- Михаил Михайлович, поскольку вы и предпринимательской деятельностью занимаетесь в Москве, и являетесь депутатом муниципального собрания одного из московских районов, то и вопросы вам сугубо московские. В «Ведомостях» за 6 апреля появилась статья, где говорится буквально следующее: «Февральский мониторинг Минрегиона демонстрирует ухудшение ситуации в развитых регионах. Если в январе к стабильно развивающимся министерство причисляло 26 субъектов Федерации, то по итогам февраля их оказалось в два раза меньше. Группу стабильных покинули, например, Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская и Московская области.
Наибольшее уменьшение сводного индекса произошло (среди крупных регионов) в Москве — на 0,232 балла (индекс рассчитывался из объемов производства, строительства, розничного товарооборота, задолженности по зарплате, потребления электроэнергии, безработицы и доходов бюджетов). Рейтинг столицы съехал сразу на два пункта — она переместилась в список регионов с неудовлетворительным состоянием и оказалась в компании Башкирии, Липецкой и Омской областей».
Как вам такая оценка состояния дел в столице? Вице-мэр Москвы Юрий Росляк считает, например, что Минрегион сгущает краски.
- На самом деле, я считаю, что это совсем неудивительно: в Москве слишком много компаний – крупных налогоплательщиков, которые в первую очередь стали жертвами кризиса. Это те, у кого более других упали доходы, обороты, прибыли и прочая, и прочая.
И вообще надо признаться, что Москва очень сильно завязана на международный капитал. Все подешевевшие акции, они все здесь, в столице. Так что Москва с наступлением кризиса потеряла очень много.
- Минрегион приводит такие цифры: упали налоговые поступления (на 43%) и в целом доходы городской казны — столица недополучила 34,3% от запланированного. В 3,2 раза упали темпы строительства, промышленное производство снизилось на треть.
- Вот, о чем я и говорю. Что же касается строительства, крайне зависимого от банковских кредитов, то оно фактически остановилось.
- Но снижение промышленного производства, по-моему, не выше, а скорее ниже, чем в целом по стране.
- Промышленность несколько меньше была завязана на кредиты, к тому же там еще есть временной люфт: там кредиты чуть более долгосрочные. Вот когда наступит время весеннего перекредитования, то может пойти еще одна кризисная волна. И будет она связана с тем, что предприятия не найдут кредитов для пополнения оборотных средств.
У нас в муниципальном собрании есть депутат – директор обувной фабрики, расположенной на территории района. Она кредитовалась в западных банках. Так ее еще в декабре предупредили, что в мае перекредитования не будет. Западные банки о таких вещах предупреждают заранее. И теперь ей придется как-то выкручиваться. Будут, разумеется, и увольнения работников.
- А сама она выбраться из такой ситуации не в силах?
- Нет. Рассчитывать-то не на что: государство ей не поможет. Скажем прямо, кроме стратегических компаний, никто ничего реально не получил.
- А у какого государства хватит денег помочь всем?
- В том-то и дело. А чтобы получить помощь от наших банков, надо такие проценты выплачивать, что проще закрыться сразу.
- По-моему, официально идет речь о кредитах под 18% и более процентов. У нас ставка ЦБ, кажется, 13% или около того.
- Тогда, действительно, 18% - это минимум. Но надо учесть страховые проценты, ведь чистой ставки не бывает.
- Да. И получится процента 23, как минимум.
- Правильно. При этом учтем, что часть платежей надо сделать сразу, следовательно, на руки предприниматель получает уже меньшую сумму, чем была оговорена.
- Да, но при всем том, что мы сказали, в Москве состояние экономики значительно лучше, чем в других регионах, и это подтверждают представители того же самого Минрегиона.
- Разумеется. В Москве ведь нет градообразующих предприятий. Даже знаменитый столичный стройкомплекс не занимает в городской экономике такого положения, как какой-нибудь ВАЗ в Тольятти. Московская промышленность в достаточной степени диверсифицирована.
Поэтому у нас не может быть такой катастрофы, как в городах, где останавливаются градообразующие производства.
Последнее обстоятельство и является причиной для поддержки целого ряда крупных предприятий, в то время как малый и средний бизнес получают пока одни лишь обещания. Хотя помощь им могла бы быть куда более действенной для преодоления страной кризиса. Более того, нет даже нормального механизма помощи государства малому и среднему бизнесу. А проталкивать через изобилующую тромбами банковскую систему деньги, которые где-то в конце должны по маленькому капилляру капнуть малому предприятию – это невозможно.
Так что необходимы системные решения на высшем государственном уровне. А в такой ситуации, как сейчас, никакая Москва, никакой Питер в одиночку не выстоят. Они пока еще держат удар, но вечно они это делать не могут. И падение рейтинга Москвы…
- Рейтинг Питера тоже упал. В Петербурге, по данным Минрегиона сильно упали доходы населения — на 24,1%. Так что город на Неве идет вслед за Москвой.
- Тем более. Падение рейтинга обеих столиц – яркое свидетельство того, что я сказал.