Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Алексей Поповичев, исполнительный директор некоммерческого партнерства «РусБренд». Бизнесу нужен переходный период

Мы совсем недавно беседовали с Алексеем Поповичевым и не собирались так быстро еще раз брать у него интервью. Жизнь рассудила иначе: с 1 января этого года вступила в силу IV часть Гражданского кодекса РФ. И у многих российских компаний, а также у целого ряда иностранных корпораций, работающих в России, начались сложности.
Дело в том, что отныне наименования компаний регулируются отдельным законом. И закон этот уже очень многих привел в недоумение.
До сих пор частные компании могли включать в свое название слова «Россия» и «Российская Федерация», уплатив в бюджет соответствующую пошлину. Использование названий иностранных государств или аббревиатур типа СНГ вообще никак не регулировалось. Всему этому настал конец: статья 1473 нового ГК запрещает компаниям использовать в фирменных наименованиях официальные названия государств. Причем не только российского, но и иностранных, а заодно — производных от них.
И хотя новый закон не требует, чтобы все немедленно переназвались, при первой же попытке компании с «неправильным» именем внести хоть какие-то изменения в учредительные документы налоговые органы будут вправе через суд потребовать сменить наименование. Простой пример: захочет компания «Нестле - Россия», как это сейчас модно, сменить регистрацию с московской на питерскую, а ей сразу же: «Уберите-ка слово Россия из вашего названия». И то же самое будет с какой-нибудь крохотной фирмой «Рослапоть», если, не дай Бог, кто-то из ее учредителей попадет в автомобильную аварию, и в учредительные документы придется вносить изменение в связи с этим трагическим событием.
Поскольку лоббированием интересов попавшего в сложное положение бизнеса активно занимается содружество «РусБренд», мы и обратились за пояснениями к Алексею Поповичеву.


- Алексей Валентинович, каково сейчас крупным компаниям, входящим в ассоциацию «РусБренд»?

- Для любой крупной производственно-торговой компании, особенно если она работает в сфере производства и распространения товаров для потребителей, смена наименования связана со значительными организационными сложностями и финансовыми затратами. Судите сами: необходимо переоформить огромное количество разрешительной документации, лицензий, сертификатов, упаковок, этикеток и так далее, и тому подобное.
При этом необходимо учесть, что, например, этикетки зачастую закупаются на годы вперед. Что с ними прикажете делать? А рекламные акции, между прочим, планируются задолго до реального времени их проведения. Так что и в этом случае смена наименования приведет к значительным дополнительным расходам.
Точно подсчитать эти расходы прямо сейчас тяжело, но очевидно, что прямые и косвенные дополнительные затраты могут составить миллионы долларов.

- Согласно новым нормам принадлежность к России смогут отражать в своем названии только компании, где в собственности государства находится более 75% акций. Этой безумной норме на сегодняшний день не соответствует даже компания «Аэрофлот — Российские авиалинии». А кроме «Аэрофлота» у нас есть еще «Росгосстрах», «Российское товарно-транспортное объединение» и еще много известных компаний, с гордостью носивших до сих пор имена, указывавшие на их принадлежность именно к нашей стране. И даже в страховой компании «Росно», имя которой сегодня немногие связывают с сокращением от слова Россия, ждут выхода подзаконных нормативных актов, поясняющих порядок применения статьи 1473 ГК, чтобы понять, как решится судьба их полного фирменного наименования.
Что же делать?

- Давайте начнем с того, что серьезное беспокойство вызывает даже не само требование статьи ГК, а сроки ее вступления в силу. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»: «Фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 года изменении учредительных документов юридических лиц».

- Чего же вы хотите?

- Мы прекрасно понимаем, что такой документ, как Гражданский кодекс никто менять не будет. Поэтому мы хотели бы поставить перед новым составом Госдумы вопрос о внесении изменений в закон о вступлении положений кодекса в силу. Нужно дать компаниям какой-то переходный срок, допустим три года.
И тут главное – какую позицию займут депутаты, насколько они будут готовы пойти навстречу бизнесу. Лично мне кажется, что это не затронет интересы государства: все равно все выйдут на те нормы, которые заложены в Гражданском кодексе. Но это позволит компаниям адаптироваться к новым условиям не в режиме кризиса, а в режиме последовательной целенаправленной работы.
Давайте скажем еще об одном моменте: поспешное введение положений Гражданского кодекса ставит в крайне невыгодное положение предприятия с иностранными инвестициями. В их наименованиях очень распространенно использование, например, аббревиатуры «СНГ» (например, ООО «Бриджстоун-СНГ», ООО «Ксерокс СНГ», «Юнилевер СНГ», ООО «Харрис СНГ», ЗАО «Делойт и Туш СНГ» и другие). И слова «Россия», «российский» также встречаются повсеместно (например, ООО «Нестле Россия», ООО «Скания-Россия»). Теперь они будут вынуждены сменить названия.
При этом хотелось бы особо отметить, что целью использования слов «Россия» и «СНГ» в наименовании в соответствии с мировой практикой является, главным образом, указание на фактическую территорию действия данного предприятия как части международного концерна.

- И у них у всех будут кошмарные убытки.

- Если придется все менять в авральном режиме, то да: перезаключение договоров, получение новых лицензий и сертификатов, смена реквизитов, замена упаковки. Но если будет переходный период, это снимет многие вопросы. Компании смогут все сделать в спокойной обстановке. Таким образом, они получат достаточно времени, чтобы планомерно провести необходимые изменения в уставных и других документах и избежать бессмысленных затрат.
Мы считаем, что такой выход вполне возможен.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости