О проблемах малого и среднего бизнеса в одном отдельно взятом провинциальном городе мы беседуем с Русланом Щербаковым.
- Руслан Русланович, как живется малому и среднему бизнесу в Туапсе?
- Я полагаю, его жизнь здесь не сильно отличается от жизни малого и среднего бизнеса в других местах. Хвастать нам пока особо нечем, сложности мы переживаем, но и никакой катастрофы нет. Потихонечку мы идем вверх, перестраиваемся на новый, посткризисный, период.К тому же впереди у нас летний гостинично-курортный сезон. С этим сезоном у всех связаны большие надежды. К нам приедут отдыхающие, и мы будем организовывать их отдых. В этом секторе рынка занято много наших предпринимателей, так что мы считаем свои перспективы хорошими.
- А Туапсе - город, оживающий в летний сезон?
- В основном да. У нас работает несколько городских предприятий, но этого мало. Они не могут обеспечить работой большое количество людей. Поэтому многие жители города стараются заработать на оказании услуг приезжающим сюда на отдых людям.
- Знаете, у нас в Москве ряд предпринимательских организаций предъявляет претензии по поводу действий местных властей. У предпринимателей отбирают палатки, стоящие, вроде бы, на разрешенном месте. Теперь им заявляют, что здесь они стоять не должны. Их, вроде бы, заставляют покупать новые ларьки за очень большие деньги, утверждая, что они все должны быть однотипными. И еще ряд претензий.
У вас такого нет?
- Такого у нас нет.
- Уже хорошо. У вас городская и районные администрации этим не занимаются?
- Понимаете, речь не о городской или районных администрациях. У нас вообще такого посыла нет.
Несколько лет назад наш губернатор проехал по городам Кубани, и ему не понравились старые рынки, оставшиеся еще с советских времен. И он дал распоряжение работникам своей администрации привести их в божеский вид. В итоге многое взяли под крышу, сделали пластиковые павильоны, мраморные столы.
У нас ведь было очень много стихийных рыночков. Доходило до того, что летом к дороге на Сочи выходили люди, ставили столики и торговали.
- В Московской области это – не редкость.
- А у нас все приняло более цивилизованный вид. Предприниматели, скрепя зубами, пошли на это. Да, они понесли какие-то затраты, но все окупилось. Такое вот было, но чтобы приходили в каждый ларек, предъявляли претензии, что надо быть однотипным, - такого, слава Богу, нет.
- Видите ли, у нас основные враги малого бизнеса – самые мелкие чиновники, работающие «на земле» и с этого живущие. И требования эти люди предъявляют самые невероятные.
- Это есть, как и везде. Что касается требований, то, я думаю, они понимают: способы заработать заканчиваются: народ начинает писать о них в интернете, снимать с ними ролики и вывешивать их на «Youtube», который недавно назвали «глазами народа». Люди перестали молчать, они все громче заявляют свой протест, к нам в ОПОРу обращаются. И в итоге у тех самых мелких чиновников возможностей становится все меньше и меньше. Их способы пополнять запасы нетрудовых доходов стремительно сокращаются. Так что, мне кажется, их активность – это агония.
Россия, я думаю, должна рано или поздно выйти на уровень, пусть не самых развитых, но европейских стран, где такие вещи уже искоренили. И нам некуда будет деваться: мы будем обязаны сделать то же самое.
А с чиновниками сейчас проблема в том, что их много, а работать они не привыкли. Но кушать-то все хотят. Было бы их меньше, может быть, их устраивала бы та заработная плата, которую могло бы в этом случае платить им государство, постоянно ее индексируя. И, может быть, даже изменилось бы их отношение к своему делу. Увы, сейчас они видят множество небольших предприятий, тех же ларьков, где можно безнаказанно, как говориться, «клювик свой намочить». И они это делают.
Но я уверен, что это будет отмирать. Хотелось бы, конечно, чтобы это случилось пораньше. И поступающие к нам жалобы, которых мы с начала года рассмотрели, по-моему, 94, показывают, что таких моментов становится меньше.
На подключение воды, на ее лимиты жалуются гораздо больше. У нас местными структурами ЖКХ установлены лимиты, а в итоге предприниматели, потребляющие немного воды, сильно переплачивают. Проблема у нас и подключение к энергосетям.
- Руслан Русланович, а какая проблема подключение к энергосетям в Москве!
- Вот и у нас тоже.
Понимаете, наши краевые власти призывают к развертыванию фермерских хозяйств: ставьте теплицы, выращивайте овощи, чтобы из-за границы не завозить. Кубанская земля ведь такая плодородная. Но как только фермер строит теплицу, возникает вопрос с подключением электроэнергии. Потом начинаются проблемы с водой. Даже не так пугает разрешительная документация, которая еще несколько лет назад давалась предпринимателю с огромным трудом, - сейчас с этим проще. Сейчас городская администрация чуть ли не заставляет людей открывать свое дело. Так что с этим все нормально. Но, как только дело доходит до воды и света, там такие проблемы начинаются.
- Руслан Русланович, Вы сказали о том, что в ОПОРу приходят жалобы. А чем вы можете помочь? Что вы делаете для местных бизнесменов, если их обидели?
- Мы оказываем людям консультационную помощь. У нас есть юрист, сам он из Краснодара, но в свободное время приезжает и бесплатно консультирует наших туапсинских предпринимателей.
Допустим, ребята открывают аптеку. В ней, как в любой аптеке продаются спиртосодержащие препараты. К ним приходит проверка и требует лицензию чуть ли не на торговлю винно-водочной продукцией.
- Увы, это – обычная ситуация.
- Да. Раз есть что-то спиртосодержащее, давай лицензию. Такие вопросы приходится решать.
Никуда не уйти и от вопросов кредитования. У нас банки наперебой дают рекламу, а предприниматели приходят, и сразу выясняется, что все несколько не так. Ведь человеку, у которого деньги есть, кредит не нужен. Но по договору банка получается: кто под все пункты их анкеты подходит, тот в деньгах не нуждается. А начинающие предприниматели сталкиваются с тем, что процент просто огромен и не позволит им развиваться.
- То есть вы помогаете людям.
- Да, хотя я не могу сказать, что мы в ста процентах случаев можем решить возникшие вопросы. Это ведь зависит еще и от самого вопроса. Но народ, тем не менее, нами доволен.
А главное – мы пытаемся объяснить малым и средним предпринимателям, что это мы – основа экономики. Все нефтегазовые гиганты работают на себя и на контролирующих их людей из властных органов. А вся экономика лежит на нас.
Так что не надо чувствовать себя людьми второго-третьего сорта: вся экономика лежит на нас. Государство живет на наши налоги.
- Получается объяснить?
- Это сложно: наш человек все еще закомплексован, он считает, что, если он не на заводе у станка, значит, он в чем-то виноват. Это осталось в людях еще с советских времен. И с этим представлением о жизни им расстаться очень сложно. Надо, чтобы произошла революция в умах.
Беседовал Владимир Володин