Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Илья Хандриков, председатель Всероссийского движения «За честный рынок». Малый и средний бизнес – 2010. Печальные итоги. Часть вторая

Мы продолжаем беседу с Ильей Николаевичем Хандриковым, предпринимателем, председателем Всероссийского движения «За честный рынок», о том, как он видит итоги – 2010 для наших малых и средних предпринимателей.

- Илья Николаевич, в конце прошлого года в прессе шли ожесточенные споры о предложениях работников Минфина увеличить налоговое бремя на бизнес. И хотя перед праздниками Алексей Кудрин пообещал народу, что этого сделано не будет, Вы в своем докладе уделяете налоговому вопросу достаточно большое внимание.

- Что касается обещаний Кудрина, то и без обсуждавшегося возможного роста на малый и средний бизнес накинута налоговая удавка. В прошлогоднем отчете ВЭФ по глобальной конкурентоспособности 2009 – 2010 третье место, среди ключевых проблем развития бизнеса в России, заняли наши замечательные налоги, делающие любую легальную экономическую деятельность заведомо убыточной. «Бизнес оттеснен властью на периферию экономической и политической жизни и получил незавидную роль «дойной коровы», - считают в РСПП. Более того, РСПП предложил премьер-министру ввести пятилетний мораторий на введение налогов. Но тогда почему же РСПП «не оспаривает» повышение сборов в социальные фонды с 2011 года? Да потому, что это – показатель полной зависимости данной организации от госвласти!

- Между тем все время раздаются голоса как предпринимателей, так и экспертов, что реформа бывшего ЕСН приведет лишь к одному печальному итогу – бизнес уйдет в тень (вариант – бизнес перерегистрируется в Казахстане, где нет таких сборов).

- Разумеется. Опросы предпринимателей по реформе ЕСН показывают: 73% уйдут в «тень», либо сократят количество работников (или сделают и то, и другое), 20,3% предпринимателей вынуждены будут прекратить занятие самостоятельным бизнесом. И лишь 2% опрошенных ответили, что на них это не повлияет. Как Вам цифры?

- Впечатляют.

- С 1 января 2011 года ставки страховых взносов, которые работодатель платит с фонда оплаты труда, повышается с 26% до 34%. Это - одна из самых высоких ставок социальных налогов в мире: Южная Корея – 9%, Канада – 9,9%, Япония – 14,64%, США – 15,3%, Германия – 19,9%.
В результате «нововведений» предприниматели вынуждены будут использовать «серые» схемы ведения бизнеса, а государство ужесточит контроль за ними и усилит выборочные репрессии!
«Бизнесу нужно сохранять и улучшать стандарты предпринимательской деятельности, социальную ответственность. Только в этом случае правительство сможет проводить линию на снижение бюрократических барьеров, в том числе и в налоговой сфере», - сказал Владимир Путин. Звучит очень похоже на фразу: «Научитесь нырять, тогда в бассейн воду нальем!»
А может быть дифференцировать «налог на жизнь»? Почему он одинаков для бедных и богатых? Для маленьких и больших? Зачем убивать еще не родившееся?

- Вы довольно много места уделяете проблемам бизнеса в столице. Я понимаю: Вы сами живете и работаете в Москве.

- Есть и более важные причины. Москва – не только столица страны, это один из самых дорогих городов мира. Известно, что большая часть денег страны крутится в Москве. Сюда съезжаются миллионы граждан страны, стран СНГ, дальнего зарубежья.

- И как же работается московским предпринимателям?

- Второй год подряд Всемирный банк публикует свои исследования «Ведение бизнеса». В этом году Москва вообще не попала в список городов России с нормальным предпринимательским климатом. Второй год подряд деловой климат в Москве признан худшим среди крупных российских городов. В сентябре прошлого года глава столичного ГУВД Владимир Колокольцев, выступая на заседании правительства, сказал, что столичные предприятия МСП по-прежнему подвергаются массовым «внеплановым» проверкам контролирующих органов и нападкам недобросовестных чиновников и, что предпринимателям средней руки приходится вести в столице беспрерывную борьбу за выживание. Одних только жалоб на попытку недружественного поглощения поступило в ГУВД в 2010 году более тысячи.
Наибольшее количество преступлений, связанных с получением взятки, совершаются чиновниками в сфере регламентирования предприятий потребительского рынка и услуг. Высока доля вымогательств денежных средств при проведении городских аукционов и конкурсов.
Правда, руководитель департамента малого бизнеса Михаил Вышегородцев объяснял, что защита бизнеса требуется не от структур мэрии, а от федеральных чиновников: «В Москве не много плановых проверок, а вот с внеплановыми очень сложно. Самые массовые проверки осуществляются налоговыми органами, милицией, обществами защиты прав потребителей».

- С одной стороны, я не слишком верю в подобные утверждения, с другой – какая радость бизнесу от того, кто именно его притесняет – городской чиновник или федеральный.

- Разумеется. А еще не секрет, что, например, засилие криминала в городе активно поддерживалось прежним руководством. Один высокопоставленный чиновник с гордостью за талантливого шефа рассказывал мне о Лужкове, как о глобально мыслящем человеке, сумевшем гигантские деньги воровского сообщества запустить в массовое городское строительство. Результат – миллионы метров для граждан и сотни торговых и бизнес центров! Зачем тогда удивляться, что криминального авторитета Аслана Усояна (Дед Хасан) так бережно опекали силовые структуры – такой серьезный инвестор и не только в Москве.
Но самая большая сказка – сказка о массовой поддержке малого бизнеса в городе. Новый градоначальник Сергей Собянин задал справедливый вопрос: «Поддержка, которая охватывает 5% предпринимателей? С этой поддержкой надо еще разобраться!» Пять процентов при такой колоссальной инфраструктуре и таких средствах. Лучше бы снизили городские налоги на бизнес – больше бы отдачи в бюджет получили. Не удивительно, что с января 2011 года инфраструктура будет сокращена более, чем в два раза. Будь моя воля – разогнал бы, в первую очередь, такую структуру как «Микрофинанс», вместе с ее куратором в департаменте, Карповым.

- А к федеральным программам помощи малому и среднему бизнесу Вы тоже относитесь скептически?

- Да.

- А между тем Эльвира Набиулина, глава Минэкономразвития, заявила: «За последние 5 лет объем (поддержки МСП) вырос в пять раз, в этом году он составил 24 млрд. рублей, но это не масштабная мера, объем поддержки пока не достаточный». Заботятся, значит?

- И это тоже. Давно известно, что закачивание средств в поддержку МСП никогда не дает ощутимых результатов. Во-первых, деньги просто разворовываются. Во-вторых, используются нецелевым образом. В-третьих, поглощаются инфраструктурой поддержки. В-четвертых, на эти деньги, как показали исследования Вашего института создано до 30% оболочечных фирм (включая фирмы по обналичке). Вот и получается, как по результатам прошлогоднего опроса по поддержке малого и среднего бизнеса к Совету при президенте – 84% и не слышали, 11% слышали, но не видели и 5% получили. Тем временем Росфиннадзор России обнаружил серьезные нарушения в распределении государственных средств поддержки МСП. По их данным 1 миллтард рублей ушел «мимо кассы», 822 млн. рублей – оказались не использованными. Рекордсменами-нарушителями названы - Красноярский край (75,5%), Ивановская область (97,5%) и др. В КНР за это бы расстреляли, а у нас – поблагодарят.

- Но помощь – это не только деньги.

- Конечно. И тут-то начинаются наши основные беды.

- Какие?

- Главная беда малого бизнеса формируется на уровне законодательства. Любой значимый для бизнеса закон выходит из рук депутатов ГД РФ. Известно, что проект закона и первое чтение, как правило, проходит при всеобщем обсуждении на различных слушаниях и активном участии представителей МСП. Но их участие заканчивается, когда в «борьбу» вступают лоббисты крупного бизнеса и заинтересованные чиновники. В итоге закон после третьего чтения не имеет ничего общего с интересами МСП.
На втором месте «поддержки» устойчиво стоят монополисты, ежегодно увеличивающие цены на свои услуги на 25-30, а то и 50 -60%. Третье место за банкирами. В условиях кризиса 100 российских банков за последний год вдвое увеличили свои авуары.
Четвертое место – « поддержка» промышленных МСП, оказавшихся в связи с кризисом в трудном положении. Брошенные государством (кредиты, гарантии, доля в госзакупках), многие предприниматели оказались перед выбором - банкротство или переход бизнеса к бандитам (у них с инвестициями получше) или китайцам (легкая промышленность).
Пятое место – структуры, обеспечивающие оскорбительно нищенские пенсии предпринимателям малого бизнеса. Это преступление государства перед малым бизнесом и персональная ответственность руководителя правительства.
Шестое место – ФНС - налоговый беспредел. Массовые вымогательства, в том числе, через блокирование счетов. Просто ненависть к своим гражданам – предпринимателям.
В декабре Владимир Путин на встрече с предпринимателями объявил амбиционную программу – к 2020 году больше половины всего трудоспособного населения России должно работать в сфере МСБ. Премьер должен бы быть в курсе предыдущей амбиционной программы 1995 года, по которой к 2000 году 40% ВВП должно было формироваться малым бизнесом, в котором должно было работать 45 млн. человек. Программа была полностью провалена к 2000 году.

- Сейчас очень много говорят о модернизации как панацее от всех экономических бед.

- Вы же сами видите: поставленный Дмитрием Медведевым в сентябре 2009 года в статье « Россия вперед» вопрос: «Должны ли мы и дальше тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику?» и сегодня так же актуален, как и полтора года назад. Ответом на этот вопрос послужило утверждение премьером правительства в ноябре того же года «Энергетической стратегии России на период до 2030 года».
А ведь именно ТЭК является главной угрозой дальнейшей трансформации государства, «захваченного» групповыми интересами. Именно ТЭК заинтересован в консервации непрозрачной системы привилегий, доступных приближенным к власти лицам. Ярким примером этого служит история, рассказанная Алексеем Навальным, про 4 миллиарда долларов, украденных при строительстве нефтепровода в Китай. При этом премьер лично поблагодарил коллектив «Роснефти». Приоритет групповых интересов неуклонно ведет страну от демократической либерализации и открытой рыночной экономики, вспять.
А есть и другой пример: крупнейшие американские венчурные инвесторы, посетившие страну, выразили серьезные опасения по поводу наличия в России «тысячи способов» украсть их деньги. Так что «…инвестиционный климат в России ухудшается, и в экономическом смысле страна катится к советским временам».

Таковы печальные итоги минувшего года.

Беседу подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости