Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Вопросы и ответы по итогам вебинара ОПОРЫ-Кредит с участием президента ОПОРЫ РОССИИ Сергея Борисова

28 апреля состоялся онлайн-семинар с президентом ОПОРЫ РОССИИ Сергеем Борисовым, темой которого стали основные вопросы развития малого и среднего предпринимательства на текущем этапе.

Организатором мероприятия выступила «ОПОРА-КРЕДИТ» при поддержке Webinar.ru и «ЮНИАСТРУМ БАНК»

Вебинар длился около трех часов. В адрес президента ОПОРЫ поступило более 200 вопросов на наиболее актуальные для малого бизнеса темы. Благодаря этому в ходе вебинара были затронуты практически все сложные моменты развития малого и среднего предпринимательства в России на сегодняшний день.

Эффективность бизнес-инкубаторов, развитие механизмов аутсорсинга, внедрение лизинга, влияние вступления России в ВТО на малый бизнес, оптимизация налогов, уменьшение доли государства в народном хозяйстве, об административных барьерах – эти и многие другие вопросы стали главными в ходе состоявшейся онлайн-дискуссии.

Отдельное внимание было уделено критике реформы, инициированной Министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой. Также С. Борисов отметил слабость экономической модели России и предложил активно вовлекать малый бизнес в современные инновационные процессы.

Предлагаем ознакомиться с ответами на основные вопросы предпринимателей на семинаре.

Офицеров Дмитрий Петрович, Станица Ленинградская

Каковы, на Ваш взгляд перспективы снижения ставок страховых взносов во внебюджетные фонды? Как, по Вашему мнению, повлияет на малый бизнес введение патентной системы налогообложения вместо ЕНВД? Как Вы оцениваете возможность участия муниципальных образований (особенно сельских поселений) в развитии малого и среднего предпринимательства, учитывая нарастающий дефицит доходной части бюджетов и отсутствия эффективных рычагов воздействия на факторы, определяющие развитие малого бизнеса?

Ответ: 1) Постоянно подаваемые бизнесом сигналы о необходимости решения проблемы страховых взносов дошли до первых лиц государства. Президент 30 марта на заседании Комиссии по модернизации заявил о своем согласии с тем, что «ставка взносов на уровне 34 процентов может оказаться непосильной для многих видов деятельности».

Сейчас в Правительстве РФ активно обсуждаются инициативы, направленные на реализацию поручения Президента о необходимости снижения ставок страховых платежей.

Хотелось бы обратить внимание на фразу Президента о том, что «по-хорошему, максимальная ставка должна быть установлена где-то в пределах, близких к прежним».

Для малого бизнеса прежний размер ставки составлял 14% и надо стремиться, чтобы новые ставки были на этом же уровне.

2) Отмена ЕНВД и замена этого налога патентом в том виде, который предлагает Минфин, по-разному скажется на бизнесе. Уже сейчас ОПОРА получает разные мнения.

Одни бизнесмены считают действующий ЕНВД простым и дешевым видом налога. Другие, наоборот, с удовольствием перешли бы на другую систему налогообложения (из-за высоких коэффициентов К2), но не могут, потому что ЕНВД обязательный налог.

ОПОРА всегда выступала за необходимость сделать ЕНВД добровольным. Предприниматель должен сам решать, какая система для него более выгодна и удобна.

Кроме того, необходимо мотивировать муниципалитеты к взращиванию и поддержке малого предпринимательства.

Сейчас муниципалитеты не заинтересованы в росте числа МСП – все налоги идут в региональный бюджет. Необходимо изменить эту ситуацию, сделать так чтобы большинство налогов от малого бизнеса шло в муниципальный бюджет.

Бородина Наталья Геннадьевна, Камышин

ЕНВД планируют заменить патентами, если я не ошибаюсь, а что предусмотрено для ИП с небольшими торговыми площадями до 50 кв.м. И будет ли как то меняться УСН для тех кто занимается производством? Спасибо.

Ответ: Для индивидуальных предпринимателей, использующих для розничной торговли небольшие торговые залы, предполагается создание патентной системы. Если сейчас такие предприниматели в основном используют ЕНВД, то в будущем им нужно будет приобретать патент.

Что касается изменения УСН для производственных компаний, то какого-либо иного регулирования не планируется. Если у Вас есть предложения, направляйте их в ОПОРУ.

Мостовщиков Алексей Александрович, Магадан:

Снизятся ли страховые взносы для малого бизнеса в этом году? И почему для местных инновационных предприятий, зарегистрированных в реестре, не предоставляются такие льготы, как участникам «Сколково»

Необходимо понимать, что Сколково – это первый опыт в нашей стране по созданию беспрецедентных условий для развития инноваций. Это и фактическое отсутствие налогообложения, и особый облегченный контроль.

Вместе с тем, важно, чтобы такие центры появлялись не только в Сколково, но и в других регионах страны.

Сколково должно стать первопроходцем. Но исследовательскую деятельность необходимо развивать не только в Московском регионе.

На данный момент таких льгот как в Сколково нет нигде. Но при каждом вузе можно создать инновационное предприятие, которое: будет платить 14 % страховых взносов;

без аукциона получит в аренду имущество;

сможет применять упрощенную систему налогообложения.

Паршин Евгений Алексеевич, Барнаул

Когда только зарегистрировавшегося предпринимателя освободят на начальном этапе от налогов и предоставят льготы?

Ответ:

Для начинающих предпринимателей по действующему законодательству уже предусмотрен ряд льгот:

запрет на проведение контрольных мероприятий в первые три года; возможность получения грантовой поддержки;

уведомительный порядок начала ряда видов деятельности.

Налоговые льготы имеются преимущественно в виде спецрежимов для малого бизнеса: упрощенной системы налогообложения и ЕНВД. Мы сейчас ведем работы по их совершенствованию и упрощению.

Дейнеженко Яна Александровна, Благовещенск

Планируется ли пересмотр тарифов на электроэнергию для субъектов МСП.

Ответ: С января 2011 года из региональных отделений ОПОРЫ РОССИИ стали поступать сигналы об увеличении тарифов на электроэнергию. Рост стоимости электроэнергии увеличивает общие затраты на осуществление хозяйственной деятельности, что является серьезным препятствием для развития малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере промышленного производства.

По некоторым регионам наблюдается существенный рост в этом году (50-70 %).

В ОПОРЕ РОССИИ имеются документальные подтверждения (платежки) роста тарифов в 2011 г. в Тверской области на 72 %, в Иркутской области на 48 %, в Московской области на 43 %.

ОПОРА РОССИИ обращала внимание властей на данную ситуацию. Президент и Председатель Правительства дали сигналы о своей неудовлетворенности ситуацией с резким ростом тарифов в регионах.

Принято решение замедлить рост тарифов для предприятий в ближайшие три года. Министр экономического развития РФ Набиуллина Э.С. пообещала, что они будут расти не больше инфляции.

Глотов Владимир Васильевич, Курск

Имеются ли решения или предложения по оптимизации размеров тарифов на электроэнергию? Рассматривается ли «ОПОРОЙ РОССИИ» вопрос объявления моратория для субъектов малого и среднего предпринимательства?

Проблема роста тарифов на электроэнергию сейчас крайне актуальна. В ОПОРЕ РОССИИ имеются документальные подтверждения (платежки) роста тарифов в 2011 г. в Тверской области на 72 %, в Иркутской области на 48 %, в Московской области на 43%. ОПОРА РОССИИ обращала внимание властей на данную ситуацию. Экспертами ОПОРЫ разработаны детальные предложения по совершенствованию порядка тарифообразования. Предложения об отмене ЧЧИМ (числа часов использования мощности) уже приняты.

Питиримов Владимир Михайлович, Владимир

Рост эл. тарифа 35% как вернуть или зачесть переплату свыше 15% лимита Путина В.В?

Ответ: К сожалению, механизмов возврата предпринимателям средств, уплаченных в связи с сильным ростом тарифов, не существует. Сейчас идет работа по недопущению повторения ситуации этого года.

Президент и Председатель Правительства дали сигналы о своей неудовлетворенности ситуацией с резким ростом тарифов в регионах.

Принято решение замедлить рост тарифов для предприятий в ближайшие три года. Министр экономического развития РФ Набиуллина Э.С. пообещала, что они будут расти не больше инфляции.

Немыкина Евгения Алексеевна, Тюмень; Сидорук Сергей Анатольевич, Хабаровск

Какая сегодня, на Ваш взгляд, схема бизнес-инкубатора наиболее эффективна практическими результатами на долгосрочную перспективу для города и села?

Ответ: Бизнес-инкубатор является лишь одним из элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, наряду с технопарками, промышленными парками, центрами коллективного пользования и т.д. Для всех этих видов инфраструктуры характерны проблемы дефицита и дороговизны. Для сравнения - аренда в современном промышленном парке в Китае стоит около 20 долл. в год за 1 кв. метр, в Московской области – почти в 10 раз больше. Для преодоления инфраструктурного дефицита необходима программа строительства различной инфраструктуры с учетом особенностей территории, спецификой существующего бизнеса. И главное такой инфраструктуры должно быть много, чтобы каждый желающий имел возможность воспользоваться всем необходимым для ведения бизнеса.

Степанов Владимир Александрович, Пермь

Как представлены на рынке инноваций мелкие и средние предприниматели?

Ответ: В большинстве развитых стран малый и средний инновационный бизнес является основой экономики. Так, в странах ЕС доля малых и средних инновационных компаний в среднем около 40% от общего числа МСП. В России в разных секторах экономики доля малых инновационных предприятий разнится, по данным Росстата, от 1,6 % (в производстве и распределении электроэнергии) до 9,9 % (в химическом производстве).

 Паршаков Сергей Русланович, Пермь

Как вовлечь малый бизнес в инновационные процессы?

Ответ: Необходимо создавать благоприятные для инноваций условия. Сейчас определенная работа уже ведется, но сразу стоит сказать, что ее недостаточно. По 217-ФЗ при вузах разрешено создавать малые инновационные предприятия. Эти предприятия имеют ряд льгот (по страховым взносам, по получению помещений). Уже создано более 800 таких предприятий. Для привлечения малого бизнеса к инновациям ОПОРА выступила одним из основателей «инновационного лифта». В 2010 г. между ключевыми российскими институтами развития и заинтересованными организациями было заключено Соглашение о взаимодействии в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла. Участниками соглашения стали: Внешэкономбанк; РосБР; РОСНАНО; РВК; Росмолодежь идр.

Недавно к «лифту» присоединилось Сколково. Этот инструмент призван помочь малым предпринимателям в поиске потенциальных инвесторов, им может быть оказана консультационная, организационная поддержка. Также, на наш взгляд, государство должно реализовать ряд мер по стимулированию крупного бизнеса к работе с МСП. Прежде всего, это речь идет о введении преференций при распределении госзаказа для крупных компаний, проводящих открытую политику закупок и реализающих механизмы субконтрактации. Этот механизм представляет собой включение в госконтракты, заключаемые с крупным бизнесом, условий о размещении части заказа у субъектов малого предпринимательства (до 20 % полученного госконтракта). При этом в условиях распределения госзаказов для крупного бизнеса необходимо предусмотреть преференции для крупных компаний, реализующим открытую политику закупок.

Мусин Денис, Уфа

Уважаемый Сергей Ренатович! На мой взгляд, большинство проблем у малого бизнеса возникает из-за неактивности и слабости предпринимательского сообщества. Особенно это проявляется в регионах, где пассивность предпринимателей обусловлена не доверием к власти, выработалась привычка рассчитывать только на себя. Может есть смысл направить наши усилия на укрепление общественных предпринимательских институтов, как части гражданского общества? Если власть заинтересована в увеличении доли МСП, она должна создавать условия и инфраструктуру, способствовать и мотивировать предпринимателей к объединению. С сильным и консолидированным предпринимательским сообществом нельзя будет не считаться!

Ответ: Уважаемый Денис! Готов подписаться под Вашими словами. Эффективное развитие предпринимательских институтов в любой стране зависит, прежде всего, от степени готовности органов власти к партнерству с консолидированным бизнес-сообществом. На мой взгляд, сейчас как никогда формируются благоприятные условия для консолидации предпринимателей в рамках различных объединений. Большинство федеральных органов власти открыты к диалогу, поиску компромиссных решений в конфликтных ситуациях и своевременно реагируют на обращения в поддержку предпринимателей. С 2010 года объединения предпринимателей на регулярной основе привлекаются к процессу подготовки и принятия решений государственными органами в рамках процедуры ОРВ.

В числе последних поручений Президента России Медведева Д.А. Администрации и Правительства – до 1 июня 2011 года разработать порядок публичного обсуждения с предпринимательским сообществом проектов НПА федеральных органов исполнительной власти, механизм учёта результатов такого обсуждения при их принятии; предусмотреть применение таких порядка и механизма на региональном и местном уровнях.

Артимович Дмитрий, Омск

На Ваш взгляд, существует ли сейчас в России канал лоббирования интересов субъектов МСП? Если да, то какой? Спасибо.

Ответ: Продолжая тему, поднятую другим предпринимателем (Мусин Денис – ответ выше) повторюсь, что связующим звеном должны выступать общественные институты. На опыте нашей организации и других мы видим, что объединение предпринимателей - это залог успешной защиты законными способами от произвола отдельных лиц и органов, выработка и во многих случаях успешное продвижение общих идей и интересов, обеспечение формирования благоприятной среды для развития МСП в целом, а также рассмотрение обращений предпринимателей и оказание помощи в конкретных случаях.

Предпринимательские объединения сегодня активно привлекаются к участию в регулярных совещаниях, организуемых Президентом РФ, по результатам которых даются конкретные поручения министерствам и ведомствам; взаимодействие осуществляется и в рамках различных рабочих площадок при Правительстве РФ и других органах исполнительной власти. Появляются принципиально новые механизмы, которые позволяют представителям малого и среднего бизнеса реально влиять на процесс принятия решений.

Тот же механизм оценки регулирующего воздействия – проекты нормативно-правовых актов, разрабатываемых ведомствами, не принимаются без одобрения предпринимательским сообществом. Мы видим своей задачей достижение того, чтобы любой законодательный акт, касающийся малого и среднего бизнеса, независимо от того, кто его разработал, принимался только после серьезных (НЕформальных) консультаций с предпринимательским сообществом.

Например, та же Комиссия по законопроектной деятельности (я являюсь ее членом), на которой формируется консолидированная позиция по законопроектам, рассматриваемым в Думе. Уже есть практика, когда по итогам обсуждения принималось решение о существенной переработке законопроекта, ухудшающего положение малого и среднего бизнеса.

Гусарин Андрей Вячеславович, Пермь

Как принять участие в госзаказе?

Ответ: С 1 января этого года для всех государственных и муниципальных заказчиков введены электронные торги. Проведение открытых аукционов в электронной форме в сети осуществляется на специальных электронных площадках, например, это федеральные площадки: - автоматизированная система торгов «Сбербанк-АТС» (http://www.sberbank-ast.ru/) , - «ММВБ-Информационные технологии» - (http://www.etp-micex.ru/ ), - «Индексное агентство РТС» - (http://www.rts-tender.ru/).  Для того чтобы принять участие в электронном аукционе, Вам будет необходимо получить электронную цифровую подпись, выдаваемую специализированными центрами и получить аккредитацию (бесплатно) на выбранной площадке. Если у Вас возникнут дополнительные вопросы, обратитесь в Ассоциацию электронных торговых площадок (исполнительный директор – Димитров Илья, он же руководитель профильной Комиссии ОПОРЫ РОССИИ).

Витушкин Николай Алексеевич, Курск

Банальная, наболевшая тема. Не хватает средств на развитие своего бизнеса. Про 58.8тыс. узнал после того как зарегистрировался ИП, а эту сумму не дают после регистрации. Затрат много, а выход слабый. Не хватает как раз этой суммы для старта. Как взять эти деньги, ведь дело уже начал? Направление темы очень полезное-одежда для страйкбола, пейнтбола, охота, рыбалка. Помогите пожалуйста мне, а я соответственно нашим людям!!!

Ответ: Уважаемый Николай Алексеевич! Помимо мероприятий по стимулированию самозанятости и поддержки безработных граждан, реализуемых по линии Минздравсоцразвития, с 2005 года реализуется и постоянно совершенствуется финансовая федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Если в двух словах, то механизм следующий – из федерального бюджета выделяются денежные средства, которые по конкурсу распределяются регионам на реализацию тех мероприятий поддержки, которые они обозначили в своих заявках (например, те же гранты начинающим). Кстати, в Курске действует Областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Курской области на 2009 - 2011 годы». Одно из направлений поддержки - предоставление субсидий начинающим собственный бизнес - на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела. За получением более подробной информации Вы можете обратиться в Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области. Все контакты Вы в частности можете найти на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства в разделе «Региональные программы». Название сайта запомнить очень легко - smb.gov.ru    

Шмыгалев Александр Николаевич, Пятигорск

Уважаемый Сергей Ренатович! У меня такой вопрос, очень интересуют реально действующие программы для развития малого предпринимательства с Акцентом на START_UP. Я понимаю так, если не развивать новое, то в России предпринимательство так и останется на весьма низком уровне развития. У многих начинающих предпринимателей становиться вопрос нехватки стартового капитала. Банки подобные проекты не кредитуют, да и % еще довольно завышены. Спасибо.

Ответ: Уважаемый Александр Николаевич! В предыдущих ответах, я уже упоминал о финансовой государственной программе поддержки малого и среднего предпринимательства, которая реализуется в регионах на условиях софинансирования из федерального бюджета и бюджета субъектов РФ. Сегодня абсолютное большинство регионов реализуют программы поддержки, разница лишь в том, что от региона к региону может отличаться перечень мероприятий. Но, те же гранты начинающим на открытие собственного дела, бизнес-инкубаторы, услуги гарантийных фондов по обязательствам малых предприятий, услуги микрофинансовых организаций по выдаче микрозаймов предоставляются в большинстве регионов. В частности, в Ставропольском крае эти мероприятия реализуются в рамках ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА 2009-2011 ГОДЫ». За более детальной информацией обращайтесь в Минэкономики Ставропольского края, все контакты и другая полезная информация есть на федеральном портале малого и среднего предпринимательства.

Усанова Нина Павловна, Нижний Новгород

Как развиваться и существовать малому бизнесу при таких налогах и кредитных процентах.

Ответ: Уважаемая Нина Павловна! Ваш вопрос понятен и проблема действительно есть, и с налогообложением (тем же правом понижения ставок при применении УСН с 15 до 5 % воспользовались далеко не все регионы) и с кредитованием (многие предприниматели, по-прежнему, не обращаются за получением кредита по причинам отсутствия залога, гарантий; сложности процедуры получения заемных средств; размеров процентных ставок и т.п.). Но, сказать, что ничего не делается для их решения, будет неправильным. Что касается кредитования, то с каждым годом набирает обороты Программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая ОАО «РосБР» через региональные банки-партнеры, а также лизинговые, микрофинансовые организации и др. объекты инфраструктуры. Периодически происходит снижение процентной ставки по кредитам в целях обеспечения максимальной доступности заемных средств субъектам МСП в рамках этой Программы. Для информации - нами создана информационная интернет-площадка «ОПОРА-Кредит», где предприниматели могут узнать все о кредитных ресурсах для малого бизнеса, о специализированных программах поддержки и начать «он-лайн» оформление заявки на получение заемных средств.

Отмечу также, что если речь идет о небольших суммах займов (не более 1 млн. руб. на 1 год), то хорошая альтернатива банкам – микрофинансовые организации, которые участвуют в Федеральной программе поддержки малого предпринимательства и выдают займы на льготных условиях. Ставка у них, как правило, ниже и нет таких жестких требований. Что касается налогообложения, то предполагаю, что Вы в первую очередь, имеете в виду отмену ЕСН и резкое повышение совокупного размера страховых взносов. Эта тема ключевая для нас, с момента принятия небезызвестного Закона № 212-ФЗ. Результаты есть – одно из последних поручений Президента РФ Медведева Д.А. Правительству – до 1 июня 2011 года представить предложения по механизму снижения тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, обязательное социальное и обязательное медицинское страхование с 1 января 2012г. до уровня, близкого к уровню, установленному до 1 января 2011 г.

Вертняков Андрей Юрьевич, Верхнеуральск

В настоящее время в банках очень тяжело взять кредит «под проект». Есть ли тенденция к изменению данной ситуации в ближайшей перспективе? Ответ: Да, Вы правы, в кризисный и посткризисный период ситуация с кредитованием проектов существенно ухудшилась: банки неохотно стали предоставлять кредиты, процентные ставки выросли. Однако, ряд мер предпринимается. В рамках антикризисной программы Правительства по линии РосБР через банки-партнеры реализуется программа кредитования малого бизнеса. Объем программы достаточно большой (100 млрд. руб.), она реализуется во всех регионах.

Кучеров Анатолий Васильевич, Новокузнецк

Возможна ли прямая государственная поддержка микрофинансовых организаций?

Ответ: Да, в рамках Государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотрена возможность предоставления ряда мер поддержки микрофинансовым организациям, в том числе, субсидии на обучение и повышение квалификации специалистов, на приобретение и/или разработку специализированного лицензионного программного обеспечения для деятельности микрофинансовой организации.

Головко Олег Викторович, Астрахань:

Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина №1298-р от 02.08.2010 года ОПОРЕ РОССИИ наряду с «Деловой Россией» было предложено, в том числе на безвозмездной основе, осуществлять мониторинг поступления обращений связанных с нарушением прав предпринимателей. Прошу по возможности рассказать, как идет работа в данном направлении и есть ли конкретные положительные примеры решения ситуаций связанных с нарушением прав предпринимателей. Данные примеры могли бы воодушевить предпринимателей – на местах продолжать работу в этом направлении. К сожалению, на данный момент никакой информацией на местах мы не располагаем.

Ответ: Уважаемый Олег Викторович! С декабря 2010 года ОПОРОЙ РОССИИ в рамках указанного распоряжения проводится регулярный мониторинг по выявлению системных проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства. Данная работа велась нами и ранее, но теперь этот вопрос стоит на особом контроле у Правительства. Каждые 2 месяца мы собираем конкретные факты, выявляем общие проблемные тенденции (например, рейдерство, типовые нарушения Закона № 159-ФЗ о выкупе и др.) и готовим конкретные предложения по изменению законодательства с направлением итоговых материалов Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Шувалову И.И. Следующий шаг – сбор не только общепредпринимательских проблем, но и донесение до заинтересованных органов власти системных проблем развития МП в конкретных отраслях. Эта работа в рамках ОПОРЫ РОССИИ сосредоточена в Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов.

Главным координатором является уполномоченный при ОПОРЕ РОССИИ по представлению интересов предпринимательского сообщества в федеральных органах исполнительной власти Светлана Минзагитовна Халфина, чья кандидатура была утверждена первым вице-премьером. Что касается последних примеров. На примере г. Южно-Сахалинск нами привлечено активное внимание к проблеме монополизации муниципальными автономными учреждениями (МАУ) государственных заказов в обход процедур торгов. ФАС России поддержала наше обращение и направила материалы в ФСБ России, Следственный Комитет РФ, Генеральную прокуратуру и МВД РФ.

В городе Геленджик благодаря совместным усилиям устранены нарушения прав индивидуального предпринимателя, являющегося собственником торгового центра и отказавшегося внести «добровольные» пожертвования местной администрации. До вмешательства ОПОРЫ сложилась следующая ситуация – по периметру торгового центра были установлены металлические заградительные конструкции, предпринимательская деятельность вынужденно была приостановлена. Обращения предпринимателя в ФАС и Минэкономразвития (были получены содержательные ответы), результата не дали, так как администрация проигнорировала их. Судебная тяжба велась с переменным успехом – решения выносились и в пользу предпринимателя, и в пользу администрации.

По данному факту ОПОРА РОССИИ направила обращения в ФАС России, Минэкономразвития России, губернатору и прокурору Краснодарского края. На данный момент никаких препятствий к осуществлению предпринимательской деятельности нет.

Щербина Инна Викторовна (Москва)

Собирается ли государство передавать частным клиникам пустующие (неэффективно использующиеся) помещения больниц? Ставился ли этот вопрос в правительстве?

Ответ: Уважаемая Инна Викторовна, Вы затронули очень интересную и важную тему, особенно для предпринимателей, занимающихся оказанием медицинских услуг, которые зачастую оказываются в неконкурентных условиях по сравнению с государственными учреждениями здравоохранения. Данный вопрос мы неоднократно поднимали перед властями различного уровня. Особенно важно провести ревизию помещений, принадлежащих различным Органам государственной власти, в том числе и федеральных.

Артёменкова Татьяна Анатольевна (Ярославль)

Каковы перспективы развития в России малого и среднего бизнеса на ближайшие годы?

Ответ:

Перспективы у МСП в России на данном этапе огромны. В настоящее время МСП даёт порядка 20% ВВП в экономику государства, тогда как в развитых странах этот показатель находится в районе 50-80%. То есть перспективы впечатляют. Тем более, что первыми лицами государства уже поставлена задача довести долю занятых в МСП до 60 – 70 процентов активного населения страны. Вместе с тем существует ряд проблем которые необходимо решать. Самая главная из них – это позиционирование экономики малого и среднего предпринимательства отдельно от всей экономики страны.

То есть все меры, которые сейчас направлены на развитие и поддержку МСП не носят стратегического характера, а государство на данном этапе не видит МСП в качестве главной движущей силы экономики. Мы вместе должны изменять данное представление и инициировать проведение реформ, направленных на создание максимально благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, особенно субъектами МСП. Также, сравнивая отраслевую структуру МСП в РФ и с другими странами, можно сделать вывод о том, что многие отрасли пока ещё не до конца освоены и обладают существенным потенциалом (здравоохранение и социальные услуги, гостиничный и ресторанный бизнес и др.).

Жертовский Дмитрий Валерьевич (ст. Тбилисская)

Вступление России в ВТО будет способствовать развитию предпринимательства?

Ответ: С одной стороны вступление в ВТО открывает новые рынки для компаний, с другой – повышается конкуренция за существующие рынки. Предприниматели должны быть готовы к жёсткой борьбе, поэтому необходимо модернизировать свои производства, внедрять новые технологии, чтобы выпускать продукцию качественную, позволяющую на равных конкурировать с зарубежными производителями. Конечно, здесь важна роль государства, которое поможет специальными программами осуществить технологическое перевооружение.

Ачкасов Андрей Анатольевич, Юрга

Кто ответит, и чем можно помочь малому бизнесу после того, как его «кинуло» государство со вступлением в строительные СРО. Мы например в кризис потеряли 500 тыс. и СРО нам оказалось не обязательно? Я думаю таких предприятий тысячи!!!

Ответ: К сожалению, первая реализация института саморегулирования воплощена на строителях. Искажена сама идея саморегулирования, т.к. это должна быть добровольность и ответственность, а не обязательность и расходы малого бизнеса. Для предпринимателей хрен оказался намного горче редьки. Раньше была редька – затратное лицензирование, теперь разросся хрен в виде строительных СРО и НОСТРОЯ. Для малых строительных компаний он обходиться дороже, чем ранее лицензирование. Сейчас в России уже 753 СРО, их них 182 – с добровольным членством. Это и пожарные организации, и лифтовые организации, и сфера ЖКХ и управление недвижимостью. И эта схема показывает, что саморегулирование – превосходная идея перейти на самостоятельный и ответственный контроль рынка бизнесом!

Не упускаю случая спросить у малых строительных компаний, подходит ли им эта система, и получаю часто жесткую критику в адрес государства и строительных СРО, НОСТРОЯ. Формируется агрессивный рынок услуг – законных и незаконных – связанных с деятельностью строительных СРО. Например, реклама на Яндексе: «Вступление в строительное СРО за 1 день», «Допуск СРО от 2-хдней. Минимум документов! Низкая стоимость! Рассрочка! Расчет на сайте!». «Вступление в СРО за 4 дня и 19 000. Платите в рассрочку. Ускорение до 2 дней».

К сожалению, вернуть назад уже ничего нельзя, необходимо развивать то, что есть. И законно. ОПОРА РОССИИ на Всероссийском Съезде СРО предложила: - внедрить процедуру антикоррупционных процедур во всех СРО с обязательным членством; - установить для руководителей строительных СРО требования к декларированию доходов и расходов; - произвести возврат к первоначальной идеи саморегулирования: создавать СРО с обязательным членством только через отлично зарекомендовавшие себя добровольные СРО. Реализация идеи саморегулирования возможна, только если создание СРО будет направлено на решение той же задачи, которая ставиться сегодня Правительством РФ: снижение издержек МСП, фактор антимонопольного регулирования деятельности СРО, специальные процедуры для предотвращения монополизации рынков членами СРО.

Блинова Валентина Павловна, Муром

Реализация закона о льготной приватизации помещений

Ответ: Реализация 159-ФЗ идет крайне медленно и неэффективно. Необходимы дальнейшие шаги в данном направлении. Во первых. Следует решить проблему ограничения на региональном уровне размеров выкупаемой арендуемой площади и срока рассрочки. К примеру, Алтай (250 кв.м.), Чукотский АО (100 кв.м.). Вместе с тем, Нижегородская область установила размер выкупаемой площади равной арендуемой, Ульяновская область – 5000 кв.м.

Во-вторых, требует решения проблема Перечней имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего бизнеса.

Третья проблема – это проблема НДС. С 1 апреля 2011 года покупатели имущества в рамках закона №159-ФЗ не будут платить НДС. Однако данная норма распространяется только на имущество, право собственности на которое перешло после 1 апреля 2011 года. Четвертое. Необходимо исключить практику, при которой оценкаодного и того же объекта, сделанная независимым оценщиком, нанятым государством, и оценщиком, нанятым арендатором, зачастую отличается в 5-10 раз.

Романычева Ирина Николаевна, Нижний Новгород

Уважаемый, Сергей Ренатович! Наша банковская система так и не предложила продуктов кредитования предприятий малого бизнеса для выкупа помещений по 159 закону. Привожу пример моего предприятия. Помещение с НДС оценено в 10800 тыс. руб. Ежемесячно мы обязаны выплачивать сумму рассрочки 220 тыс. руб. Дополнительно надо выплачивать немалые суммы налога на имущество и на землю (цифры мы сейчас уточняем). Реально я могу от доходов фирмы выплачивать за все вместе не более 150 тыс. рублей. Мне необходимо еще ежемесячно кредит на сумму не менее 100 тыс. руб.

Проблемы: 1.нужна кредитная программа, по которой мы будем выбирать предоставленный кредит, по мере необходимости ( при недостатке своих средств), нужен кредит на срок не менее 7 лет с отсрочкой платежа на 3 года (на период выплаты денежных средств муниципалитету). Естественно, проценты мы будем выплачивать ежемесячно. (таких кредитов нет)

2. Если случится чудо и кредитный продукт появится, возникнет следующая проблема, что будет служить залогом. Выкупаемое помещение в залоге у муниципалитета. А другого, столь ликвидного имущества, нет.

3. В Нижнем Новгороде администрация так и берет 30% при выкупе помещения. Для нас это стоило 3240 тыс. руб. Естественно своих средств нет, доступных кредитов нет. Вот я и отдала половину помещения чужим, богатым, людям, чтобы заплатить первый взнос. Хотя я арендовала это помещение у муниципалитета на протяжении 19 лет. Уже все гвозди в стенах давно наши. И смогу ли я оплатить остальные деньги - большой вопрос. PS Моя фирма занимается предоставлением бытовых услуг населению.

Ответ: Действительно, ситуация с выкупом помещений по 159-ФЗ крайне тяжелая. Оценка стоимости таких помещений завышается, а срок рассрочки небольшой. Например, в Пензенской области он равен 0,5 года, в Москве - 1 год, в Татарстане - 1 год. Такой маленький срок рассрочки делает очень дорогим выкуп помещений. Мы считаем необходимым на федеральном уровне ввести стандарт, согласно которому регионы обязаны продать предпринимателю всю арендуемую им площадь либо любую ее часть, которая может использоваться самостоятельно. А также ввести в закон норму прямого действия об установлении рассрочки при выкупе на срок не менее 3-5 лет. Лучше всего воспользоваться практикой таких регионов как Вологодская и Воронежская области, где срок рассрочки составляет 7 лет.

Новаковская Наталья:

1. В настоящее время установлены сроки выкупа до 1 июля 2013 года. Планируется ли сделать приватизацию малыми предприятиями «бессрочной», не ограниченной каким-либо сроком?

2. Для возникновения права на выкуп должен ли арендатор являться субъектом малого предпринимательства (далее - МП) на момент заключения договора аренды и возникает ли у арендатора такое право: а) если статус субъекта МП получен после заключения договора аренды, б) если статус субъекта МП получен после вступления в силу закона № 159 - ФЗ?

3. Ситуация: малое предприятие арендует помещения в одном нежилом здании в Москве по трем самостоятельным договорам аренды, при этом оставшаяся часть здания, меньшая, передана в аренду другому арендатору, не являющемуся малым предприятием.

Вопросы по ситуации:

3.1. Может ли малое предприятие выкупить помещения сразу по всем трем договорам аренды, или выкуп необходимо производить последовательно, по каждому из договоров?

3.2. Как будет определяться предельное значение площади арендуемого имущества, подлежащего выкупу, в данном случае, учитывая наличие у одного малого предприятия трех договоров аренды помещений в одном здании?

3.3. Как будет определяться предельное значение площади арендуемого имущества, подлежащего выкупу: а) в случае одновременного выкупа арендатором помещений по трем договорам; б) в случае последовательного выкупа арендатором помещений по каждому из трех договоров.

3.4. К чему «привязано» предельное значение площади арендуемого имущества, подлежащего выкупу: а) к арендатору (один арендатор вправе выкупить не более 100 (или 300) кв.м.); б) к зданию (арендатором может быть выкуплено не более 100(или 300) кв.м. помещений в одном здании; в) к договору аренды (арендатором может быть выкуплено не более 100(или 300) кв.м. помещений, арендуемых по одному договору аренды); или есть какая-либо иная «привязка»?

3.5. Возможен ли выкуп малым предприятием оставшейся, меньшей, части здания, переданной в аренду другому лицу и в каком порядке? Возникают ли у малого предприятия какие-либо преимущества по выкупу оставшейся части здания, какие?

Ответ: Согласно закону №159-ФЗ выкуп возможен всей арендуемой площади в пределах установленного регионом предельного значения выкупаемой площади. Сейчас в Москве это до 100 кв.м, после принятия поправок будет до 300 кв.м. 4. Сейчас правом выкупа обладают только арендаторы, заключившие договор аренды за два года до вступления закона № 159-ФЗ. Планируется ли отменить «привязку» к дате вступления в силу закона? Возможно ли введение новой «привязки» - к дате подаче заявления на приватизацию, или иных «привязок»? (Мы стали Арендатором менее чем за 2 года до вступления) 5. Власти субъектов РФ существенно ограничивают размер подлежащих выкупу помещений, избегая, таким образом, приватизации коммерческих помещений. Так, в Москве установлено ограничение 100 метров (планируется 300 м2 от Собянина). Планируются ли какие-либо меры в этом направлении, какие? Планируется ли ввести запрет на такие ограничения размера площадей со стороны субъектов РФ или увеличение возможной площади под приватизацию, к примеру, до 1 000 м2 ?

Ответ: Уважаемая Наталья! Ответы на все Ваши вопросы есть в официальной позиции ОПОРЫ РОССИИ, по внесению изменений в Федеральный закон от 22.07.2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Источник: http://opora.ru/news/events/tribune/10261/

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости