Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России А.И. Ивакина "Это стрессовая работа, нужно набрать профессионалов", газета "Время новостей"

С 1 марта в стране начало работу новое ведомство -- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Обещанное с начала 2000-х объединение под одной крышей органа по регистрации прав на недвижимость и структур по ее учету формально состоялось. Это позволит наконец значительно упростить и ускорить оформление квартир, дач и земельных участков: сегодня для регистрации недвижимости граждане должны предварительно запрашивать кадастровые данные, сутками дежуря в очередях сначала в «Роснедвижимости», а затем в «Росрегистрации». Неточные картографические данные, путаница в названиях объектов, помноженные на провалы в земельном законодательстве, сожгли немало нервных клеток у посетителей того и другого ведомства. Как признают в Министерстве экономического развития, в состав которого входит новое ведомство, на создание системы «одного окна» по учету и обороту недвижимости уйдет по меньшей мере полтора года. Но качественные изменения в системе учета и оборота недвижимости граждане могут почувствовать уже в ближайшее время. Каким образом будет оптимизирована работа по оформлению недвижимости в связи с созданием новой федеральной службы, обозревателю «Времени новостей» Ирине СКЛЯРОВОЙ рассказал директор департамента недвижимости Минэкономразвития Андрей ИВАКИН.


- Какие новые технологии по учету и регистрации недвижимости могут начать использоваться в ближайшее время?

- Услуги, которые будет оказывать новая служба со сложным названием -- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, -- можно разделить на две части. Первое направление -- это предоставление сведений об объектах недвижимости. Такая информация нужна практически всем -- гражданам, застройщикам, банкам, органам местного самоуправления и другим лицам. Ежедневно любое территориальное управление «Роснедвижимости» или «Росрегистрации» выдает несколько сотен таких документов. Второе -- государственный учет и регистрация прав на объекты недвижимости. В большинстве стран госорганы стремятся минимизировать общение клиента с сотрудниками подобных служб в офисах, стараясь как можно больше операций осуществлять в электронном виде. Безусловно, такой подход возможен не для всех клиентов.

Гражданин как частное лицо может столкнуться с необходимостью совершить сделку один-два раза в жизни. Но профессиональные участники рынка -- риэлторские фирмы, нотариусы, застройщики, банки -- обращаются за предоставлением сведений в отношении большого количества объектов одновременно. В аналогичной ситуации находятся и органы власти, прежде всего органы местного самоуправления. Количество сделок, которые обслуживают и в которых участвуют профессиональные участники рынка и органы власти, исчисляется десятками тысяч. Поэтому технологии взаимодействия с профессиональными участниками и гражданами должны быть разными.

В настоящее время все взаимодействие с любыми клиентами осуществляется путем непосредственного обращения в офис, заполнения документов и отстаивания очереди. Это при том, что уже разработаны технологии, которые обеспечивают такое взаимодействие с использованием электронных средств связи. Возможность их внедрения ограничена только отсутствием необходимой нормативной базы. В федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости» уже предусмотрена возможность оказания услуг по кадастровому учету и предоставлению сведений кадастра в электронном виде, но еще не приняты необходимые подзаконные акты. Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» пока вообще не допускает предоставления сведений о недвижимости и регистрацию прав с использованием электронных средств связи, всегда требуя личного посещения офиса и заполнения бумажных документов. Изменения в этот закон, предусматривающие возможность запрашивать и получать документы в электронном виде, уже подготовлены и находятся в Госдуме.

Одно из важных изменений, включенных в законопроект, -- возможность получения сведений из государственного реестра прав в любом офисе службы. Сейчас такие сведения можно запросить только путем обращения в офис по месту нахождения объекта. Если объект недвижимости расположен в другом городе, не остается ничего, кроме как покупать билет и тратить время на поездку.

Еще одно важное изменение -- отмена «идентификации» личности заявителя, который обращается в службу за предоставлением открытых сведений об объекте недвижимости (это все сведения, кроме тех, что отнесены к персональным данным). Это значительно упрощает предоставление сведений в электронном виде. Если личность удостоверять не надо, тогда заявителю не нужны электронные цифровые подписи, ему не нужно получать сертификат ключа, что делает возможным массовое применение технологии.

- Как скоро у новой федеральной службы может появиться техническая возможность общаться с гражданами в режиме online?

- Интересный эксперимент должен начаться в самое ближайшее время в Республике Татарстан. Республиканским правительством разработаны специальные инфоматы -- устройства, которые позволяют подавать заявление о предоставлении сведений по недвижимости, не обращаясь в офис. Инфоматы можно устанавливать в торговых центрах, бизнес-центрах и других доступных местах. Таким образом, вместо двух посещений офиса службы можно ограничиться только одним, чтобы забрать уже готовые документы. С помощью инфомата можно получить онлайн-консультацию сотрудника службы о том, какие документы нужны в тех или иных случаях. Уже утвержден регламент, предусматривающий использование инфоматов для выдачи сведений из государственного кадастра недвижимости. Аналогичный регламент разработан и для выдачи сведений из государственного реестра прав.

Мы рассчитываем, что переход к электронным технологиям оказания услуг в сфере кадастрового учета и регистрации прав значительно сократит очереди для граждан и снизит затраты на оформление недвижимости для профессиональных участников рынка.

Единственная проблема, которая будет ограничивать развитие электронных услуг службы после принятия законопроекта, заключается в том, что выданный службой в электронном виде документ примут далеко не везде. Его не примут суды, большинство органов государственной власти и местного самоуправления, другие организации. Для этого необходимо вносить изменения в целый ряд других законов. Это следующий этап работы, который начнется уже в этом году.

- С 2010 года прекращается бесплатная приватизация недвижимости, заканчивается и дачная амнистия. Будут ли предприняты какие-то меры, чтобы разгрузить органы кадастра и регистрации перед наплывом посетителей к концу года?

- Служба уже принимает ряд срочных мер, которые условно можно назвать антикризисной программой. Конечно, по всей стране ее контролировать тяжело, но в самых проблемных регионах, к которым относятся Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Краснодарский край, мы будем уделять особое внимание работе с посетителями. Первым пунктом здесь стоит назначение конкретных сотрудников, которые должны постоянно находиться в зале приема посетителей. Это стрессовая работа, нужно набрать профессионалов, которые умели бы работать с клиентами. Сегодня ведомства, отвечающие за оборот недвижимости, смотрят на клиентов чаще всего как на потенциальных нарушителей закона, которые хотят что-то незаконно зарегистрировать. Нужно менять такой подход.

- Какова судьба разработанной ранее Министерством экономического развития методики массовой оценки жилья для целей налогообложения в рамках работы по введению единого налога на недвижимость?

- Начинать надо не с методики массовой оценки, а с определения того, что является объектом налогообложения. В свое время был разработан законопроект о местном налоге на недвижимость. Идея была в том, чтобы объектом налогообложения сделать в совокупности единый объект -- землю и здания. При этом налог решено было вводить только по жилой недвижимости -- квартирам, дачам, садовым участкам со строениями. Этот законопроект так и остался законопроектом. В Великом Новгороде прошел эксперимент по введению налога на недвижимость, в рамках которого была проведена массовая оценка объектов недвижимости. Но эксперимент пока остался экспериментом. Для повсеместного перехода к единому налогу на недвижимость необходимо рассчитать эффективную ставку налогообложения и утвердить ее в налоговом законодательстве. Величина этой ставки -- с учетом перераспределения величины налога у разных категорий граждан -- пока не определена.

Разработанная нашим министерством методика устанавливает не формулы расчета стоимости объекта налогообложения, а порядок ее проведения: кто заказывает оценку, кто ее утверждает, что делают оценщики. Предполагалось, что каждый оценщик делает свою математическую модель оценки, чтобы посчитать стоимость объектов массовым методом. Вообще массовая методика оценки отличается от индивидуальной тем, что она более грубая, более дешевая и более быстрая. Но и промахнуться можно очень серьезно. Если, например, возле вашего участка с домом есть мусорная свалка, массовая оценка не учтет этот отдельный фактор, а в реальности это снижает стоимость дома на порядок.

Чтобы законопроект о едином налоге на недвижимость заработал, нужно также определить, кто выступает заказчиком оценки, как ее в досудебном порядке оспаривать, кто будет делать экспертизу массовой оценки и из каких источников все это будет финансироваться. Так что в процессе перехода к единому налогу на недвижимость мы находимся лишь на самой начальной стадии.

- Каким образом можно решить проблему несоответствия занесенных в кадастр адресных данных фактическим?

- Прежде всего органы местного самоуправления и органы власти должны обеспечить выполнение возложенной на них законом обязанности по актуализации в кадастре сведений об объектах недвижимости, когда такие изменения происходят по их решениям (изменение адреса, категории или же разрешенного использования земли).

Но этого недостаточно. Необходимо ввести на федеральном уровне единые правила и стандарты, создать единый электронный адресный реестр. Многих проблем можно избежать, утвердив единый классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Разночтения в видах разрешенного использования приводят к проблемам налогообложения и необоснованным отказам в приватизации земли.

- Есть ли возможности найти свободные участки федеральных земель для попавших в зону строительства олимпийских объектов жителей Сочи?

- Наше ведомство готовит сейчас перечень свободных федеральных участков, куда будут переселяться граждане из районов олимпийской застройки. Самое интересное, что свободные от застройки федеральные земли там есть. Но все они закреплены за федеральными предприятиями или организациями. По двум участкам мы внесли в правительство проект распоряжения о предоставлении этих территорий взамен изъятых у граждан под строительство олимпийских объектов.

 

Источник - пресс-служба Минэкономразвития России

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости