- Алексей, НИСИПП начал выполнять новый проект по заказу правительства Москвы. Что это за работа?
- Этот проект выполняется нами для Департамента поддержки малого предпринимательства, и цель данной работы – подготовка нормативно-правовых актов в области регулирования малого предпринимательства. Также речь идет об оптимизации нормативно-правового обеспечения этих вопросов в связи с принятием в июле этого года нового федерального закона о развитии малого и среднего бизнеса.
Сам федеральный закон уже подписан президентом и вступит в силу с 1 января 2008 года. Так что регионы начинают работать на перспективу, гармонизируя свое законодательство с федеральным.
- Случайно не с этим связано то, что по всей Москве висят рекламные плакаты: московское правительство малому бизнесу? Или реклама отдельно, а работа отдельно?
- Я не интересовался вопросами рекламной поддержки деятельности Департамента и правительства Москвы в целом в области поддержки малого предпринимательства. Но саму эту деятельность я оцениваю, безусловно, позитивно.
- Хорошо. Как я Вас понял, надо готовиться к вступлению в силу нового закона о малом и среднем бизнесе. И основой этой подготовки должна быть разработка местных нормативных актов, уточняющих или подводящих московскую правовую базу под федеральную.
- Наш проект подразделяется на несколько компонентов. Во-первых, необходима оценка эффективности механизмов применения тех законов, прежде всего регионального уровня, которые действовали и пока еще действуют до вступления в силу нового федерального закона. Эта оценка делается на основании косвенных источников информации – тех исследований состояния малого предпринимательства на территории города, которые уже проводились, анализе арбитражной практики – тех решений, которые уже были приняты.
На основании этого анализа будет подготовлен ряд предложений по внесению изменений в нормативно-правовую базу, действующую на территории города Москвы. Какие-то уточнения, какие-то предложения по совершенствованию. В том числе по структуре и содержанию нового регионального закона о развитии малого и среднего бизнеса. Данный закон и будет одним из основных результатов проекта, и по своему содержанию он должен соответствовать нормам федерального закона.
Затем в рамках проекта планируется провести экспертизу около 100 нормативно-правовых актов, которые либо подвергнутся изменениям и будут дополнены, либо вообще будут отменены в связи с разработкой нового регионального закона о поддержке малого бизнеса.
- У меня сразу возникло несколько вопросов.
Вопрос первый: Алексей, Вы говорите, что ориентироваться приходится на косвенные данные. А почему нельзя на прямые? Должны же быть данные налоговых органов, например, какие-то еще данные, которые должны показывать объективную картину жизни предпринимателей в Москве. Или ваши косвенные данные надежнее?
- Наверное, я не слишком точно выразился. Под прямыми данными мы имеем в виду непосредственно результаты опросов субъектов малого предпринимательства. Но в нашем случае упор делается не на проведении опросов, а на анализе данных, которые уже были получены. Это могут быть исследования, которые уже проводились, например, мониторинг административных барьеров, который ведется ЦЭФИРом, данные, полученные «ОПОРой России», статистические данные, данные той же налоговой службы.
- То есть речь идет лишь о том, что НИСИПП непосредственно сейчас проводить широкие опросы не будет.
- Да. Цель данного проекта – оптимизация нормативно-правового обеспечения, и опросы в данном случае – избыточная форма работы. Источниками информации для работы над проектом будут также являться интервью с представителями организаций поддержки малого предпринимательства, действующих в столице, а также с должностными лицами, отвечающими за политику в области такой поддержки.
- Алексей, Вы сказали, что примерно 100 нормативных актов придется заменить, а то и отменить вообще. У меня возникает вопрос: сколько же у нас вообще региональных нормативных актов, регулирующих деятельность малого и среднего бизнеса?
- Их достаточно много. Я бы даже не решился называть точное их число.
- Ну, хотя бы порядок: несколько сотен, несколько тысяч.
- Я думаю, что несколько сотен. И они затрагивают самые различные аспекты деятельности предпринимателей.
- Итак, несколько сотен актов регулируют только деятельность малого и среднего бизнеса в одном, пусть крупнейшем, городе страны.
- На данный момент речь идет о малом бизнесе. Категории среднего бизнеса в таких актах просто не было.
- Замечательно. И при некоем изменении федерального закона сто актов сразу требуют анализа с последующим изменением. Но, может быть, можно сразу отменить половину нормативных актов, и станет только легче дышать?
- Скажем так: по результатам проводимой нами экспертизы можно будет делать какие-то выводы. Но в настоящий момент работа только началась. Вот, когда она завершится, станет ясно, какие акты, на самом деле, нужно отменять, какие изменять. Разумеется, нам ясно, что малый бизнес сегодня очень зарегулирован, и малые предприятия сталкиваются в своей деятельности с громадным количеством разнообразных согласований, с многочисленными проверками со стороны разнообразных органов власти регионального и местного уровня.
И результаты нашего проекта должны, в первую очередь, показать, насколько существующая нормативная база способствует развитию малого бизнеса, или она это развитие тормозит.
- Тогда вопрос: насколько ситуацию изменит новый федеральный закон? Он, действительно, резко отличается от старого закона? Или речь идет только о внесении некоторых корректив?
- По общему мнению, он очень сильно отличается от старого закона, и по поводу его отдельных норм шли горячие дискуссии. Лично я считаю, что новый закон переносит основные полномочия в сфере регулирования малого и среднего бизнеса с законодательной на исполнительную ветвь власти.
Сам закон содержит много деклараций и общих фраз, но в настоящий момент большая часть полномочий отдана исполнительной ветви власти, и ключевым органом, отвечающим за развитие бизнеса будет правительство. Именно правительство примет федеральную программу поддержки малого предпринимательства, а также ряд постановлений по этому вопросу. Федеральный же закон в целом носит декларативный характер.
Возможно, у предпринимателей, у экспертного сообщества было много ожиданий, что закон, действительно, поможет малому бизнесу, что в нем будут содержаться четкие нормы регламентации. Но эти ожидания не оправдались. На выходе мы получили декларацию о том, что малый бизнес будет поддержан, но какие-то конкретные формы поддержки законом не предусмотрены. Это фактически – основные направления.
- А кто тогда будет поддерживать малый бизнес? Если законом определены только основные направления, то что делать дальше?
- Насколько я понимаю, правительство России должно издать в развитие нового закона ряд постановлений, а ответственность за оказание непосредственной поддержки переносится на региональный и местный уровень власти.
- На тот самый уровень, на притеснения со стороны которого малый бизнес в основном и жалуется. Когда на мероприятии «ОПОРы России» я беседовал с предпринимателями, приехавшими из регионов, они в один голос утверждали: самый страшный чиновник – это местный чиновник. Федеральные власти малый бизнес поддерживают, областные власти не мешают, с городскими еще можно работать, вот муниципальные чиновники – это звери.
- Видите ли, малый бизнес в значительной степени зависит именно от отношений, складывающихся с местной властью, с чиновниками местного уровня. Это – всем известный факт. Муниципальные образования как раз и отвечают за предоставление малому бизнесу неких ресурсов, в первую очередь, помещений, создание более-менее благоприятных условий для работы конкретных предприятий.
Но, если говорить об отличиях нового законодательства, то теперь мы говорим не просто о малом предпринимательстве, а о более широком понятии – малом и среднем бизнесе. Новый закон определяет критерии определения малого и среднего предприятия. Причем выделяется даже три категории в соответствии с численностью работников и суммой выручки: микро-предприятие, с численностью до 15 человек, малое предприятие – до 100 человек и среднее – от 100 до 250-ти человек. Старый закон содержал другие критерии.
В соответствии с этими новыми критериями основная идея в области поддержки малого предпринимательства – адресная поддержка различных категорий предпринимателей. Понятно, что меры поддержки микро, средних и малых предприятий должны различаться между собой, как и меры поддержки стартующих предприятий, только начинающих свое дело, и фирм, которые давно работают на рынке и близки уже к переходу в разряд среднего бизнеса.
- А то и уйти из средних.
- Да, речь идет и о поддержке действующих средних предприятий.
Если говорить о нашем проекте, то основная идея, которую планируется прописать в новом московском законе, - это как раз разделение мер поддержки для различных категорий малого и среднего предпринимательства. Раньше этого не было.
- А как Вы видите разницу в мерах поддержки?
- Если брать названные три категории предпринимательства, понятно, что для микро-предприятий основной проблемой является доступ к финансированию, чтобы начать свое дело и набрать какие-то обороты. Разумеется, проблема финансирования стоит перед всеми предприятиями, но, скажем прямо, актуальность ее для всех различна.
Аналогично нужно прописать меры по имущественной поддержке, ведь для каких-то категорий предприятий доступ к имуществу стоит и будет стоять очень остро. Все зависит от стадии развития конкретной фирмы: если ей надо расширять свою деятельность, приобретать новое оборудование, новое помещение, то эти меры поддержки будут для нее более актуальны.
Безусловно, есть меры поддержки, которые актуальны для всех: это информационная поддержка, которая у нас прописана в законе. Потребность в информации есть у каждого предпринимателя, и в этом плане органы власти самых различных уровней должны эту потребность удовлетворять. Нужно разрабатывать методические справочники, информационные буклеты, налаживать обмен информацией.
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин