суммы с 34% до 30% (с 26% до 20% с льготных категорий). Таким образом, Минфин пытается ввести регрессивное налогообложение. Однако напомним, что отмененный в 2010 единый социальный налог (ЕСН) был регрессивным (но ставки были меньше, чем предлагается Минфином сейчас).
Но и прогрессивный налог на доходы в данный момент в России привел бы к росту доли "серых зарплат". Очевидно, что для сокращения дефицита бюджета только такой меры, как перераспределением налоговой нагрузки недостаточно.
Антитрейдер
Не кажется ли вам, что введение дополнительной налоговой ставки 10% на зарплаты свыше 512 тысяч в год - это попытка залатать дыру в бюджете Пенсионного фонда?
Сергей Зеленов, гендиректор компании ВБО-Консалтинг, руководитель комиссии по налогам МГО "Опоры России"
На самом деле Вы, по моему мнению, правы. Повышение страховых взносов преследовало именно эту цель. Теперь, когда наши государственные мужи решили, что малому бизнесу нужно послабление (хотя и весьма-весьма сомнительное, так как распространяется заявленная пониженная ставка страховых взносов далеко не на всех), государство "залатало" это послабление за счет более крупного бизнеса, заменив пресекательный порог начисления страховых взносов регрессионной шкалой. И, как мне кажеться, в денежном эквиваленте, только выиграло от этого.
Никто в правительстве и не скрывает, что налог вводят для латания дыр в пенсионном фонде.
Проект представляется экспериментом с целью проверить, можно ли таким способом восполнить дефицит бюджета. Налоговые изменения относительно страховых взносов с оплаты труда, вступившие в силу с января 2011, менее через полгода показали свою неэффективность (несмотря на увеличение налоговых ставок). Однако нет никаких гарантий, что через год мы не увидим новых налоговых ставок и схем. В настоящий моментв более 20% вакансий портала Superjob.ru предлагается уровень дохода более 45 000р. Максимально предлагаемый уровень сейчас - 600 000. Исходя из этого, мы можем предположить, что при новой схеме налогооблажения бизнесу легче никак не станет и актуальность серых выплат не уменьшится.
В Великобритании налог, по-моему, порядка 40%, ну и в других странах Европы тоже прилично. Есть ли зависимость ставки от уровня развития экономики - то есть чем выше уровень экономики, тем выше ставка налогов? Какую максимальную ставку налога "потянет" наша экономика?
Действительно, уровень налоговой нагрузки зависит от уровня развития экономики: чем более развита экономика, тем выше налоги. По уровню налоговой нагрузки Россия ближе к развитым, а не развивающимся странам: уровень налоговой нагрузки в России в 1,3-1,5 раза выше, чем в развивающихся странах. По сравнению с развитыми странами, особенно со странами Западной Европы, уровень налоговой нагрузки в России не является слишком большим, однако делать подобное сравнение не совсем корректно. Более правильно проводить сравнение со странами, сопоставимыми с Россией по уровню развития экономики. В таких же странах налоговое бремя почти не превышает отметки 20-25% от ВВП. В Китае, например, в первые годы реформ налоговое бремя было поэтапно снижено с 36% до 13%, что в немалой степени способствовало достижению высоких темпов экономического роста и лишь затем было увеличено до 20%
Каким образом компании будут "уходить" от такого налога? Как сейчас реализуется серая схема? И значит ли введение такого налога снижение средней з\п? Компании будут стараться брать сотрудников на ставку не выше 45 тыс.?
«Серая схема» действует так: в ведомости указывается одна сумма дохода (в соответствии с представлениями работодателя, но не меньше МРОТ, например, 10000 руб.), а «в конверте» выдается разница между озвученной работнику зарплатой и той, что указана официально (например, договорились на 50000 руб., значит, «в конверте» - 40000 руб.). При этом работник оформлен в соответствии с ТК, на него распространяется компенсационный пакет работодателя. Поэтому внешне «серая схема» выглядит законно, однако у работника нет гарантий, что работодатель ему заплатит полную зарплату, а не указанную в отчетности.
Как новый налог может сказаться на зарплате? В «серую тень» могут уйти зарплаты руководителей и высокооплачиваемых специалистов. В итоге по официальной отчетности сократится разрыв между обеспеченными и малоимущими, в действительности же он усилится. Что касается компаний, принципиально работающих по «белой схеме», то здесь, возможно, замедлятся темпы роста зарплат. Что касается рынка труда, то возможно также замедление роста зарплатных предложений для высококвалифицированных специалистов, а на них уже сейчас наблюдается дефицит. Поэтому как раз возможно «уплотнение» штатного расписания – сокращение численности линейных сотрудников (с уровнем дохода до 512 тыс. в год) с целью высвободить средства из фонда оплаты труда для высококвалифицированного специалиста. Такой сценарий может привести к росту числа безработных и возрастанию рабочей нагрузки на оставшихся линейных сотрудников.
Будет ли послабление в налогах при продаже акций физ.лицами , которые вложились в акции на долгие годы? Думаю, это привлечет на фондовый рынок свободные деньги среднего класса, который предпочтет иметь не 2,3,4 квартиры как способ сохранить и приумножить, а акции при условии что они вырастут и с них не возьмут подоходный при продаже.
Vanok
Что с транспортным налогом в 2010-2013г.? Много шума, а все как прежде?