С Валентином Петровичем Жиляковым, бывшим военным, а ныне вице-президентом Торгово-промышленной палаты г. Кронштадта и главным редактором газеты «Котлин», мы беседуем о том, как развивается бизнес в его родном городе. Напомним, что в советские времена Кронштадт – главная база Балтийского флота был закрытым городом.
- Валентин Петрович, Кронштадт – город, который еще не так давно был закрытой военно-морской базой. Сейчас это оказывает какое-то влияние на работу городской Торгово-промышленной палаты?
- Ну что Вы: во-первых, город открыт уже 13 лет. В этом, надо сказать, большая заслуга главы администрации нашего города В.Н. Сурикова. И наша Торгово-промышленная палата была создана при его же активном участии. Сегодня она работает и подчиняется ТПП РФ.
- А не Петербурга?
- Нет. Мы – на том же уровне, что и петербургская Торгово-промышленная палата.
Главная цель нашей палаты, впрочем, как и всех ТПП России, - содействие привлечению инвестиций. В нашем случае – в район, в город, в муниципальное образование. И, конечно же, содействие предпринимательству, защита его во всех его формах.
- А что с предпринимательством в Кронштадте? В свое время, когда при нашем институте существовала ассоциация малого и среднего бизнеса, к нам приходило письмо от владельцев маршрутных такси из Кронштадта. Их тогда просто забивал питерский таксопарк.
- Да, это была история, оказавшаяся на слуху не только в Кронштадте.
Надо сказать, что Торгово-промышленная палата первой выступила в защиту наших «извозчиков», как их у нас называли. Но вся беда в том, что защищать предпринимателей можно и нужно только тогда, когда они сами этого хотят. Они сами должны были что-то делать: писать письма во все инстанции, бивать пороги в тех учреждениях, от которых зависит исход дела. А в данном случае, они вели себя очень пассивно.
В итоге же петербургское автопредприятие вытеснило кронштадтские маршрутки. И вина в этом не только питерского АТП: была возможность этого не допустить. Прояви наши настоящую активность, работали бы сейчас сами. Но они такую активность не проявили, и, естественно, питерское автопредприятие завоевало кронштадтский рынок, а наши частные, «извозчики», которые имели свои микроавтбусы, перешли в тот самый 3-й парк, который сейчас у нас работает.
- То есть они пошли служить победителям?
- А им ничего уже и не оставалось, как влиться туда: их малый бизнес был задавлен более крупным бизнесом. И это – не какой-то из ряда вон выходящий случай, это происходит повсеместно: свободных ниш в бизнесе не бывает, они всегда кем-то заполняются.
- Но это был единичный случай, или вообще питерский бизнес приходит в Кронштадт постоянно?
- Конечно, вы правы: в Кронштадте нет таких денег, какие необходимы для активного развития нормального бизнеса. У нас нет предприятий, которые могли бы взять площадку в сотни гектаров и построить там завод. Поэтому выход у нас один: конечно же, в Кронштадте организуются совместные предприятия. Причем есть такие предприятия и с иностранным капиталом: появились у нас в итоге два завода. Например, мясоперерабатывающий завод выпускал раньше тридцать тонн продукции, а сейчас – 300 000 тонн.
- Так, кронштадтская колбаса сейчас продается и в Москве.
- Вот именно. И другие предприятия развиваются. Порт построен, «Моби Дик», - там чисто иностранный капитал, финский. И можно назвать еще много проектов, осуществляющихся с помощью иностранных инвесторов.
О чем это говорит? С одной стороны, это хорошо – возникают новые производства, на них начинают работать кронштадтцы. Но есть и другая сторона – все предприятия зарегистрированы не у нас в Кронштадте. И город не получает от них налоги. А это – огромные деньги.
Надо, правда, сказать, что сейчас и администрация города, и муниципальный совет ставят инвесторам определенные условия: хотите прийти к нам, пожалуйста, приходите, нет проблем. Но вы создайте кабинет врачебной практики в районе, где расположено ваше предприятие. Отремонтируйте почтовое отделение, что-то еще сделайте. Благоустройте территорию, а это – от 50 тысяч долларов и выше нужно вложить. Все зависит от того, какой проект. И тогда Кронштадт тоже будет что-то получать от находящихся в городе совместных предприятий.
- А городу не мешает его островное положение?
- Нет. Я думаю, что в ближайшее время эта проблема будет решена целиком и полностью. Она и сегодня в основном решена: дамба уже есть, правда, только в одну сторону. Когда кольцо замкнется, будет построена дорога на Ломоносов, все вообще будет хорошо. Сейчас уже есть проекты: на дороге, идущей по дамбе, будут оборудованы три автозаправки. Фирмы уже выиграли конкурс, уже все внесено в план. Причем заправки будут крупные, вокруг них будет облагорожена территория. Так что жителям Кронштадта островное положение не мешает. У нас ежедневно около шести тысяч человек на маршрутных такси выезжает на работу в Питер. И вообще наше положение сейчас уже не островное, а полуостровное.
Беседовал Владимир Володин