По итогам прошлого года Лариса Климанова была названа в числе ста наиболее успешных предпринимателей. Но в тот момент, когда до нее дошло это известие, детский сад Монтессори, которым она руководила, лишился своего помещения: чиновники, с успехом продающие помещения детских садов частным фирмам, решили, что именно это здание необходимо для государственного детского сада.
И вот мы беседуем с Ларисой Юрьевной Климановой о педагогике Монтессори, частных детских садах и особенностях воспитания детей отечественных предпринимателей.
- Лариса Юрьевна, Вы являетесь владелицей и директором детского сада, или просто директором?
- Это вообще не совсем так: я не владелец детского сада. Я – председатель союза педагогов Монтессори России. И у нас был базовый детский сад. К сожалению, теперь это – садик государственный, и там остались только Монтессори-группы.
- То есть у вас был базовый детский сад, а затем он перешел государству?
- Да, это был ведомственный детский сад, а с декабря месяца все ведомственные детские сады по распоряжению Лужкова перешли в государственное подчинение. Поэтому у нас аренда там закончилась. Но, поскольку там остались наши дети, мы постарались пока найти способ, чтобы там продолжалось воспитание по системе Монтессори уже под крышей государства.
- Можно задать такой вопрос: ваш детский сад, как я понимаю, был частным, или это тоже было не так?
- Он принадлежал нашему профсоюзу. Ассоциация педагогов Монтессори – это профессиональный союз, и мы учредили этот детский сад.
- То есть Ассоциация Монтессори педагогов, профсоюзная общественная организация сумела организовать детский сад, где детей воспитывают по этой системе.
- Да.
- Но, я думаю, он был платным.
- Да, конечно.
- Вопрос простой: с какими проблемами сталкиваются люди, организующие детский сад в Москве?
- Негосударственный?
- Да.
- Проблема номер один, самая большая проблема – это помещение. Реально в городе Москве найти помещение, пригодное для детского сада, по цене, которая была бы, скажем так, подъемна для большинства родителей, даже не для большинства, но хотя бы для какой-то прослойки кредитоспособных родителей, это очень большая проблема. На сегодняшний день коммерческая аренда начинается от 250-ти долларов за квадратный метр.
- И воспитательные учреждения не имеют никаких скидок?
- Нет. В прошлом году все льготы отменили. Льгот по аренде нет никаких. Надо самим искать где угодно помещение по рыночным ценам.
- Хорошо. Сейчас у вас остались Монтессори-группы в государственном детском саду. Вы платите детскому саду арендную плату за эти группы?
- Нет, здесь другая ситуация: наши педагоги устроились на работу в этот детский сад.
- Ах, вот как это сделано.
- Да. А профсоюз из своих средств доплачивает педагогам, чтобы они продолжали там работать.
- Как я понимаю, Ассоциация Монтессори-педагогов – организация не слишком коммерческая…
- Она вообще некоммерческая. Она существует за счет взносов, спонсорской помощи и доходов, которые мы сами получаем, зарабатывая их проведением курсов для педагогов. И за изготовление специальных материалов, которые мы сами разрабатываем.
И все эти средства мы направляем исключительно на организацию групп.
- Лариса Юрьевна, тогда такой вопрос: это что - ассоциация фанатиков Монтессори-педагогики?
- Да. Хотя мы на фанатов мало похожи, но, тем не менее, это для нас – самое интересное дело в жизни.
- Тогда вопрос: чем отличается система Монтессори?
- Она отличается тем, что ребенок развивается через собственный опыт в специально подготовленной для этого среде.
Система Монтессори – это подготовленная среда, в которой происходит относительно свободное развитие ребенка. Есть определенные внутренние силы, которые позволяют ребенку развиваться относительно самостоятельно. Система Монтессори – это помощь жизни, помощь этому развитию. И наша подготовленная среда и есть помощь жизни.
Главное - не тормозить развитие ребенка, не создавать препятствия на пути его развития. У нас дошкольная педагогика, как хорошо известно, в определенной степени дает очень хорошие навыки, и математические, и в области языка. Главным же в системе Монтессори является, на самом деле, не обучение ребенка чему-либо, а развитие его самостоятельности, его независимости от окружающей его действительности и жизни. Это процесс достаточно естественный, развитие независимости ребенка, и его можно рассматривать с чисто биологической стороны, потому что с рождения ребенок приобретает все большую и большую независимость. Сначала независимость от маминой груди, потом независимость, когда он начинает ползать, независимость передвижения, потом еще большая независимость, когда он начинает ходить, потом манипулировать предметами. Все время поле возможностей его расширяется. И конечно, задача, особенно в раннем возрасте, это поле не ограничивать.
В свое время был проведен эксперимент: просматривались две группы, одна воспитывалась в манеже, другая воспитывалась относительно свободно, детям давали ползать, трогать все, что угодно. Оказалось, что развитие интеллекта у тех детей, которые были в свободном состоянии, происходило лучше, и они были более интеллектуально развиты, чем те дети, которые были заперты в манеже. Поэтому можно говорить, что на предварительном первом этапе жизни, до трех лет, ребенку крайне важны три вещи. Первая - эмоциональное развитие, потому что он еще плохо понимает, что такое эмоции, он просто, он может их видеть, только общаясь со взрослыми, прежде всего, с мамой. Второе - самостоятельность, которая естественным образом развивается у ребенка. И третье - двигательная активность. Это три столпа, на которых стоит развитие ребенка в период до трех лет.
Маленький ребенок в процессе деятельности обучает себя сам.
- Как я понимаю, особой поддержки у государства вы не получаете.
- Что значит особой? Вообще никакой поддержки. Потому что это – дорогое удовольствие: нужно специальное оборудование. А, с другой стороны, чтобы получить поддержку, нужны люди, которые знают, что это такое. А ведь это не объяснить в двух словах. У нас полный курс идет шесть недель с утра до вечера, и пока что ни один чиновник из департамента образования, даже бесплатно, на этот курс не пришел. И с ними сложно что-то обсуждать: они не понимают, о чем идет речь. Он приводят такие доводы, что ясно: люди просто не в теме. А, чтобы быть в теме, этому надо учиться. Ну, нельзя же преподавать физику, имея образование преподавателя литературы.
- Но при этом в детские сады Монтессори стоит очередь.
- Большая очередь.
- Почему родители так рвутся к вам?
- Если бы вы хоть раз увидели, как мы работаем, Вы бы, наверное, не задали этот вопрос.
На мой взгляд, система Монтессори – это лучшее, что сегодня могут предложить детям взрослые люди. Это – порядка двухсот вариантов выбора деятельности для детей до трех лет, около четырехсот вариантов для детей от трех до шести лет. Это – идеальная организация, которая внешне выглядит, как хорошо развитый муравейник. Когда дети все заняты, когда царит абсолютная осмысленность, доброжелательность, очень спокойная, очень творческая обстановка. Это звучит, как сказка, но так и есть на самом деле: я десять лет наблюдала это каждый день.
И родители, которые это видели, которые попали в группу, даже когда там нет детей, уже не могут себя остановить, чтобы не попытаться устроить сюда своего ребенка.
- Но, раз Вы говорите о необходимости специального оборудования, значит ваши расходы на оборудование должны быть очень велики.
- Ну, как сказать «очень велики»? На одну группу уходит примерно 5 – 6 тысяч долларов.
- На год?
- Нет, вообще. Оборудование достаточно долговечно, оно долго работает. Что-то по мелочи, конечно, выходит из строя, что-то докупаем, что-то меняем, но это уже не очень существенные затраты.
- Если не секрет: сколько платили в вашем саду родители за одного ребенка?
- Родители платят 9 тысяч рублей за группу «полного дня» – с утра до вечера.
- Это в месяц?
- Да, конечно, в месяц. И при таких ценах – очередь. Скажем, при цене в 15 тысяч рублей в месяц очереди нет.
- А есть и детские сады, где цена 15 тысяч?
- Есть. Что касается нашей цены, то при существующих в Москве арендных ставках за помещение они не могут быть меньше по определению. Ведь детский садик нуждается в площадях, которые не могут быстро окупаться. Например, спортивный зал, мастерская для детей, спальня, игровая. Ведь для одних и тех же детей нужна целая куча помещений.
К тому же дети, которые попадают к нам – это дети состоятельных родителей. И у них, к сожалению, оказывается очень много комплексов, которые нам приходится исправлять.
Но об этом – во второй части нашей беседы.
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин