В середине апреля с рабочим визитом Барнаул посетил Алексей Рештенко, директор департамента региональных продаж Microsoft в России. В своем напряженном графике он выделил время для встречи с корреспондентом газеты "Ваше дело". В интервью г-н Рештенко рассказал о работе Microsoft с партнерами в Алтайском крае, уровне пиратства в регионе и конкуренции продуктов интернациональной компании со свободным программным обеспечением на базе Linux.
Хотим больше партнеров
— Алексей, насколько я знаю, вы приезжали, чтобы встретиться с партнерами компании Microsoft в Алтайском крае. Расскажите, какова была цель этой встречи.
— Действительно, мы встречались с партнерами, посмотрели компьютерные магазины, выступили на мероприятии Technologic show, которое организовала компания "Галэкс". Барнаул — город небольшой, можно многое успеть за один день. А основная цель встречи с партнерами и клиентами — проведение обучающих семинаров по продуктам Microsoft.
Наша компания активно развивается в регионах России. По сравнению с другими интернациональными IT-компаниями мы лидеры по присутствию в регионах. Наши офисы работают в 70 российских городах. В Сибири и на Дальнем Востоке Microsoft присутствует в 16 городах. Региональная экспансия Microsoft в России началась довольно давно, с 2001 года, тогда у нас открылся первый офис в Санкт-Петербурге. Причина, заставляющая нас идти в регионы, простая: мы считаем, что нужно быть рядом с нашими клиентами и партнерами, развивать местный IT-рынок. От этого зависит не только успех Microsoft, но и других компаний, работающих на локальном рынке.
Мы часто проводим обучающие мероприятия в регионах для наших партнеров и клиентов. Показываем, как они в своей работе могут эффективно использовать различные продукты Microsoft. Нередко бывает так, что в компании какой-либо отчет, например, делает целый отдел в течение пяти дней, хотя при использовании новых технологий один человек может сделать аналогичную работу за два дня. Мы стараемся показать это крупным клиентам. И в большей мере даже не IT-специалистам, а тем, кто непосредственно занимается бизнесом — экономистам, руководителям отделов. Внедрение новых технологий ведет к росту производительности труда, компании становятся более конкурентоспособными. Сейчас мы видим хорошую отдачу от такой работы.
— Два года назад представители Microsoft проводили пресс-конференцию в Барнауле. Тогда было заявлено, что в крае 100 партнеров компании и их количество легко можно увеличить до 200. Произошло ли это?
— Алтайский край по уровню присутствия Microsoft не сильно отличается от Омска, Томска, Кемерова и других региональных центров Сибири. Возможно, он уступает только Новосибирску, но это предсказуемо, так как именно там находится наш головной офис по Сибири и Дальнему Востоку.
Сейчас на территории Алтайского края работают 120 партнеров компании Microsoft. Получается, за два года рост составил 20%. Я оцениваю ситуацию позитивно, принимая во внимание, что рынок все расставляет по местам. Нам важно иметь большое количество квалифицированных партнеров, а не огромное число партнеров с низкой квалификацией. Хотелось бы, конечно, чтоб их было 200. Возможно, мы были излишне оптимистичны в своих прогнозах два года назад. Тем не менее я и сейчас могу сказать, что предпосылки для активного развития в регионе остаются. Одна из них — это качественное образование IT-специалистов.
Приведу пример. У нас есть программа поддержки стартапов Microsoft BizSpark. Любое небольшое начинающее предприятие по разработке программных продуктов с годовым оборотом до $ 500 тыс., в том числе организованное студентами, может получить бесплатное программное обеспечение от Microsoft и консультационную поддержку по его использованию. В России этой программой уже воспользовалось 1,5 тыс. компаний. Из них в Алтайском крае — шесть. Для сравнения: в Калининградской области, которая меньше Алтайского края, участниками программы стали 35 компаний.
Очевидно, что предпринимательская активность молодежи в Алтайском крае могла бы быть и выше. Я уверен, что регион может в этом смысле конкурировать с той же Калининградской областью. Тем более что у вас готовят хороших специалистов, есть прекрасные вузы, которые умеют это делать. Возможно, и нам стоит активнее продвигать Microsoft BizSpark в вашем регионе, сотрудничать с Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры в данном направлении.
Резюмируя свой ответ, скажу, что количество проданных в крае лицензий нас устраивает, они продаются хорошо. Но нам не помешало бы увеличение количества партнеров, которые разрабатывают программное обеспечение, используя наши продукты, еще на 80 или даже 100. Это дало бы хороший толчок к развитию инноваций.
Золотых партнеров стало меньше
— В ноябре прошлого года Microsoft ввел в России новую программу для работы с партнерами, где были установлены более жесткие требования для получения того или иного статуса. Как алтайские компании пережили переход к новым требованиям?
— Появление новой программы связано с тем, что сейчас мы фокусируемся на внедрении решений. Продукт, который лежит на полке, не приносит пользы. Предыдущая программа работы с партнерами была хорошая для своего времени. Однако статус "золотого партнера" в рамках старой программы размывался, слишком много компаний соответствовало требованиям Microsoft Gold Partner. В результате клиент не мог сориентироваться, какая из существующих на рынке компаний-партнеров Microsoft поможет качественно и быстро настроить ту или иную систему и проконсультировать по вопросам ее применения.
Поэтому уровень требований был поднят. Сейчас, если партнер захочет получить еще одну компетенцию, он больше не сможет использовать для этого одних и тех же специалистов. В компании должны работать специалисты более узкого профиля. Нам хочется иметь партнеров с четко выраженными профессиональными навыками. Хорошо, если в компании много технических специалистов и она может получить пять компетенций. Но небольшой компании лучше сфокусироваться на какой-то одной. Мы считаем, что залог нашего успеха и успеха наших партнеров — это специализация. После введения новой программы у нас сократилось количество "золотых партнеров", но их общее число не изменилось.
Идем в "облако"
— В феврале прошлого года Microsoft сообщал, что, согласно его исследованию, в 36% компьютерных магазинов Барнаула готовы установить пиратский софт, и по Сибири это был один из худших показателей. Хотя, как выяснилось позже, в абсолютном выражении 36% — это два магазина. Сейчас ситуация как-то изменилась?
— Мы по-прежнему используем уникальную методику измерения уровня пиратства в городах России с участием так называемого "таинственного покупателя". Мероприятия проводятся примерно три раза в год. Барнаул находится где-то в середине общероссийского рейтинга. В Сибири есть города, где ситуация более благоприятная, например Иркутск и Новокузнецк. По итогам последнего исследования, которое проводилось в ноябре, в 9% магазинов Барнаула специалисты согласились установить пиратский Windows. Отмечу, что Горно-Алтайск является одним из самых пиратских городов в России. Наверное, здесь есть и наши недоработки. Самый низкий уровень пиратства зафиксирован в Северо-Западном регионе (Санкт-Петербург, Вологда, Петрозаводск).
Когда я 10 лет назад пришел в Microsoft, на человека, который купил компьютер с предустановленной операционной системой, смотрели как на умалишенного. Сейчас ситуация изменилась, в любом магазине можно увидеть ноутбуки с операционной системой. Пиратства становится меньше, и мы будем дальше работать в этом направлении.
— Вы проверяете магазины, но ведь сейчас пиратские копии софта можно легко скачать из Интернета.
— Да, конечно. Пиратство приобретает новые формы. Мы ведем переговоры с провайдерами по этому поводу. Они могут перекрывать доступ к каким-то сайтам. Возможно, в будущем мы подпишем специальные соглашения с ними о нераспространении через их сети пиратского ПО Microsoft.
— Есть данные о том, сколько компаний в России сейчас используют легальный софт?
— Около 30%, порядка 70% все еще работают на пиратском программном обеспечении. У крупных компаний уже есть привычка покупать софт, а у малого бизнеса ее нет. Нередко у небольших предприятий отсутствует и финансовая возможность купить лицензии. На помощь могут прийти новые технологии. Microsoft сейчас движется в направлении предоставления услуг в "облаке". При использовании этой технологии пользователю не нужно будет покупать программное обеспечение, ему будет достаточно иметь компьютер с браузером и доступ в Интернет. Всеми необходимыми программами он сможет пользоваться дистанционно, зайдя на специальные интернет-ресурсы. Сейчас так работает наш ресурс Windows Live. Там можно воспользоваться электронной почтой, сервисом обмена сообщениями, флэшкой на несколько гигабайт, можно отредактировать различные документы Microsoft Office.
В дальнейшем при использовании подобных технологий оплачиваться будет только доступ в Интернет и использование приложений. Чем меньшим количеством приложений ты пользуешься, тем меньше платишь. При распространении такой системы пиратство в привычном для нас виде просто не сможет существовать. Платишь — можешь воспользоваться ПО как услугой, не платишь — нет.
Специальный вопрос
— Алтайский край стал одним из первых регионов в России, где осуществляется перевод школ на свободное ПО и операционную систему Linux. Повлечет ли это серьезное снижение уровня продаж лицензий Microsoft в нашем регионе?
— Алтайский край был одним из первых регионов, с которым мы заключили договор на продление лицензий в школах на 2011 год. Все продукты Microsoft, которые используются в школах региона, легальны. Компания предложила привлекательную цену — $ 8 (около 240 рублей) за пакет, который включает все основные продукты Microsoft. К развитию свободного программного обеспечения я отношусь спокойно. Здоровая конкуренция должна существовать. И у школьника тоже должен быть выбор. Как сотрудник компании Microsoft и как гражданин я не могу согласиться с навязыванием какого-либо продукта. В этом случае я уверен, что потребитель выберет именно наши продукты. Microsoft ежегодно тратит $ 9,5 млрд. на разработки, что в шесть раз выше доходной части бюджета Алтайского края. Мы отвечаем за качество наших продуктов. В случае со свободным ПО ответственных как таковых нет, потому что его разрабатывает сообщество людей, а не компания.
О чем еще рассказалсобеседник
О новых технологиях для бизнеса
— Я считаю, что в Алтайском крае в корпоративном секторе будут активно развиваться технологии объединенных коммуникаций. Сейчас люди используют много разных устройств и хотят быть на связи в любом месте. Получить сообщение по электронной почте, отправить его с помощью коммуникатора, сделать звонок через Интернет и т. д. Когда в моем питерском офисе звонит стационарный телефон, я вздрагиваю, потому что это непривычно. Обычно я общаюсь с людьми, используя наш Office Communicator.
О приоритетах в продвижении
— В настоящее время наши партнеры наиболее активно продвигают Windows 7, Microsoft Office 2010, игровые консоли Xbox 360 и сенсор Kinect, для которого уже разработано множество игр, где человек управляет всем без джойстика, только движениями своего тела. Кстати, сенсоры Kinect — революционная технология, которую Microsoft очень удачно и своевременно изобрел. Они очень хорошо продаются в магазинах бытовой электроники. В дальнейшем, я думаю, эта технология сможет использоваться и для управления компьютером, промышленным и медицинским оборудованием, у нее большие перспективы внедрения.
Справка
Алексей Рештенко возглавляет департамент регионального развития "Майкрософт Рус" с 1 июля 2008 года.
В 1998 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций. С 1997 года работал в качестве торгового представителя в компаниях "Гарант Н" и "Компьютерные Системы для Бизнеса CSBI EE". В марте 2001 года начал работу в российском представительстве Microsoft в качестве менеджера по работе с партнерами на Северо-Западе России. В апреле 2003 года был назначен руководителем макрорегиона Северо-Запад. С июля 2006 по июнь 2007 года возглавлял отдел по работе с организациями среднего бизнеса в московском офисе компании. В июле 2007 года вернулся в Петербург в должности директора макрорегиона Северо-Запад.
Женат, воспитывает двоих детей. Его хобби — путешествия, спорт.
Источник: http://altapress.ru/story/66482