- Господа, кризис у нас, как и во всем мире, в самом разгаре. И в такое время встает целый ряд вопросов, связанных с помощью отечественным предпринимателям, с возможной национализацией (это, правда, относится в основном к крупному бизнесу) и государственным регулированием предпринимательской деятельности.
Мигин: Прежде всего, о регулировании: публичное регулирование – это не только государственное регулирование, это – и саморегулирование, и местное самоуправление, и много других различных видов регулирования. И все они могут в стоящем сейчас на повестке дня инновационном развитии сыграть свою роль.
- Что касается участия в регулировании местных властей, то представители малого бизнеса утверждают, что для них это – самый неприятный момент. Малые предприниматели так и говорят: мы «на земле», и они «на земле»; мы здесь кормимся, и они тоже.
Смирнов: К сожалению, это так. Местные власти больше, чем федеральные или региональные действуют, причем в негативном смысле, по принципу Маленького принца: мы в ответе за тех, кого приручили. При этом они уверены, что «приручили» бизнес на подведомственной им территории. Чиновники местного уровня уверены, что именно они дают гражданам хлеб, одежду и так далее, что они строят дороги, развивают инфраструктуру, ЖКХ.
- В свое время у нас на сайте была опубликована беседа с одним из подмосковных бизнесменов, который рассказывал, как глава города Фразино Виктор Ухалкин (не знаю, сохранил ли он свой пост до сегодняшнего дня) собирал местных предпринимателей и заявлял им, что они должны городу уже за то, что живут здесь, дышат этим воздухом.
Смирнов: Может быть даже и так. А ведь, на самом деле, всем необходимым граждан обеспечивает сейчас именно бизнес: малые предприятия, средние. И те же муниципальные власти, конечно, должны содействовать предпринимателям, создавать условия для повышения эффективности их работы. Но, к сожалению, сейчас слишком многие граждане смотрят на ту же муниципальную, да и на любую другую, власть с одной точки зрения: дайте нам блага, а не создайте условия для производства этих самых благ.
Мигин: Да, это так.
- А те же муниципалитеты смотрят на тех же предпринимателей, как на кормушку.
Смирнов: Муниципалитеты раздают и блага тоже, но взамен берут себе соответствующие права. Более того, мы можем сформулировать и так: граждане отдают права в обмен на блага.
Мигин: Давайте посмотрим, какой разрыв между идеей, заложенной в реформу местного самоуправления, и реализацией этой идеи. Предполагалось, что граждане, зная свои нужды и ответственно подходя к определению приоритетов развития, самостоятельно решают проблемы на уровне местного сообщества. На практике же мы говорим, что нет ничего страшнее, чем муниципальный чиновник, и в то же время только на него и рассчитываем, проявляя пассивность, только с него и требуем решения очень многих важнейших проблем.
Смирнов: Да, местная бюрократия больше, чем та, что называется государственной, проявляет патернализм. И это куда более открыто проявляется, поскольку на местном уровне все всех знают. И выборы того же преемника на местном уровне выглядят прозрачно: дорогие граждане, я заботился о вас все это время, а теперь о вас будет заботиться товарищ такой-то. Вы уж не подведите меня, проголосуйте за него дружно. А если что, так я проверю. И результат голосования – 85%, 90%.
Мигин: С другой стороны, мне кажется важным, что административная реформа начала, наконец, спускаться на муниципальный уровень. Это – очень важное дело.
Да, пока местные власти воспринимают ее преимущественно в штыки. Но мы помним, как три года назад, когда реформа распространялась с федерального уровня на региональный, ее там воспринимали точно также, а сегодня она в регионах идет вовсю. И мой прогноз: в ближайшие два-три года результативность административной реформы во многом будет связана именно с уровнем местного самоуправления.
Смирнов: Что касается административной реформы, я бы сделал более осторожный прогноз. Я считаю, что сначала нужно разобраться с теми направлениями, которые есть сейчас. Все видят, сколько еще есть проблем с реформой на федеральном уровне. На региональном уровне есть области прорыва по целому ряду направлений, где регионы, можно сказать, опередили федеральную власть. Но, если говорить об уровне муниципальном, то я рассматривал бы происходящее здесь только как пилотные проекты.
Давайте сначала решим хотя бы большинство проблем на двух первых уровнях государственного управления – федеральном и региональном.
Мигин: В том-то и проблема, что эти уровни реформы существуют у нас как бы отдельно, с очень слабыми взаимными привязками. И, по моему убеждению, пока административная реформа не охватит все эти уровни, она неизбежно будет где-то тормозить. Будут оставаться «узкие места» и возможность переложить ответственность за непомерные административные барьеры на вышестоящих или нижестоящих чиновников.
Смирнов: Но есть и еще один вопрос – местное самоуправление не является еще одним уровнем государственной власти.
- Извините, господа, но я вас перебью. Мы увлеклись идеями административной реформы и забыли вообще о предпринимателях, с которых начинали свою беседу. Одно простое напоминание: представители правительства уже не раз успели заявить, что средств на поддержку всего бизнеса у государства не хватит. А кризис, согласно прогнозам, не оставит нас еще года два-три. Что же делать?
Мигин: Проводить институциональные реформы. Если отвлечься от реформы административной, можно вспомнить о проекте, который мы выполняем по заказу Минэкономразвития: диверсификация экономики. Очень правильно, что в такое сложное время ведется работа над подобным проектом. Это опять-таки к тому, что должно государство делать для бизнеса: давать деньги или создавать условия. Конечно, не надо ударяться в крайности и начиная диверсификацию забывать о прямой поддержке бизнеса. Это все должно идти рука об руку. Но пока наблюдаем крен в одну сторону, видим, что не так много внимания уделяется собственно настройке необходимых стимулов. Именно поэтому так много говорится о реформах. Но это не значит, что все остальные меры менее важны и менее нужны. Просто, решая текущие, пусть и неотложные задачи, нельзя забывать о работе на перспективу.
Беседовал Владимир Володин