Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Александр Чепуренко, президент НИСИПП, профессор ГУ ВШЭ. Как справиться с ценами на продукты

За первую неделю апреля цены подскочили на 0,5% (за весь апрель прошлого года они выросли всего на 0,6%). Согласно данным Росстата, с 1 по 7 апреля батон белого хлеба стал дороже на 2,6%, буханка черного — на 3,3%. Увы, но в марте цены на продукты тоже росли ударными темпами.
Что делать в такой ситуации? С этим вопросом мы обратились к Александру Юльевичу Чепуренко.

- Александр Юльевич, как укротить бешеные цены? Нам уже обещают инфляцию в 2008-м году в 14%, причем локомотивом ее являются цены на продовольствие, которые вырастут еще больше.

- Здесь есть две проблемы: что можно сделать в краткосрочной перспективе и что в средней и долгосрочной. Давайте начнем со второй.
Прежде всего, отметим то оживление, которое наблюдается в российском сельском хозяйстве вслед за ростом цен на продовольствие. Если оно будет поддержано частными инвестициями и государственными вложениями в развитие инфраструктуры, то в течение 3 – 5 – 7-и лет мы можем получить значительное повышение производительности труда и производства сельхозпродукции. Нашей, российской, вполне себе отечественной, заменяющей импортную. И тогда задача будет заключаться уже лишь в том, чтобы обеспечить необходимый баланс между поддержкой экспорта и защитой собственного потребительского рынка.
Для того, чтобы воплотить все это в жизнь, нужно совсем немного: вменяемая политика политического руководства страны, опирающаяся на опыт осуществления подобных программ за рубежом (со всеми их достижениями и ошибками). Конечно, эта политика должна учитывать и известную российскую составляющую, на которую нужно всегда делать поправки – высокую непрозрачность распределения средств и стремление погреть на этом руки.
Конечно, все это легче сказать, чем сделать, но, в принципе, это и сделать не так уж сложно.

- То есть государство должно в очередной раз вложиться в сельское хозяйство? Но это на нашей памяти делалось много раз, а толку я что-то не припомню.

- Речь идет о мерах федерального правительства не столько по поддержке сельского хозяйства, сколько по созданию мер для развития инфраструктуры, которое и сдерживает развитие сельского хозяйства.
Поймите: зачем производить много молока, если 9 месяцев в году его нельзя довезти даже до ближайшего райцентра из-за отсутствия дорог? Или зачем на селе что-то строить, если это невозможно отапливать зимой? А парадокс в том, что в стране, добывающей значительную долю мировой добычи газа, нефти и угля, невозможно в средней русской деревне отапливать коровник или свинарник. Это положение и надо исправлять.
Наконец нужна разумная политика по защите внутреннего рынка за счет квотирования и экспортных пошлин. Все же остальное должен сделать частный бизнес.
Таковы средне и долгосрочные меры.

- Прекрасно. Но что делать сейчас? Московское правительство, например, не раз и не два клялось и божилось, что не допустит повышения цен на товары первой необходимости. Сколько бы ни говорили и ни писали, что это невозможно, мэр Лужков и его команда стояли на своем. А сегодня можно зайти в любой столичный продмаг, посмотреть на ценники и ужаснуться.

- Правительство Москвы, возглавляемое Юрием Михайловичем Лужковым, к сожалению, в чем-то очень похоже на ряд известных в мире господ, таких, как Уго Чавес, считающих, что законы всемирного тяготения, если им поручить, действовать не будут. Однако в попытке остановить в столице рост цен на продукты, как и в целом ряде других вопросов, московские власти ожидает безусловное фиаско.
Мне кажется, что вопрос надо ставить немого шире: сейчас, действительно идет резкий рост цен на продовольствие.

- Причем идет он во всем мире. Эксперты МВФ заговорили уже о угрозе «голодных революций» в беднейших странах мира.

- В том-то и дело. Об этом уже много писали, и причины этого подорожания более-менее известны. Также идет рост цен на топливо и инвестиционные товары, в первую очередь - на строительные материалы. И совершенно ясно, что в краткосрочной перспективе этой тенденции едва ли можно противостоять.
Что может в такой ситуации сделать столичное правительство? То, что обычно делается в подобных случаях в развитых странах, например, в США: оценить масштабы бедствия (а его сейчас вполне можно отнести к стихийным) для наиболее незащищенных социальных групп и организовать адресную социальную помощь. На Западе это – выдача именных талонов, которые позволяли бы приобретать товары в специальных социальных магазинах.
Технология эта давно и широко известна и является на сегодняшний день наиболее распространенной и действенной мерой борьбы с последствиями роста цен. И сейчас, по-моему, это – единственная мера борьбы с ростом цен на продовольствие, которую можно применить прямо сейчас. Мера эта может быть очень эффективной при условии, что проводить ее будет вменяемая и не очень коррумпированная бюрократия. С этим у нас как раз могут быть вопросы.
Так что в краткосрочной перспективе необходима поддержка социально незащищенных слоев общества. Кому, как не Москве, накопившей серьезную «жировую прослойку» это сделать. А о дальнейших действиях я уже говорил.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости