Почему сложно получить банковский кредит предпринимателю, решившему открыть собственное дело по франшизе? Насколько государство заинтересовано в развитии франчайзинга? Какими мерами господдержки может воспользоваться потенциальный франчайзи? Эти вопросы обсуждались в минувший вторник на форуме «Франчайзинг в России: тиражирование успешной бизнес-модели», прошедшем в пресс-центре АиФ.
На фото: Генеральный директор компании E.M.T.G. , член совета директоров Российской ассоциации Франчайзинга Екатерина Сойак
Франчайзинг для России – явление относительно новое, но бурно развивающееся и, безусловно, перспективное. Однако преобладающее большинство экспертов рынка сходятся во мнении, что без внимания со стороны власти франчайзингу придется не сладко.
Отражая общую позицию экспертов, генеральный директор компании E.M.T.G. , член совета директоров Российской ассоциации Франчайзинга Екатерина Сойак заметила, что именно проблемы кредитования, а также отсутствие должного внимания со стороны госорганов тормозит развитие франчайзинга в России. При этом, преимущества развития франчайзинга очевидны, кажется, для всех участников процесса. «Все понимают, что франчайзинг полезен для франчайзеров и франчайзи, - говорит Екатерина Сойак. – Но кроме этого он полезен и для государства, поскольку позволяет развивать малый и средний бизнес, увеличивать число предпринимателей. Вместе с этим, франчайзинг интересен с точки зрения развития регионов: когда туда входят хорошие франшизы, нивелируется разница между центром и субъектом».
Свою жизнеспособность и перспективность франчайзинг наглядно продемонстрировал в период кризиса, когда фиксировалось повальное закрытие самостоятельных предприятий, в то время как франчайзеры продолжал расширять свои сети. Например, только в 2009 году сеть ресторанов Subway открыла 33 новых точки. Сеть «Планета суши» в тот же кризисный год увеличилась на 15 ресторанов, сеть кофеен «Шоколадница» - на 8. То есть в самый пик кризиса франчайзинговые сети демонстрировали расширение и рост, сопровождающийся увеличением рабочих мест, налоговых поступлений и т.д.
Однако преимущества системы франчайзинга очевидны далеко не всем. Получить кредит в банке потенциальному франчайзи, открывающемуся под известным брендом, так же проблематично, как стартаперу, начинающему проект с нуля. Такая позиция кредитно-финансовых учреждений вызывает недоумение со стороны франчайзингового сообщества. «Банки рассматривают проект франчайзи как старт-ап, - разводит руками Екатерина Сойак. – Хотя наш подход к франчайзинговым сделкам совершенно иной. Франчайзер выбирает своего франчайзи крайне тщательно и внимательно. Прежде чем заключить договор, он заставит пройти франчайзи семь кругов ада». Таким образом, потенциальный франчайзи, пришедший в банк за кредитом, уже прошел многократную проверку, доказал свою платежеспособность и рентабельность предприятия. Кроме этого, банковские риски минимизируются еще и за счет того, что предметом сделки между франчайзером и франчайзи чаще всего бывает технология. Технология проверенная, зарекомендовавшая себя на рынке.
Банкиры между тем уверяют, что никаких препятствий в доступе к кредитным ресурсам у франчайзи нет. Правда, и кредитные продукты предлагают пока на общих условиях.
О своем лояльном отношении к развитию франчайзинга в России спешат заверить и представители власти. Актуальная программа господдержки малого и среднего бизнеса предусматривает субсидии, которыми могут воспользоваться франчайзи на начальном этапе развития бизнеса. Но на местах, в регионах это направление не находит своего развития. Представитель Минэкономразвития РФ Андрей Медведев напомнил, что в рамках программы поддержки существует много механизмов, которыми могут воспользоваться франчайзи: это и гранты начинающим предпринимателям в сумме до 300 тысяч рублей, возможность воспользоваться услугами гарантийных фондов и фондов микрофинансирования. По словам представителя Минэконома, приоритетным элементом в программе является субсидирование затрат на паушальный взнос. Однако, по словам Екатерины Сойак, получить субсидию или грант на компенсацию части затрат паушального взноса в регионе, практически нереально.
Андрей Медведев напомнил, что федеральные средства распределяются по регионам, которые в свою очередь, самостоятельно определяют для себя приоритеты оказания господдержки. В этом вопросе федеральный центр не может «продавливать» региональные власти. Однако, Медведев предлагает провести с регионами разъяснительную работу. «Мы можем дать регионам рекомендации, к которым они обязательно прислушаются, - говорит чиновник. – Мы готовы работать: рекомендовать, объяснить и довести. Однако, субъектам нужно время, чтобы понять, освоить новые механизмы. Пока мы только на начальной стадии».
По мнению директора Школы профессионального франчайзинга Инги Рыковой, проблема как в непонимании регионов схемы работы с франчайзингом, так и в простом нежелании региональных властей изучать этот вопрос. Чтобы получить грант, начинающему предпринимателю необходимо предоставить бизнес-план, и если в нем в качестве расходов будет указа паушальный взнос, то проект автоматически дальше не проходит. Инга Викторовна уверена, что решить проблему сможет изменение законодательства и более внимательное отношение власти к вопросу развития франчайзинга: «Надо разрабатывать программы, прорабатывать механизмы выдачи субсидий именно под паушальный взнос. Потому что франчайзинг - для России явление инновационное. И как все новое нуждается в господдержке».
Источник: Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева, http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=25372