Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Илья Хандриков, председатель Всероссийского движения «За честный рынок». Малый бизнес может погибнуть. Часть вторая

Мы продолжаем публикацию беседы с Ильей Хандриковым.

- Илья Николаевич, разговоры о привилегиях, существующих, между прочим, не только в бизнесе, ведутся очень давно. Но, увы, покавсе это не имеет никакого практического выхода.

- От бизнесменов, являющихся депутатами Госдумы от партии власти, мы постоянно слышим, в каких офшорах находятся деньги. Но это не может продолжаться вечно. Я тут рассказывал одному журналисту о ситуации с ОПОРой России.

- И какая там ситуация?

- Этой весной был форум ОПОРы. На нем предприниматели впервые заголосили (это было опять же связано с повышением налогов) и заявили, что закроют в день предпринимателя свои магазины и выйдут на улицу. Это был первый сигнал для власти, что такая акция реально может состояться. Поэтому власть решила сделать этот процесс управляемым. Более того, нагадить всем, кто будет проводить свои митинги. В свое время я был одним из тех пяти людей, которые были приглашены в администрацию президента, когда создавалась «ОПОРА России». И я принимал самое активное участие в создании этой предпринимательской организации. Но в 2005-м году я вышел из ОПОРы, написав статью о ней. Долгие годы ОПОРА не позволяла по сути проводить массовые митинги и другие протестные действия. Но сегодня уже внутри ОПОРы происходит раскол.

Мой коллега, работающий у Агаларова и возглавляющий Союз импортеров, говорит, что в последнее время одни предприниматели просто бегут из ОПОРы, а некоторые организации молча умирают.

Пять лет назад мы проводили митинг против 102-го закона. Этот митинг на Пушкинской площади фактически был днем создания «Движения за честный рынок». А потом уже этот же день неожиданно был провозглашен Днем предпринимателя.

- Вот видите, как символично.

- Система «потемкинских деревень» у нас очень развита по отношению к предпринимательству. Это – имитация поддержки, имитация защиты. Когда мы берем ту же самую Америку, то видим: ни один президент страны не будет избран, если основной массив, на котором держатся США – ее средний класс не выступит за него. В Европе значение малого и среднего бизнеса просто фантастическое. И это – результат поддержки его государством. Но у них сформирована система поддержки малого и среднего бизнеса, а у них – система его обворовывания. И руководство страны у нас чихало на малый бизнес.

Более того, президент поручил прокурорам выяснить, кто пьет кровь из малого бизнеса. А мы видим: наше заявление по поводу произвола московских властей в московскую прокуратуру осталось без ответа. Заявление в Генеральную прокуратуру после четырех месяцев бездействия их столичных коллег тоже ничего не дало. Никто сегодня не хочет ударить палец о палец, чтобы решить вопрос поддержки малого бизнеса. А при этом мы наблюдаем не только рост налогов, но и рост коррупционной составляющей.

- И все же у меня вопрос, связанный с вашей акцией. Я разговаривал с одним знакомым предпринимателем. Во-первых, о всероссийской акции он узнал от меня. Во-вторых, услышав слово «забастовка», он очень удивился: как могут бастовать хозяева фирм. Бастуют наемные работники, хозяева бастовать не могут – убытки-то несут они.

- Видите ли, готовность к протесту наших предпринимателей, их культура защиты своих прав, какая-то социальная активность у нас просто подавлена. Наши коллеги из общества купцов-промышленников утверждают, что, согласно их исследованиям, состояние отечественного предпринимательства, отношение к нему власти сегодня соответствует времени до реформы 1861 года. У нас стопроцентная зависимость бизнеса от власти, поэтому вот такая реакция представителей самого бизнеса на акции протеста. И наплевательское отношение к гражданам.

А реальная ситуация очень проста: если налоговое бремя разумно, предпринимательство развивается. Если это бремя безумно, предпринимательство уходит в тень, сокращается, выезжает из страны, выводит капиталы и так далее. И все это мы видим сегодня: отсутствие инвестиций, бегство капитала и так далее.

Вот сегодняшняя картина мира. И поэтому совсем не удивительны вопросы, как может предприниматель бастовать. Мы поджимаем хвост, а потом ворчим и ругаемся матом, когда считаем свои деньги. А власть должна видеть, что бизнес консолидируется.

Мы ведь не можем пробиться на телевидение, так давайте продемонстрируем свое отношение так. Не можешь закрыть свой магазин – повесь на окно листок бумаги, где написано, кого ты поддерживаешь и чего требуешь. Это очень важно – показать, что бизнес заявляет протест. И формы этого протеста могут быть самые разные.

- Не привыкли у нас бизнесмены к этому.

- Было время, когда предприниматель мог решить любую проблему взяткой. А с 2000-го года, когда начались рейдерские захваты и стали отнимать сладкие бизнесы, поскольку наши силовики, наши чиновники накопили достаточно денег и амбиций, чтобы развивать свой бизнес. И они стали отнимать бизнесы. А когда люди пытались откупиться, давая взятки, это оказывалось невозможно.

Если мы будем молчать, нам придет конец. В этом году ликвидируют почти полсотни рынков, ликвидируют большинство палаток. А тех, кого оставят, просто выдоят, подавая втридорога павильоны, давая за бешеные деньги разрешения.

Мы подавали заявления в прокуратуру по поводу конкурсов, особенно тех, что проходили в Западном административном округе столицы. И прокуратура все пропустила.

А там произошло следующее: сотрудники местных органов, силовых и административных, крышевавшие там палатки, поняли, что больше палаток, установленных без разрешения, с которых они получали деньги, не будет. И они выкупили большую часть лотов через аффилированные фирмы и потом их продавали.

Один наш коллега купил такой лот вместе с правоохранителями. Но там вступили в игру совсем другие силы, и он оказался чуть ли вообще не у дел. Тогда он выступил с протестом, и сразу оказался в положении изгоя: как так – он выступил против коррупционной чиновничьей системы.

- Подождите: он ведь купил вместе с правоохранителями.

- Это были местные правоохранители, а наехали на него люди повыше рангом. Я говорю: давай, мы тебя защитим, у нас есть люди еще повыше рангом.

- Ну, это уже картина Брейгеля «Большая рыба съедает маленькую» - там все друг друга пожирают.

- А это – история с тем же Магнитским, только на уровне одного округа: палаточник, который был вынужден выступить против системы. Вот, что происходит. И эти примеры множатся.

Поэтому предприниматели должны заявить протест.

И это, действительно, очень трудно сделать. И Вы привели очень типичный пример предпринимателя, считающего, что это маразм – закрывать в рабочий день свое предприятие.

Я приведу другой пример: мой приятель позвонил: Илья, спасай. К нему пришли пожарники – обычная история. Я начинаю что-то делать, а он неожиданно исчезает. Два дня я не мог дозвониться, на третий он позвонил сам: я решил вопрос.

Так вот, пока предприниматели будут «решать вопросы», а не бороться за свои права, их будут доить, прессовать, уничтожать. За свои права надо бороться, иначе малый бизнес может просто погибнуть.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости