Активное развитие Интернета приводит к возникновению идей о замене всемирной паутиной чуть ли не всех средств коммуникации, к которым мы привыкли: газет и журналов, радио и телевидения, книг и кинотеатров.
С просьбой прокомментировать, насколько реальны такие перспективы, мы обратились к одному из ведущих российских интернет-аналитиков, директору по исследованиям и бизнес-аналитике компании «СУП» Борису Васильевичу Овчинникову.
- Борис, сейчас все азартнее обсуждается якобы близящееся исчезновение печатных СМИ. Дискуссии на эту тему подогреваются тем, что время от времени появляются новости о закрытии того или иного издания.
Как утверждают некоторые эксперты рынка СМИ, все газеты мира переживают один и тот же синдром - так называемый синдром интернета. Газетам приходится конкурировать с более динамичным и мобильным средством доставки информации. Это приводит к оттоку читателей. Чтобы конкурировать с интернетом, газеты должны выходить в нескольких форматах или менять свой формат, верстку, способы подачи материала. У каждой газеты обязательно наличие веб-версии и даже специальной версии, с помощью которой можно получить любимую газету до того, как она будет отпечатана в типографии. Это открывает новую эпоху в жизни газет. Однако газетам приходится сталкиваться с тем, что читающая аудитория все уменьшается.
А, например, создатель Apple открыто высказал свое убеждение, что через 10 лет газет не будет.
Уже можно в Интернете читать книги. Может быть, интернет нам заменит еще и их?
Причем отметим: год назад такие мысли столь широко не высказывались. Теперь дальнейшее развитие Сети заставляет задавать подобные вопросы. Так может ли интернет заменить бумажные носители информации?
- Я считаю, что в обозримой перспективе этого не случится. Хотя постепенное перетекание читателей в режим он-лайн будет происходить.
Но есть простой и характерный пример: многие начали слушать музыку в интернете, однако это не убило продажу дисков и даже продажу пластинок. Так что и употребление печатной продукции будет идти по разным каналам.
Разумеется, информация в интернете быстрее, доступнее, да к тому же она и бесплатная, в отличие от печатных изданий. Тем не менее, останется значительное количество людей, для которых важно держать в руках газету и тем более книгу, как некую данность. А, скажем, глянцевый журнал ценен вообще не столько текстом, сколько своей законченностью в качестве продукта потребления.
Вообще, надо вспомнить о том, что интернет в его классическом варианте, а не так, как мы понимаем его сейчас, - отнюдь не самая большая угроза для газет и тем более для книг. Их конкурентами скорее являются различные варианты коммуникаторов.
- В первую очередь, телевизор.
- Ну, это могут быть различные КПК в формате для чтения книг. Что касается газет, то уже активно идут эксперименты по созданию, грубо говоря, «цифровой бумаги», которая по контактным ощущениям будет приближена к газете, но при этом сможет отображать тот текст, ту информацию, которую будет получать из интернета.
- Об этом я вообще ничего не слышал.
- В принципе, гибкие мониторы уже есть.
- Гибкий монитор, который можно держать, как газету?
- Да. Пока, правда, прототипы на газету еще мало похожи, но работы в этом направлении ведутся.
- Можно сразу же вопрос: а зачем это нужно? Я понимаю, зачем нужны КПК: ты едешь в метро, и там им пользоваться легче, чем книгой – маленькое устройство типа смартфона, на экране ты смотришь текст и читаешь. Я правильно понимаю?
- В случае, когда есть дефицит места, это – разумное и оправданное решение.
- А дома – сел на диван, взял в руки гибкий монитор…
- Почему только дома? Сидеть так можно и в кафе, и в машине на пассажирском месте, и в самолете и так далее. Но все-таки пока большинству людей удобно и приятно читать большие тексты в книгах, а новости – в газетах.
Другое дело, что это тоже не вечно, потому что у новых поколений людей и привычки новые.
- А поколения тех, кто привык к печатному тексту, стареют и уходят.
- Тем не менее, привычек старшего и среднего поколений хватит еще на несколько десятилетий устойчивого спроса.
- Еще один аспект проблемы – интернет-ТВ. Где-то год назад на него возлагались большие надежды. Практически одновременно были запущены проекты Дмитрия Диброва и Льва Новоженова, Артемия Троицкого. Ожидался запуск еще около 10 проектов, а представители медиасообщества прогнозировали в этом году бум интернет-телевидения. Надежды были связаны прежде всего со значительным увеличением числа интернет-пользователей в России.
Однако на практике проекты интернет-TВ столкнулись с серьезными проблемами. «По-моему, интернет-телевидение стало модно исключительно среди людей, пытающихся его создать. Ни одного приличного проекта я не видела. Это какой-то тихий ужас», - заявила совсем недавно журналистам директор по маркетингу компании Mail.ru Анна Артамонова после конференции по вопросам рекламы в интернете.
Что же произошло с интернет-ТВ? Ведь все наши провайдеры в своих рекламах обещают эту услугу.
- Тут надо разделить разные понятия. Говоря об Интернет-ТВ, зачастую смешивают сразу несколько связанных с ним явлений.
С одной стороны есть IP TV – разновидность цифрового телевидения.
- Это – возможность смотреть в интернете те же каналы, что и по телевизору?
- Да, телевизионный сигнал идет через интернет. Это дает и хорошее качество, и большой выбор каналов, и различные дополнительные возможности: запись передач и так далее. В России крупнейший такой проект принадлежит «Комстару».
- То есть АФК «Система»?
- Да. По своей сети они давно уже предлагают подобные услуги: телевидение в пакете с интернетом.
- И как?
- У них большая клиентская база, но заминка в том, что большинство к таким услугам еще не привыкло и берет их в нагрузку к интернету. А большинство пользователей, понимающих, что дает Интернет-ТВ, все же интересуется большим количеством каналов с очень качественным изображением, а не какими-то, пусть и очень хорошими, авангардными сервисами.
- Народ еще не понял, что может дать ему интернет-ТВ?
- Да, но это все впереди – поймут и прочувствуют. Но есть и другая важная часть интернет-телевидения – организация собственных трансляций в интернете.
Разумеется, есть достаточно большая аудитория, готовая смотреть в интернете различные интересные программы. Но здесь очень многое упирается в проблему авторских прав. Самый яркий случай – трансляция спортивных соревнований. Там правообладатели очень жестко борются с тем, чтобы трансляции велись через интернет. Например, кода проходил чемпионат Европы по футболу, проект «Спорт ТВ», объявлявший о таких трансляциях, вынужден был давать их с целым рядом ограничений: прежде всего, со сдвигом во времени. При этом проект испытывал и значительные сложности, поскольку желающих посмотреть трансляции оказалось больше, чем позволяли технические возможности серверов.
Так что интерес к интернет-ТВ, безусловно, есть.
А существуют еще и проекты по созданию самого разного, и профессионального, и любительского контента, как, например, «Корбина ТВ». Она была запущена давно, сначала для абонентов «Корбины», потом для всех желающих.
Есть недавно запущенный проект «NewsTube», который собирает и оперативно выкладывает все новостные выпуски со всех телеканалов. Их можно смотреть в записи, искать архивы.
- Это платные услуги?
-Нет, бесплатные.
Следующий сегмент – это производство некоей кинопродукции, заранее ориентированной на интернет. Сейчас многие увлеклись попытками делать для интернета сериалы, хотя финансовая модель их производства не очень понятна, а качество продукта вызывает большие вопросы.
И есть, наконец, огромный массив пользовательского видео, на которое есть запросы самих пользователей. И есть готовность инфраструктуры, готовой предоставить и нужную скорость, и необходимые объемы доступа в интернет.
Правда, тут надо упомянуть о дороговизне интернета в регионах. Но в Москве и Питере проблем уже нет.
Так что интернет может уже очень многое, но разговоры о том, что он завтра заменит нам все подряд, мягко говоря, преждевременны.
Беседовал Владимир Володин