Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Олег Кабаков, Председатель правления Общероссийской общественной организации «Содружество предпринимателей». Как защитить рыночного торговца. Часть первая

Олег Владимирович Кабаков борется за права предпринимателей. За плечами у него – положительный опыт защиты прав представителей малого бизнеса в Омске. Сейчас создана уже общероссийская организация.
Обо всем этом и пойдет речь в нашей беседе.

- Олег Владимирович, Вы председатель предпринимательской организации. Когда эта организация создана?

- У нас 4 сентября 2005 года прошел учредительный съезд Общероссийской общественной организации «Содружество предпринимателей».

- Вы сами, как я знаю, из Омска?

- Да, в 2005 году я приехал из Омска именно с задачей создать общероссийскую организацию.

- Если Вы пять лет шли к созданию этой организации, видимо у Вас были очень веские причины стремиться к этому. Пять лет жизни человек не отдает тому, что ему, на самом деле, не слишком нужно.

- В принципе, создание в городе Омске подобной региональной организации (а начинали мы именно с этого) показало очень высокую эффективность оказания помощи малому бизнесу. Даже я говорил бы о совсем малом - о микро-бизнесе, поскольку мы работали в основном с предпринимателями, занимающимися деятельностью на городских рынках.
Система работы была довольно проста: на городских рынках мы ставили своих представителей, которые находились там в течение всего рабочего дня. Они присутствовали при всех проверках, которые проводили на рынке инспекторы контролирующих структур, следили за тем, чтобы у проверяющих был полный пакет документов на проверку (зачастую его не оказывалось). Они также следили за тем, чтобы, если документы на проверку есть, то инспектора не выходили бы за рамки своих полномочий (а это как раз зачастую и происходило).
Поверка проходила следующим образом: пришел проверяющий, предприниматель сдал ему все свои документы – так, давай теперь нарушения искать. У каждого контролирующего инспектора есть своя компетенция. Пришел инспектор СЭС, присутствует наш представитель. Тот проверил все документы. Если все они в порядке, он предпринимателю говорит: покажи справочку СЭС . Предприниматель ее показал, и все – на этом компетенция представителя СЭС заканчивается. Спасибо, до свидания.

- Честно сказать, я на наших московских рынках видел такую картину: идет молодой человек с колокольчиком и звонит в него. И, раз у него есть колокольчик (а он никаких иных документов не предъявляет), все дают ему по пятьдесят рублей или по сто. Какой он инспектор, инспектор ли вообще? Кого он представляет? Но все, видимо, знают, кого, и все дают деньги без звука.
У Вас в Омске такого не было?

- Ну, колокольчиков тогда не было, но что-то подобное происходило. Зачастую инспектора, уходя домой, собирали сумочки, собирали по сто, по двести рублей, решая свои личные проблемы.

- Чего вам удалось добиться? Вот ваша организация пришла на рынки. Как к вам относились инспектора: вы ведь всего-навсего общественная организация.

- Да, разумеется, мы – всего-навсего общественная организация. Но дело в том, что нашими представителями на рынках были бывшие сотрудники правоохранительных органов. Зачастую это – подполковники, полковники в отставке. И представьте себе ситуацию, когда при поверке присутствует наш представитель: хоть он и в отставке, но полковник. Он по сути своей – волкодав. А кто такой инспектор? Девушка, юноша, мужчина, который приходит из какого-то контрольно-надзорного органа. Их диалог происходил во вполне дружеской форме. Когда чего-то не хватало, наш представитель откровенно говорил: еще раз сюда придешь, мы вынуждены будем передать материалы в те инстанции, которые занимаются данными проблемами. И передай это всем своим друзьям.
Чего удалось добиться? Количество проверяющих за месяц, что наши представители находились на рынках, сократилось более чем в тридцать раз.

- Да, это звучит.

- Второе – наши юристы делали анализ всех платежей каждого работавшего с нами предпринимателя. И рад платежей оказался неправомерным: какие-то были завышены, какие-то – необоснованны, а то и незаконны.
Я приведу лишь один пример: центр санэпидемнадзора собирал с предпринимателей ежемесячный взнос по триста рублей, после чего выдавал справку, что рабочее место каждого соответствует нормам. Как это происходило: предприниматель раз в месяц приходит в СЭС, в окошечко отдает триста рублей и получает эту справку. Когда мы начали разбираться с этой проблемой, оказалось, что взносы идут в какой-то внебюджетный фонд. И идут эти взносы по приказу главврача, не имеющему никакого отношения к закону.
Мы обратились в прокуратуру и обжаловали этот сбор. Прокуратура вынесла предписание центру санэпидемнадзора ликидировать данное нарушение. Шло долгое противостояние, и, в конце концов, поскольку противная сторона не желала ликвидировать этот сбор, я провел пресс-конференцию на тему «СЭС узаконил способ вымогать деньги». На ней было подробно изложено, как, куда и какие суммы уходят. После этого поступило предложение подписать соглашение о сотрудничестве и решать вопросы мирным путем, не прибегая к помощи широкой общественности. А платеж этот был ликвидирован.
В принципе триста рублей, наверное, сумма небольшая, но вся жизнь предпринимателя складывается именно из таких сумм.
Еще один пример: на территории одного из рынков собирали по 25 рублей ежедневно за рубку мяса на территории рынка. 25 рублей – немного, но за месяц это – уже 700 рублей. А у предпринимателей были все необходимые документы, что они могут работать, что местом они обеспечены, что места соответствуют нормам. Почему надо дополнительно платить эти деньги ветеринарам?
Мы начали разбираться: на что опирается ветеринарная служба? Оказалось, что опираются они на какой-то приказ, если я не ошибаюсь, то ли 79-го, то ли 75-го года. А тогда, между прочим, еще не было ни каких-то сертификатов, ни иных регламентирующих документов, которые существуют сегодня.
Такая же ситуация с ежедневным сбором ветеринарной службой с предпринимателей, торгующих колбасами: каждый должен был приносить по двести граммов всех продаваемых сортов в ветеринарную службу, чтобы они делали анализ и выдавали заключение о возможности продажи товара. И опять речь шла о том, что ветеринары исходили из документов 70-х годов. А ведь сейчас у предпринимателя есть сертификат качества на каждый вид продукции - почему он должен платить что-то еще? А если у него 10 – 15 видов колбасы? Ведь он должен каждого вида отдать по 200 грамм, и получается значительная сумма.
Вот такими вопросами мы и занимались, и решали их.
Были и моменты с въездом на территорию рынка: у нас предприниматель платил за въезд на территорию больше, чем любой человек со стороны. Посторонний человек, заезжая на территорию рынка, платил, например, 10 рублей, а предприниматель – 15. Получается, что он платит не только за аренду, но и полуторную ставку за въезд.
И таких мелочей, с которыми нам приходилось сталкиваться, было очень много.


Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости