Мы продолжаем рассказывать о работе нашего института и беседуем с Николаем Смирновым об одном из проектов, над которым работает сейчас ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
- Насколько я знаю, вы боретесь с коррупцией в ФАС?
- Да.
- Всем сказали «ФАС», и все пошли бороться?
- Понимаете, тема борьбы с коррупцией была поднята в связи с проведением административной реформы. Конкретно, согласно концепции административной реформы она должна быть в основном развернута в 2007 -2008 годах.
В концепции административной реформы есть такое направление, как оптимизация функций органов государственной власти, куда входит и разработка механизмов противодействия коррупции. В связи с этим, в плане мероприятий ФАС России на 2006 была разработка ведомственной антикоррупционной программы.
- Антикоррупционная программа непосредственно ФАС? Они должны бороться с коррупцией в своем коллективе или вокруг себя?
- Предполагается настройка определенных антикоррупционных механизмов, которые будут действовать именно внутри Федеральной антимонопольной службы.
- Это что-то новое: обычно у нас стараются бороться с коррупцией где угодно, но не внутри самого себя.
- На самом деле, инициатива борьбы с коррупцией внутри ведомства пошла скорее не от того или иного ведомственного органа: она связана с административной реформой и посланием президента этого года.
Федеральная антимонопольная служба взялась за разработку такой программы в связи с объявлением Министерством экономического развития и торговли конкурса по проведению административной реформы и выделению на это определенного финансирования. ФАС выиграла летом такой конкурс и получила финансирование на разработку своей ведомственной антикоррупционной программы.
Сейчас в соответствии с выигранным конкурсом, объявленным самой ФАС, этим занимается «Бизнес-тезаурус».
- То есть ФАС выиграла конкурс на разработку своей ведомственной антикоррупционной программы. А какой конкурс выиграл «Бизнес-тезаурус»? Вы будете непосредственно разоблачать коррупционеров?
- Нет, мы выиграли соответствующий тендер конкретно на разработку этой Программы.
- То есть вы должны проделать всю исследовательскую работу по проекту?
- Да. В процессе разработки этой ведомственной программы необходимо провести определенные научные исследования, поскольку нельзя же строить программу на каких-то неопределенных доводах и необоснованных замечаниях.
Необходимо провести анализ административных функций ФАС, анализ организационно-технических мероприятий, анализ практики применения различных ведомственных положений и инструкций, должностных инструкций. В настоящее время уже проанализированы функции, в общих чертах проанализированы организационно-технические моменты. Анализ практики сейчас ведется на основе опроса, произведенного как среди территориальных органов ФАС, так и среди организаций.
Стоит отметить, что территориальные органы откликнулись на наши запросы достаточно быстро и оперативно, чего не скажешь об организациях, которые, скажем прямо, испугались подобного опроса.
- А речь идет об организациях, не входящих в структуру ФАС?
- Да. Это сторонние организации, имеющие опыт общения с ФАС. Они знакомы с тем, как ФАС взаимодействует с объектами регулирования, как это взаимодействие происходит на практике.
- Извините, Николай, но это же надо задать людям из организации, которую проверяла ФАС, вопрос: сколько и кому вы дали на лапу! Они, разумеется, должны ответить: да что вы, упаси бог, знаете, что нам будет за положительный ответ.
- Конечно, вообще, когда дело касается социологических опросов в области коррупции, особенно в отношении собственной коррупционной практики, возникает вполне определенный конфликт. Он описан в теории проведения социологических исследований как проявление сензитивности некоторых тем, то есть тех тем, на вопросы о которых респонденты меньше всего склонны отвечать или отвечать честно.
Однако же такой опрос был необходим: откуда еще черпать информацию. В связи с тем, что количество источников информации очень ограничено, без такого опроса не обойтись.
- Извините, Николай, я понимаю, что такой опрос необходим. Но как можно опросить людей на тему: даете ли вы взятки чиновнику, проверяющему вашу контору? Куда деться респонденту, какой ответ будет для него хотя бы относительно безопасен?
- Вопрос вполне закономерен, и в рамках составления опросной анкеты мы учитывали эти обстоятельства. Учитывали следующим образом: именно такие формулировки не использовались. Были, конечно, вопросы о коррупционной практике, но здесь мы использовали так называемые «оценочные» вопросы.
- «А не слышали ли вы, что ваш сосед дает взятки таким-то чиновникам?»
- Фактически да. Вопросы, сформулированные таким образом, имеют нужное для нас свойство: на них отвечают более честно, чем на вопрос о личной практике. Надо сказать, что анкеты, разработанные «Бизнес-Тезаурусом», отсылались в частности во ВЦИОМ, где к ним были сделаны некоторые уточнения и комментарии, которые мы учли.
Сейчас ждем результатов опроса, на которых будем строить свои выводы.
- Николай, на днях была опубликована статья о том, как западная консалтинговая фирма провела исследование: сколько тратит рядовой россиянин на празднование Нового года. И выяснилось, что этот самый рядовой россиянин, включая инвалидов, престарелых и многодетных матерей-одиночек, выкладывает в Новый год 541 евро (около 18 тысяч рублей).
Не получится ли, что вся статистика сведется к таким результатам, которые не лезут ни в какие ворота? Мы ведь знаем, что 18 тысяч – средняя пенсия минимум за полгода. Кто выложит такую сумму? Ваш опрос был защищен от подобных «усредненных» результатов?
- Наши вопросы ставились таким образом, чтобы, во-первых, избежать таких чисто количественных оценок. Во-вторых, практически все вопросы имели закрытый характер, то есть давалось достаточное количество подсказок, чтобы респонденты могли выбрать ответ. И результаты опроса будут подвергаться скорее не статистическому анализу, не выявлению, какое количество респондентов ответило на вопрос, а выявлению соотношения вариантов ответов.
Нашей целью было выявить какие-то определенные моменты, а не подсчитать количественные ответы на вопросы. Так что, я думаю, неурядиц названного Вами рода возникнуть не должно.
Мы, скорее всего, поймем, какие вещи в борьбе с коррупцией наиболее актуальны. И, соответственно, будем определенным образом строить механизмы по борьбе с коррупцией.
- То есть Ваша задача – дать некую научную базу для дальнейшей практической антикоррупционной работы.
- Нет, не научную базу: цель ставилась именно на разработку самой программы мероприятий, нацеленных на преодоление коррупции.
- Вы сами должны предлагать какие-то мероприятия?
- Да. Причем я хотел бы уточнить один момент. Дело в том, что расчет стоился на том, что в самом Минэкономразвития будут разработаны типовые механизмы по определению коррупционной опасности в зоне деятельности органов исполнительной власти и борьбе с коррупцией. Однако, как выяснилось ближе к осени, таких механизмов разработано не было. В свою очередь, Минэкономразвития собирается разрабатывать подобные механизмы на основе наработок самой ФАС и других ведомств, взявшихся за такие программы.
- Не слишком много оказалось желающих выполнить такую работу?
- Конечно, немного. В отечественной практике внедрения ведомственных антикоррупционных программ еще не было. Существуют только некие общие макеты, опирающиеся на зарубежный опыт. В частности ведомственные антикоррупционные программы разрабатываются за рубежом в таможенных и налоговых органах. И поскольку ФАС является контрольно-надзорным органом, для нее подобная практика близка. Однако специфика все равно существует: нельзя копировать зарубежный опыт в связи с различием в институциональной среде. Поэтому сейчас стоит задача первого опыта разработки подобной программы.
- Чтобы остальные шли проторенным путем?
- Да. Либо издержки, связанные с применением метода проб и ошибок были уменьшены.
Беседовал Владимир Володин