Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Творческая лаборатория социального бизнеса

Ханс Рейтц – последователь идей и соратник Нобелевского лауреата Мохаммада Юнуса. В 2008 году они основали Творческую Лабораторию Грамин (Grameen Creative Lab), целью которой является распространение разработанной профессором Юнусом концепции социального бизнеса и представление его идей в Европе.

Лаборатория Грамин популяризует идеи социального бизнеса посредством книг, статей, научных исследований, мероприятий и консультаций существующих социальных предприятий. Ханс Рейтц обладает обширным предпринимательским опытом: является основателем 12 успешных компаний.

Обозревателю ОПОРЫ-КРЕДИТ удалось обсудить с г-ном Рейтцем его понимание социального бизнеса на конференции “Перспективы развития социального бизнеса”, прошедшей 28 сентября в Москве. Конференция прошла при поддержке Российского Микрофинансового Центра.

ОПОРА-КРЕДИТ: Ханс, как вы пришли в социальный бизнес и почему решили сделать его делом своей жизни?

Ханс Рейтц: Вероятно, я впитал эти идеи с молоком матери. Я был рожден в семье, где помогать людям, делать что-то для других было нормой. В юности я был одержим идеями Махатма Ганди. Когда мне исполнилось двадцать, я решил поехать в Индию автостопом, мое путешествие заняло у меня семь лет, в течение которых я набирался сил и веры. Затем я вернулся в Германию, начал заниматься бизнесом, стал довольно успешным, но в 2007 году произошло событие, которое изменило мою жизнь – я познакомился с Мухаммадом Юнусом. Я был потрясен простотой и благородством его идей. Я присоединился к последователям его метода, и очень скоро попал в опасную стадию увлеченности идеей, когда ты уже не можешь остановиться и заниматься чем-либо другим.

ОПОРА-КРЕДИТ: Что для вас лично социальный бизнес?

Ханс Рейтц: Мне лично он подарил смысл жизни. Я уверен, что то, что мы делаем во время нашего пребывания на земле, должно быть пронизано смыслом, желанием создать нечто прекрасное, доброе. Мы должны стремиться не только к тому, чтобы передать следующему поколению мир в целости и сохранности, но и рассказать им о принципах, как надо относиться к окружающим людям и планете, создать преемственность хороших идей. Социальный бизнес может стать отправной точкой этой традиции. Я понимаю, что мы не можем изменить экономическую систему в целом, но мы можем открыть новую дверь, ведущую в мир других принципов экономики, построенных на желании служить людям, улучшать качество их жизни. Социальный бизнес привносит в мир надежду на изменение. Я думаю, что эта идея самое лучшее изобретение человечества с тех пор, как мы научились летать.

ОПОРА-КРЕДИТ: В основе социального бизнеса лежит представление об изначально доброй природе человека?

Ханс Рейтц: Все немного сложнее. Мы не одномерные, а многогранные личности. С одной стороны в нас есть ядро, которое мечтает о самом лучшем для нас самих. Эгоцентризм -естественная и неотъемлемая часть человека. С другой стороны, если мы увидим тонущего ребенка, мы, забыв о собственной безопасности, бросимся в воду, чтобы его спасти. Сострадание и желание помочь – наше второе измерение. Общепринятая концепция бизнеса видит в человеке только одну его грань, эгоистическую, полагая, что его единственное стремление – получение максимальной выгоды для себя самого. Социальный бизнес на равнее с этим видит в человеке бескорыстные мотивы. Его цель – найти баланс между этими человеческими сторонами. Мы ни в коем случае не отделяем себя от бизнес-сообщества, мы находимся внутри него, просто у нас другие цели.

Однажды профессора Юнуса спросили, какое значение для него имеет слово “социальное”? И он ответил гениально просто: “социальное – это Вы”. Как только я осознаю, что дело не только во Мне, но и в Других, я встаю на путь социального бизнеса. Специфика нашего дела в том, что мы работаем с группами населения, которые обычно предпочитают не замечать. В отношении к несчастьям мы так же ищем баланс. С одной стороны, мы принимаем в себе врожденный инстинкт справедливости. В мире слишком много несправедливого, и, как говорят у нас в Германии, здесь и кролик начнет кусаться. С другой стороны, мы бы хотели, чтобы люди, пережившие несчастья, голод, унижение, смогли бы “отрезать” от себя эту драму, когда она прошла, следовать своему сердцу и снова находить в нем веру в лучшее

ОПОРА-КРЕДИТ: Уверены ли вы, что модель социального бизнеса приживется России?

Ханс Рейтц: В какую бы новую страну мы ни приехали, я постоянно слышу сомнения в универсальности этого метода. Каждая страна считает, что ее проблемы уникальны. Однако мы предпочитаем думать, что между нами все-таки больше общего, чем различного, просто сложилась такая традиция – видеть именно отличия от других, а не искать точки пересечения. Мы стараемся больше думать о перспективе развития, нежели концентрироваться на препятствиях. Если метод правильно применить, то он сработает. Начинать любое дело с нуля всегда очень сложно, так же как родить и вырастить ребенка. Но кто-то должен начать, запустить процесс, который позволит нам двигаться в сторону справедливого мира, полного надежд и возможностей. Мы сами создаем наше будущее.

Если вы пытаетесь что-то изменить, будьте готовы к трудностям. Начните с того, что найдите себе дело, в которое верите, пусть оно будет небольшим, не важно. Вероятнее всего, вы еще много раз поменяете свое дело, и поиск вашего жизненного пути займет у вас много времени, но главное: то, что вы в итоге найдете, будет именно ваш путь.

ОПОРА-КРЕДИТ: Может ли государство как-то помочь в развитии идей социального бизнеса?

Ханс Рейтц: Источник любых изменений лежит в творческом потенциале самих людей. Да, государство может взять на себя функцию популяризации идеи, или создать специальный социальный фонд, но нельзя перекладывать на него всю ответственность. Спрашивайте не то, что государство может сделать для вас, а что вы сами можете сделать для окружающих людей. В России такие богатые запасы нереализованной творческой энергии и страсти, направьте их на достижение социальных целей. К любому делу нужно подходить так, словно вы художник или музыкант, и тогда вы достигните невероятного успеха.

ОПОРА-КРЕДИТ: Как вы относитесь к обычному, коммерческому бизнесу??

Ханс Рейтц: Я сам бывший бизнесмен, создал 12 успешных компаний и уверен, что баланс между социальным и коммерческим бизнесом возможен. Я думаю, для большинства людей будет проще сначала создать обычный бизнес, чтобы накопить опыт, а затем переключиться на социальный. Однако и при создании первого бизнеса вы не должна нарушать двух главных принципов. Во-первых, ваша радость не должна отнимать радость других людей. Во-вторых, жизнь окружающих вас людей должна стать более безопасной в результате вашей деятельности. Я не отрицаю бизнес в целом, но я хочу бороться с той формой успешного бизнеса, который вынуждает других людей существовать на грани выживания. Я хочу бороться равнодушием. Поэтому, я считаю, что никогда нельзя прекращать диалог с представителями крупного бизнеса и богатыми людьми, надо делать все возможное, чтобы повышать в них чувство социальной ответственности. Свои навыки и таланты можно направить на нечто иное, нежели на зарабатывание денег ради денег.

ОПОРА-КРЕДИТ: Замечаете ли вы некую внутреннюю эволюцию социального бизнеса?

Ханс Рейтц: Да, он становится все более вариативным. Принцип остается прежним, а возможностей его применения становится все больше. Причина этого опять же в творческой способности людей. Поток новых идей не возможно остановить. Мы в Творческой Лаборатории Грамин как раз занимаемся поиском того, где можно применить идеи социального бизнеса.


Источник: Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина, http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=19573

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости