Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Михаил Брауде-Золотарев, директор центра ИТ-исследований и экспертизы Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Компьютерные программы – каждому свои

Брошюра, выпущенная авторским коллективом во главе с Михаилом Брауде-Золотаревым в прошлом году, называется «Свободное программное обеспечение в государственном секторе». Именно теме использования различных программных продуктов, причем не только в государственных органах, и была посвящена наша беседа.

- Михаил, Вы занимаетесь вопросами обеспечения государственных органов программным обеспечением. Это – с точки зрения теории? Вы ведь, как я понимаю, не торгуете компьютерными программами.

- Программами мы, разумеется, не торгуем. Мы занимаемся консультированием и экспертизой в области использования в государственном секторе информационных технологий, в том числе общими принципами закупки программного обеспечения.

- Я просмотрел изданную Академией народного хозяйства брошюру: там речь идет о так называемых «свободных» программах, которые, по вашему мнению, нужно больше использовать. Тем более, что их можно использовать бесплатно.

- Это правильное, но очень упрощенное понимание темы. Разумеется, свободные программы можно использовать бесплатно, но кроме стоимости программ надо анализировать и куда более серьезные вопросы.

- Какие? Что Вы хотите сказать результатами своей работы?

- Большинство известных и привычных обычным пользователям программ распространяются на условиях, запрещающих их свободное тиражирование и модификацию, это так называемые проприетарные или несвободные программы. Когда мы говорим про «свободу», на самом деле мы говорим о правах, которые в случае проприетарных программ полностью принадлежат их фирмам-разработчикам. И продают эти фирмы только экземпляры программ, а не права на них. При этом, например, доработка таких программ силами покупателя или привлеченных им специалистов невозможна.

- Она просто не разрешается, поскольку у них нет на это прав.

- Совершенно верно.
Но последние 5–10 лет интенсивно развивается рынок так называемого свободного программного обеспечения. Этот рынок пока не сформировал внятных и эффективных бизнес-моделей, он во многом существует, основываясь на энтузиазме и этических предпочтениях отдельных разработчиков. Тем не менее, свободные программы в ряде случаев имеют достаточную зрелость, чтобы как минимум рассматривать их в качестве альтернативы проприетарным. В частности, свободные программы представляют неплохие дополнительные преимущества именно для государственного сектора.
И преимущества эти лежат в области прав. Ведь качество программ от того, свободные они или нет, строго говоря, не зависит. Программы могут быть качественными и некачественными, свободными и несвободными, пригодными для данного заказчика или непригодными. Хотя вопрос качества все же, наверное, пока остается. Несвободное программное обеспечение, у которого есть правообладатель, заинтересованный в развитии данной конкретной программы и ее успешной последующей продаже, как правило, больше ориентирован на конечного потребителя и на его запросы и капризы. Свободные программы, у которых нет монопольного правообладателя, чаще всего создаются в отрыве от интересов и удобств пользователя. Поэтому для того, чтобы эффективно их использовать, приходится в той или иной степени такие программы модернизировать, чтобы сделать их удобными для конкретного заказчика.
Поэтому бесплатность  лишь часть темы. Любое реальное внедрение связано не только с затратами на лицензии, но и с затратами на консалтинг, обучение, инсталляцию, поддержку пользователей, доработку ПО. Денег стоит и перестройка деятельности в организации, связанная с внедрением нового программного обеспечения.
Когда мы делаем экономическое сравнение свободных и несвободных программ, надо иметь в виду, что у них разная структура издержек. В случае со свободными программами, как правило, закупается большая доля услуг по доведению программ под конкретного пользователя. И права на это есть, что повышает технологическую свободу заказчика, дает ему массу других возможностей, хотя ими еще надо суметь воспользоваться.
В России это пока затруднительно. Если вы будете искать поставщиков решений, основанных на свободном ПО, то окажется, что их практически нет, а те, что есть, на сегодня не имеют достаточной квалификации и компетенции, чтобы «потянуть» серьезные проекты.
Рынок услуг в этой области фактически еще не сформировался. И закупить на рынке качественную услугу по внедрению и поддержке свободного программного обеспечения в России сейчас трудно. Впрочем, это в значительной степени относится и к проприетарным поставкам: российский рынок не очень конкурентный, и по разным причинам больше работает на интересы поставщика, а не потребителя.
Государство, как самый крупный заказчик программного обеспечения, кстати, вырабатывая свою политику, может, безусловно, косвенно стимулировать развитие этого рынка, что будет благотворно не только для рынка свободного ПО, но и вообще отечественной ИТ-индустрии.

- В своей брошюре Вы говорите о всем известных свободных программах, таких как Интернет-браузер Mozilla Firefox.

- Популярные программы, такие как офисные пакеты или браузеры, используемые обычными пользователями ПК, лишь небольшая, хотя и наиболее заметная, часть программного обеспечения, используемого нами в жизни, это пример так называемого тиражируемого программного обеспечения, когда все используют одно и то же: программа устанавливается из коробки и используется «как есть».
Существует также большой массив заказного программного обеспечения, которое эксплуатируется небольшим числом организацией, которые в нем нуждаются, и которое создается специально по их заказу. Также есть специализированное (типовое) программное обеспечение, находящееся по степени универсальности между тиражируемым и заказным ПО. Его также можно в ряде случаев назвать «платформенным». Например, бухгалтерские программы, СУБД или движки для создания сайтов. Мы и про них тоже пишем.

- А что закупает государство?

- Государство, конечно, закупает много тиражируемого программного обеспечения: прежде всего операционные системы и офисные пакеты. Но в гораздо больших объемах, и я бы навскидку оценил, что этот объем больше примерно на порядок, государство покупает специализированное ПО: порталы, системы поддержки и принятия управленческих решений, электронные учетные системы, единые автоматизированные системы и т.п.

- Вы считаете, что в данном случае лучше закупать свободные программы?

- Я бы говорил по-другому. Вот, например, тиражируемое ПО  Mozilla Firefox или Internet Explorer, и неправильно рассуждать, какой браузер лучше. Для кого как, т. к. по основным своим характеристикам они близки. И для сложных специализированных программных систем также нельзя абстрактно рассуждать, что «лучше». У заказчика есть конкретные требования, которым должно соответствовать ПО. И заказчику лучше знать и учитывать преимущества свободного программного обеспечения. Например, когда заказчику предстоит распространять разрабатываемую им систему большим тиражом, право на свободное тиражирование является для него преимуществом.

- То есть необходимо в каждом конкретном случае знать преимущества той или другой системы.

- Совершенно верно. И наш сборник предназначен для того, чтобы люди, ранее не задумывавшиеся об этом, прочитав его, составили первое впечатление. Это то, что им надо знать о свободном программном обеспечении.

- А ваш сборник – ликбез для новичков.

- Совершенно верно.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости