О том, какие задачи на него возложены и что изменится для потребителей услуг ранее существовавших структур, «Ведомостям» рассказал Игорь Манылов, заместитель министра экономического развития РФ.
- Вы отвечаете в министерстве за регулирование оборота недвижимого имущества. Что вкладывается в понятие «оборот недвижимости»?
- С оборотом недвижимости хотя бы один раз в жизни сталкивается, наверное, каждый из нас. Это может быть оформление садового участка, квартиры или имущества большого промышленного предприятия. В настоящее время можно выделить несколько приоритетных направлений регулирования в этой сфере.
Во-первых, это правила совершения сделок с государственной и муниципальной недвижимостью. У нас много государственной и муниципальной земли, зданий, и почти любой бизнес взаимодействует с продавцом или арендодателем недвижимости в лице государства. От того, насколько доступен для бизнеса этот ресурс, во многом зависят предпринимательская активность и состояние экономики в целом. Выступая в роли продавца или арендатора, органы власти должны руководствоваться не собственными соображениями, а четкой системой норм и правил. Для бизнеса и граждан важно все: цена и сроки аренды, продажи, условия торгов, возможность приобретения на торгах или без торгов. Особое внимание правительство уделяет правилам выделения земли для жилищного строительства.
Второе направление касается оформления прав на недвижимость. Во многих странах для защиты этих прав созданы специальные институты. Где-то основную роль играют нотариусы, где-то — органы государственной власти, как и в России. Но любая система строится по принципу: максимально защитить права, доставляя минимум хлопот правообладателям. К сожалению, сейчас оформить недвижимость не получается быстро и легко, кроме того, защита прав обеспечена не всегда на должном уровне.
- В настоящее время создается единая госструктура по учету и регистрации недвижимости. Почему было принято такое решение?
- Проект создания единой системы основан на объединении трех ведомств — Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии. Еще в мае 2008 г. в рамках реформирования госорганов президент поручил Минэкономразвития России подготовить предложения, предусматривающие такое объединение. Давно возникла необходимость упростить процедуры учета и оформления прав на недвижимость, тем более что во многом действия, необходимые для учета и регистрации, дублируют друг друга. В частности, государственный кадастровый учет предполагает описание объекта недвижимости (здания или земельного участка). В то же время для регистрации прав необходимо внесение в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) тех же сведений, описывающих объект.
В декабре прошлого года с учетом подготовленных нами предложений президентом был принят указ, предусматривающий создание на базе регистрационной службы нового госоргана — Росреестра. С 1 марта 2009 г. Роснедвижимость и Роскартография были упразднены, а их функции перешли в новую структуру. Учитывая масштабы объединяемых ведомств — а это около 50000 служащих и большая сеть офисов по всей стране, — процесс объединения идет поэтапно без остановки приема заявлений и оформления документов и будет полностью завершен к концу 2010 г.
- За что конкретно отвечала раньше каждая из структур — Росрегистрация, Роснедвижимость, Роскартография?
- Функции Роскартографии выходят далеко за рамки учетно-регистрационной деятельности. К концу года министерством будет подготовлена концепция развития этой отрасли. Главная задача Роскартографии — подготовка картографической основы кадастра и обеспечение потребителей актуальной картографической информацией. Это значит удовлетворение потребностей государственных структур в сфере выполнения задач по охране окружающей среды, обеспечения безопасности, развития инфраструктуры и т.д. Именно на картографической основе строится такой информационный ресурс, как Государственный кадастр недвижимости, за который до последнего времени отвечала Роснедвижимость.
Каждый объект недвижимости должен быть поставлен на государственный учет и получить уникальный кадастровый номер. В результате этой процедуры собственник здания или земельного участка приобретает соответствующий документ (кадастровый паспорт), с которым потом обращается в Росрегистрацию. Регистратор проводит правовую экспертизу документов, на основе которых возникают права, и производит регистрацию в ЕГРП.
Разрозненное существование ведомств и их слабое информационное взаимодействие приводят к тому, что издержки государства и собственников недвижимости высоки, а качество информации в кадастре и реестре оставляют желать лучшего. Начатая реорганизация системы направлена на устранение этих недостатков.
- Что будет с многочисленными БТИ?
- По действующему законодательству для постановки объекта на кадастровый учет необходимо произвести его описание, собрав сведения непосредственно на местности. Этой работой и занимаются органы технической инвентаризации (БТИ) в отношении зданий и сооружений. Как часть существовавшей ранее системы, БТИ стали монопольными обладателями большого массива информации о строениях и сооружениях. А специального регулирования, обеспечивающего доступность указанной информации на приемлемых для собственников условиях, не было.
Вступивший в силу в 2008 г. федеральный закон о государственном кадастре недвижимости ввел понятие «кадастровый инженер». Это специальный субъект кадастровой деятельности, которую сегодня осуществляют инвентаризаторы и землеустроители — они теперь должны будут подтвердить свою квалификацию. Контроль за деятельностью инженеров наряду с государством будут осуществлять саморегулируемые организации. Институт кадастровых инженеров заработает в марте 2010 г. с началом действия приказа Минэкономразвития о порядке сдачи квалификационных экзаменов. Однако в полной мере это произойдет чуть позже — в 2011 г., когда закончится установленный законом о кадастре переходный период.
Упорядочив деятельность кадастровых инженеров, мы упорядочим и систему работы с архивной информацией.
- Как кадастровые инженеры будут устанавливать цены на свои услуги?
- Это ключевой вопрос. Устанавливать цены напрямую мы не можем в силу положений гражданского законодательства. Учитывая фактическую монополию сегодня, цены на этом рынке довольно высокие, и сами услуги доступными назвать сложно. Зачастую для проведения работ на объекте надо записываться за несколько недель и даже месяцев. Новая система позволит эту ситуацию исправить. Открытость и доступность информации Росреестра упростит процедуру взаимодействия с кадастровыми инженерами, а отсутствие монополии на информацию положительно отразится на самой возможности работать в этой сфере. Расценки будут зависеть от эффективности деятельности, которая основана на принципе: чем дешевле и качественнее услуга, тем больше клиентов; чем больше заказов, тем меньше себестоимость работ.
К примеру, для выполнения работ по земельному участку в 6 соток и небольшому домику на нем специалистам необходимо выехать на объект, «привязаться» к ближайшим координатным точкам геодезической сети и произвести соответствующие измерения. В себестоимость работ будут входить все затраты: транспорт, использование специальной техники, работа специалистов и т.д. Очевидно, если речь будет идти о нескольких домах в данном поселке, то «привязка» каждого отдельного объекта обойдется дешевле.
- Когда завершится создание единой федеральной системы учета регистрации и будет ли доступ к информации в режиме онлайн?
- Полный доступ к системе будет возможен к 2012 г., когда большинство услуг можно будет получить по интернету: запрашивать информацию, направлять документы, получать выписки, делать электронные платежи. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части совершенствования оборота недвижимого имущества» готов ко второму чтению. Он призван создать «юридические мостики» между системами, позволяющие уже сегодня Росреестру работать как единой организации: принимать одновременно заявления об учете и регистрации; предоставлять информацию об объекте недвижимости, находящемся в другом городе; предоставлять выписки посредством почтового отправления или электронного обмена и т.д.
- Какие услуги будут платными, а какие — нет?
- Мы хотим минимизировать затраты заявителей на подготовку документов для учета; сам учет оставить бесплатным, пошлины за госрегистрацию сохранить, а услугу по предоставлению информации из единого реестра сделать платной, но более доступной для граждан.
Пользователями информации являются многие госорганы. Например, имеют право получать информацию из ЕГРП бесплатно силовые органы, Счетная палата и т.д. В то же время большой объем информации востребован рынком. Например, ипотечному банку для работы нужна в онлайне информация по всем жилым помещениям, и организация готова платить за информационные услуги. Система в состоянии предоставить такую актуализированную информацию, но законодательной базы, позволяющей делать подобную работу, пока нет. С принятием закона это станет возможным, и за счет этого уровень цен на услуги для граждан будет снижен. Мировая практика показывает, что сама плата за юридические действия (учет и регистрацию), как правило, невысокая, а система существует за счет торговли информацией.
- Сократятся ли бюджетные расходы на поддержание системы?
- До 2012 г., учитывая реорганизацию, мы не сможем снизить давление на бюджет, однако дополнительных затрат не потребуется. Когда формирование единой системы будет завершено, сведутся к минимуму услуги теневых посредников и мы выйдем на самоокупаемость. В результате система будет удобна для граждан и бизнеса и, кроме того, полезна для государства в целом: для комплексного освоения территорий, оптимизации транспортных схем, энергетических потоков и т.д.
- Почему ускоренная регистрация сделок в Москве прекращена?
- Установленный законом о регистрации срок проведения регистрации прав составляет 30 дней. Ускоренная регистрация возможна в исключительных случаях. В настоящее время действует программа, в рамках которой в ускоренном режиме регистрируются права города по наиболее значимым программам Москвы: массовый ввод жилья, ипотека, городское недвижимое имущество. Но нельзя забывать, что сокращение по отдельным категориям удлиняет срок регистрации по остальным.
- Есть ли примеры, когда регистраторы несут ответственность за свои ошибки, в результате которых был причинен ущерб/убыток?
- Законом установлена ответственность регистрационной системы за утрату объекта недвижимости, если в системе была допущена ошибка или совершены умышленные действия. Это 1 млн руб., если речь идет о жилье. Регистратор, допускающий умышленные неправомерные действия, несет уголовную ответственность. В практике Росреестра подобных случаев не фиксировалось.
В России не учтено примерно 23% земель.
По состоянию на сентябрь 2009 г. на государственный кадастровый учет поставлено 47067797 земельных участков, общая площадь которых составляет 1313604200 га. Общее количество объектов капитального строительства и их частей, прошедших государственный технический учет, составляет 63595772. В период с 2000 г. по 14 сентября 2009 г. зарегистрировано 152672424 права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Бэла Ляув
Ведомости 12.10.2009, 192 (2462)
Источник - пресс-служба Министерства экономического развития Российской Федерации