- Дмитрий Юльевич, вот прошла конференция, завершающая международный проект, посвященный очень близкой Вам тематике – устранению административных барьеров. Как Вы считаете, на каком уровне находятся у нас в России вопросы технического регулирования. Их поднимают, поднимают, а толк-то есть?
- Как Вы знаете, три года уже, как принят закон о техническом регулировании, два с половиной года, как он действует. Но пока принят только один технический регламент.
- А сколько их всего должно быть?
- Ну, по экспертным оценкам, их будет около четырехсот. Чуть меньше, чуть больше.
- А когда они, наконец, появятся?
- Главная проблема, почему регламенты не принимаются, это – отсутствие необходимого методического, методологического обеспечения для разработчиков. Потому что вопрос этот принципиально новый, и, соответственно, требования к разработке регламентов иные, чем к разработке документов, которые ранее устанавливали такие требования: САНПИНы, СНИПы и так далее. Поэтому многие просто не понимают, как правильно эти документы оформлять, как их писать.
Вторая проблема – это то, что исполнительные власти, за редким исключением, не соблюдают требования закона о техническом регулировании, зачастую его попросту не замечают и игнорируют.
- Почему?
- Потому что этот закон несет в себе мощный антикоррупционный потенциал и должен в итоге привести к кардинальному изменению способов управления исполнительной властью хозяйствующими субъектами. И по этой причине, конечно, исполнительная власть в нем не заинтересована.
- Тогда такой вопрос: а как мы жили до принятия закона о техническом регулировании?
- Ну, Вы же на конференции слышали все, что говорили об устранении административных барьеров, и все это озвучивается каждый раз в послании президента: административные барьеры являются одним из главных, а, может быть, самым главным сдерживающим фактором для развития отечественной экономики. Прежде всего, малого и среднего бизнеса.
- Это понятно.
- Именно поэтому у нас сегодня ситуация, когда в развитых странах мира удельный вес в ВВП малого и среднего предпринимательства составляет порядка 70 - 80%, в России же это оценивается в 10 – 15%. И здесь имеется резерв для роста не в два раза, как поставил задачу президент…
- А в четыре – пять раз?
- Да, в четыре – пять раз, как минимум. И, вследствие этого, мы имеем слабую развитость бизнеса, зависимость от нефтяных цен и вообще от сырья: угля, леса и так далее. И отсутствие развития реального сектора экономики.
- Хорошо. Но если наша исполнительная власть игнорирует закон, что с ней делать?
- Делать нужно самое главное: разрабатывать технические регламенты и закон как раз позволяет это делать, в том числе и предпринимательскому сообществу. Поэтому, когда закон разрабатывали и принимали, мы понимали, что, если отдать это на откуп исполнительной власти, то реформа останется на бумаге. Поэтому в законе написано, что разработчиком технического регламента может быть любое лицо.
Да, активность бизнеса пока еще недостаточна, но, я думаю, что несколько десятков технических регламентов сейчас усилиями бизнес-сообщества разрабатываются, и в ближайший год, может быть, даже в ближайшие месяцы, они будут внесены уже как законопроекты в Государственную Думу.
Причем моя точка зрения такая: как только будут приняты первые технические регламенты, процесс их разработки заметно оживится. Люди увидят на практике, что этот закон реально работает, что, действительно, можно самостоятельно разработать технический регламент и добиться его принятия. И они тоже начнут активно работать над техническими регламентами. Так мы и будем постепенно бороться и с административными барьерами, и с коррупцией.
Беседовал Владимир Володин