- Борис, как в свое время заметил руководитель нашего института: читаю газеты – там все кричат о том, что у нас. Смотрю в окно: а где же он? Там кризис не очень-то и разглядишь. Мы, разумеется, наличие кризиса не отрицали и отрицать не будем. Но, понятно, что какие-то сегменты экономики он захватывает сильнее, какие-то слабее, кто-то его, действительно, не очень и чувствует. Мне кажется, что интернет вообще и «Живой журнал» в частности – как раз то место, где о кризисе много говорят, но в остальном он не очень заметен. Если печатные издания закрываются, сокращают объем, количество сотрудников редакции, то об интернет-изданиях этого не скажешь. А количество блоггеров, как я понимаю, неуклонно растет.
- Понятно, что экономическое состояние интернета зависит от трех основных вещей: от состояния рекламной индустрии, от способности и готовности пользователей платить за какие-то сервисы и от готовности инвесторов вкладывать деньги в эту сферу. Про инвесторов разговор отдельный, тем более, что на коротком промежутке в несколько месяцев этот фактор не успел оказать сильного влияния на ситуацию. А вот если говорить о сервисах, существующих за счет платежей пользователей, то надо отметить: люди не стали меньше пользоваться интернетом и по-прежнему готовы потратить 1 – 2 доллара, может быть, на не столько нужные, сколько приятные им финтифлюшки.
- Так что доходы в этой области остались прежними?
- Более-менее да.
- Но зато в стране упал рекламный рынок. Это должно было отразиться на интернет-компаниях.
- Конечно, рекламный рынок в целом упал. Но сразу было понятно, что на нем не все оказались в одинаковых условиях. Как в предыдущие годы интернет-сектор был лидером по темпам роста, так и в период кризиса он демонстрирует наименьшее падение. Более того, вполне возможно, что он вообще сумеет сохранить некоторый рост. Скажем так: кризис кризисом, а тренд с постепенным перекладыванием рекламных денег из offline в online, в общем-то, не изменился.
- Он сохраняется.
- Я бы сказал, что он неискореним. Он глобальный, общемировой, долгосрочный и так далее. Если же говорить о цифрах, то оценки за первые четыре месяца этого года хоть и сильно отличаются у разных компаний, но, на мой взгляд, можно уверенно сказать, что в рублевом исчислении рынок вырос, а в долларовом исчислении (в сравнении с тем же периодом прошлого года) или чуть-чуть упал, или даже чуть-чуть подрос. Хотя, разумеется в интернет-рекламе тоже ощущается дыхание кризиса…
- Но не настолько, как в банковском секторе.
- Тут вообще нет сравнения. Я сказал бы о другом: кризис ощущается в интернете не настолько, как в других сегментах рекламного рынка, в первую очередь, на радио и в прессе. Это заметно и по контенту. На мой взгляд, снижение качества печатных изданий (и ежедневных газет, и еженедельных журналов) уже ощущается.
- Речь идет об уменьшении их объема?
- Нет, дело не только в объеме. На самом деле, мое мнение, что нехватка средств ударила по качеству вообще. Я недавно почитал «Нью-Йорк Таймс» и пришел к выводу, что это – не только российское, но и глобальное явление. Если же говорить про российские чисто интернет-издания, то многие из них (не все, конечно), сохраняют тот уровень, на котором они были до кризиса. И по количеству материалов, и по их качеству, и по широте освещаемой тематики.
- Да, и кое-кто, воспользовавшись тем, что кризис серьезно задел печатные издания, забирает к себе хороших авторов, открывает новые разделы. Например, на сайте «Newsru.Com» раньше не было аналитики, а их авторы, постоянно публикующиеся сейчас в этом разделе, работали в совсем других, печатных, изданиях.
- Это происходит точно так же, как перетекание денег в online. Перетекание авторов в таких условиях – процесс неизбежный. И кризис его не спровоцировал, а лишь несколько подстегнул.
Но, если вести разговор о влиянии кризиса, то, разумеется, смешно говорить, что все замечательно. Понятно, что ушли целые категории рекламодателей. Очень резко сократились объемы рекламы от риэлторов и прочих участников рынка недвижимости. То же самое и с сегментом финансовых услуг.
С другой стороны, автомобильная индустрия так и осталась в числе активных рекламодателей. Чуть менее активными стали дилеры, потому что у них совсем плохо с деньгами, зато в условиях падающего рынка больше средств в рекламу вкладывают производители.
Если говорить о рынке контекстной рекламы, то ясно, что при всей массовости этого рынка заметную часть прибыли сетей и площадок, которые участвовали в этих сетях, составляли совершенно безумные ставки. Иногда они доходили до десятков долларов за один клик по самым популярным запросам (той же финансовой тематики, той же недвижимости, юридических услуг, запросы, связанные с продажей промышленного оборудования и так далее).
- А сейчас цены резко упали?
- Сейчас такая пена во многом ушла, что, конечно же, отразилось на текущих показателях игроков рынка. Но в долгосрочной перспективе, наверное, это не станет слишком сильным ударом, поскольку для рынка контекстной рекламы все же важнее количество клиентов, а аналитические материалы говорят о том, что их количество увеличивается. И это понятно: в условиях более жесткой экономии денег для многих компаний контекстная реклама, дающая прямую измеряемую отдачу, оказалась единственным доступным каналом привлечения покупателей.
И понятно также, что долгосрочные перспективы мы можем оценивать положительно. Интернет-аудитория в России продолжает расти, и ее активность растет постоянно. Это объясняется в том числе и тем, что за предыдущие три года провайдеры вложили в развитие инфраструктуры, охват квартир значительные средства. И теперь они готовы идти на существенное снижение цен и значительные маркетинговые расходы, лишь бы привлечь абонентов. К тому же интернет-аудитория, может быть, будет расти быстрее обычного, поскольку для кого-то недоступны стали развлечения, не связанные с интернетом. Так что есть база, чтобы в течение 2 – 3 – 5 лет продолжался процесс роста доли интернета в рекламных бюджетах.
Повторюсь, сегодня деньги сюда быстрее всего переходят из прессы и радио. Телевидение же у нас остается крупнейшим получателем рекламных денег. И процесс перетекания рекламных средств отсюда в интернет у нас в России (в отличие от американского или европейского рекламных рынков) не так заметен.
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин