Участники могли задавать вопросы спикеру в режиме онлайн. Кроме этого Олеся Теплоухова отвечала на вопросы, заранее присланные зарегистрировавшимися участниками онлайн-семинара. Ниже мы приводим выдержки из семинара по темам, вызвавшим наибольшее количество вопросов.
ВОПРОС: Финансовые ресурсы все еще труднодоступны для малого и среднего бизнеса. Какую политику ведет РосБР по вопросу процентных ставок?
О.ТЕПЛОУХОВА: Повышение доступности кредитных ресурсов – очень острый вопрос. Сегодня мы предлагаем кредитные ресурсы банкам-партнерам под 12,3% годовых; рассчитываем, что будем снижать ставку и дальше. Мы можем рекомендовать банкам-партнерам средний уровень маржи – это 3%. Но жесткого ограничение при этом нет. Банки-партнеры самостоятельно оценивают риски и сами определяют ставку, по которой они готовы эти риски принять.
Однако для нас приоритетным остается финансирование тех партнеров, которые предлагают минимальную ставку. Кроме этого, мы контролируем процентную ставку, заявленную банком. Если банк начинает выдавать кредиты под процент выше, чем обещал, то мы его штрафуем, требуем вернуть деньги досрочно.
ВОПРОС: Механизм кредитования через банки-партнеры довольно сложный, не планирует ли РосБР работать напрямую с малым и средним бизнесом?
О.ТЕПЛОУХОВА: У нас двухуровневая система поддержки: это работа с банками-партнерами и создание организаций инфраструктуры. Для того чтобы работать напрямую с бизнесом, необходимо развивать филиальную сеть. А это дело дорогостоящее. Мы не конкурируем с нашими партнерами. Мы создаем условия, чтобы наши партнеры направляли финансовые ресурсы именно в те «узкие места», в которые они бы никогда самостоятельно своих средств не направили.
Наша задача – развить программу поддержки во всех 83 субъектах РФ. Сегодня у нас есть партнеры в 82 регионах. Наибольшую активность проявляют Москва и Московская область, Краснодарский край, Республика Татарстан, Санкт-Петербург. В этих субъектах много предприятий, широкая инфраструктура поддержки, информационная поддержка - все это влияет на спрос ресурсов. На эти регионы мы увеличивали региональные лимиты более 5 раз.
ВОПРОС: Не секрет, что банки неохотно кредитуют малый и средний бизнес. Каким критериям надо соответствовать, чтобы получить кредит в вашем банке-партнере?
О. ТЕПЛОУХОВА: Банки охотно кредитуют хороших заемщиков. Но часто малые предприятия недовольны высокими требованиями банков. Наша программа «Финансирование для инноваций и модернизаций» ориентирована на то, чтобы банки начали более гибко воспринимать предприятия производственной сферы, инновационные компании - то есть тех, кого обычно кредитуют неохотно.
Сегодня наш самый большой приоритет – компании, занимающиеся инновациями и модернизацией. В рамках программы, максимальная ставка для инновационных предприятий составляет 10% годовых, для модернизационных проектов – 11%. Наш основной приоритет неторговый сектор, сектор производственный. Пристальное внимание мы уделяем отечественным производствам, в том числе и крупным предприятиям. Также в приоритете находятся любые виды деятельности малого и среднего бизнеса, если она ведется в регионе со сложной экономической ситуацией.
ВОПРОС: Какую роль играет малый и средний бизнес в модернизационной и инновационной экономике?
О. ТЕПЛОУХОВА: Сегодня только 10% субъектов малого и среднего бизнеса связаны с инновациями и модернизацией. С другой стороны, субъекты МСБ ведут производство максимально гибко, крайне восприимчивы к новшествам, готовы оперативно трансформировать бизнес. Инновации и модернизация - всегда более рискованные проекты, чем стандартное производство. Поэтому важно, чтобы их финансирование происходило на льготных условиях.
Начав программу «Финансирование для инноваций и модернизаций» в 2010 году, мы получили на нее большой отклик – более 100 банков направили нам заявки. Для сотрудничества мы отобрали 28 банков, 33 проекта уже получили финансирование. В этом году планируем увеличить объем поддержки в 3 раза.
ВОПРОС: Что является критерием инновационности предприятия? Существует ли определение инновационной компании?
О. ТЕПЛОУХОВА: Критерии инновационности – это, в первую очередь, наличие патента либо заявки на патент, а также бизнес-план, из которого понятно, что предприятие внедряет какую-то новую технологию. Банк-партнер предварительно дает подробное собственное суждение по этому проекту. Затем его оценивают специалисты РосБР. И на основе всех этих оценок, принимается решение о финансировании.
В феврале этого года в Госдуму был внесен законопроект о господдержке инновационной деятельности. В законопроекте дается определение инновационной деятельности, определены виды государственной поддержки. Надеемся, что скоро увидим внедрение закона и его реализацию на практике.
ВОПРОС: Внедрение инноваций требует длительного времени и больших вложений. На какой период рассчитана программа РосБР?
О. ТЕПЛОУХОВА: Инновационная деятельность всегда сопровождается высокими рисками: как будет вестись проект, как будет внедряться, какие сопутствующие риски возникнут. Могут быть любые ситуации. Поэтому необходимо предоставлять самые долгосрочные ресурсы. Мы предоставляем кредитование на срок до 7 лет. Практика показывает, что этот срок обоснован спецификой проектов. Не имея долгосрочного фондирования, банки-партнеры отказывали бы заемщикам.
ВОПРОС: Каким, по Вашему мнению, должен быть хороший заемщик?
О.ТЕПЛОУХОВА: Хороший заемщик - это клиент, который активно кредитуется, всегда надлежащим образом выполняет условия кредитного договора, готов совершенствоваться с банком-партнером. Поскольку кредитный процесс формируется в сотрудничестве. Но это стандартные требования. Однако риски на проект принимают наши партнеры. Поэтому они могут предъявлять свои требования к заемщику.
Источник: Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева, http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=25301