- Валерий Васильевич, Вы были консультантом недавно завершившегося в России проекта ЕС по устранению административных барьеров. Вы, насколько я знаю, будете принимать участие и в следующем таком проекте. Но проекты ЕС – работа временная. А в Германии Вы где работаете?
- В Германии я работаю в юридическо - экономической ассоциации, которая находится в Бонне. В эту ассоциацию входят адвокатская контора и консалтинговая фирма. Я работаю там как чисто экономический консультант.
- Вот прошла итоговая конференция по большому проекту, связанному с устранением административных барьеров. Как Вы оцениваете этот проект?
- Проект, действительно, немаленький. Он очень большой, причем не просто по времени продолжения и финансирования, а именно по тем проблемам, которые он затронул: они на сегодняшний день имеют очень большое значение для России. Скажем прямо: административные барьеры – это болезнь, с которой столкнулись в конце пошлого столетия практически все страны. А для России это – один из бичей, один из очень болезненных вопросов. Ведь не секрет, что на сегодняшний день законодатели бывают порой достаточно прогрессивны. Но результаты их законотворчества сходят на нет из-за очень раздутой системы правоприменения. И это только одно печальное обстоятельство. Другое – административные барьеры и запутанная административная чехарда, неразбериха на уровне реализации законов.
И в этой связи проект ЕС попал в самую точку. Причем это касается и технического регулирования, и таких вопросов, как антимонопольное регулирование (пусть оно рассматривалось лишь частично), и процедура регулирования предпринимательской деятельности. И это архиважно, потому что регулировать деятельность монополий, деятельность крупных концернов – это одна сторона вопроса, а серьезное экономическое развитие страны зависит от развития среднего и малого бизнеса. И для них, конечно, эти вопросы очень важны: административные барьеры, все эти препоны сводят на нет все их инициативы, все их начинания.
Поэтому надо приветствовать ту реформу системы лицензирования предпринимательской деятельности, которая была начата в России. И ее проект способствовал определенному осмыслению и совершенствованию развития. Я считаю, что это очень важно для России.
Что же касается самого нашего проекта, то он показался мне глобальным, фундаментальным, в частности, даже мой маленький раздел. И мне сначала было тяжело, но, на самом деле, проект достаточно логично развивался. И, например, мой вопрос, связан с практическим применением такого рыночного механизма, как страхование ответственности за результаты твоей деятельности. Такая процедура дает реальный инструмент для того, чтобы уйти от существующей, чисто административной процедуры: разрешать или не разрешать.
Рынок сам должен определять: отвечаешь определенным критериям – работай на рынке и неси ответственность за свои результаты. И в этой связи, я считаю, проект был очень полезным, и его результаты мы сами сумели почувствовать в практической сфере. Мы поводили и в Москве, и в регионах многочисленные семинары, участвовали во многих конференциях и круглых столах. Мы принимали участие в совещаниях, начиная с Госдумы и кончая соответствующими институтами, где были наши коллеги – специалисты в этих областях. И везде эти мероприятия вызывали очень большой интерес и очень живой положительный отклик.
- Вы будете участвовать еще в одном проекте, который инициировала Федеральная антимонопольная служба. Какова должна быть Ваша работа в этом проекте?
- Этот проект тоже будет иметь большое значение в свете решения уже упомянутых мною вопросов. Хотя он и имеет в названии слово «регулирование», но здесь имеется в виду регулирование антимонопольной деятельности. Это другой круг вопросов, который для России тоже очень актуален.
Во-первых, не секрет, что в последнее время в России стали сплошь и рядом появляться картельные образования. Не секрет, что образуются монополии. Естественные монополии – это вопрос, от которого нельзя отмахнуться, который нельзя просто-напросто закрыть. Нужно проводить либерализацию естественных монополий и там, где возможно, создавать условия для честной конкуренции. Все рынки должны быть открыты. И государство, естественно, должно следить за тем, чтобы был равноправный доступ всех субъектов рынка ко всем сетям, в том числе и к тем, действительно естественно монопольным компонентам.
Поэтому в том будущем проекте я лично надеюсь успешно поработать по этой тематике: по урегулированию естественных монополий.
И, конечно, вопросы государственной помощи тоже немаловажны: они актуальны в связи с ближайшим вступлением России в ВТО, где правила игры должны быть едины и где уже не будет никаких скидок на переходный период, на какую-то предысторию. Правила игры на рынке должны быть едиными, и их нужно будет соблюдать. В этой связи, конечно, понятие государственной помощи должно решаться в России с позиции европейского и мирового права.
Беседовал Владимир Володин