Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Борис Овчинников, директор по исследованиям и бизнес-аналитике компании «СУП». Российский интернет равномерно развивается

Наша вторая беседа с Борисом Овчинниковым была посвящена разитию российского интернета и законодательному оформлению его деятельности

- Борис, на конференции RIPE NCC 2008, проходившей в Москве 23–24 сентября (RIPE NCC – организация, распределяющая IP-адреса среди провайдеров Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и части Азии) рассматривался о переходе на IPv6.

- Я в этой конференции не участвовал.

- Но с проблемой, я уверен, знаком.

- Да, разумеется.

- Эксперты, участвовавшие в этом форуме, были настроены более оптимистично, чем авторы идеи. По их мнению, текущая емкость номеров исчерпает себя только к 2011 году. Например, Андрей Воробьев, директор по связям с общественностью российского регистратора доменных имен АНО РСИЦ Ru-Center, считает, что люди, пробивающие переход на IPv6, сгущают краски. Более того, сейчас только 3–4% провайдеров готово к переходу на IPv6, а вот к тому моменту, когда текущая адресная емкость исчерпает себя, поддержка нового протокола будет повсеместной. И на конечном пользователе переход никак не отразится, считает Воробьев.

- Вообще IPv6 – всего лишь новая система адресации. И тут незачем копья ломать.

- А зачем она нужна? Вот я теперь многим знакомым в Москве звоню через восьмерку, через код 499, это неудобно, связь при этом, по-моему, только ухудшилась. А называется это точно так же - «новая система адресации».
В интернете будет то же самое?


- Во всяком случае, новая система адресации в интернете будет вводиться по той же причине, что и в МГТС – существующего количества адресов рано или поздно не хватит.

- А чем будет отличаться адрес на IPv6 от сегодняшних адресов?

- Я сейчас этого не скажу, поскольку не вдавался в технические детали этой инициативы. Но я склонен доверять техническим специалистам, считающим, что это необходимо. К тому же они уверяют, что появление новых адресов не повлияет на систему наименований сайтов.

- А на что же это тогда повлияет?

- Это повлияет на адреса, которые стоят за веб-сайтами и теми хостами (узлами), через которые выходят в интернет пользователи. Вот эта система вынуждена будет претерпеть ряд изменений. Но доменные имена это напрямую не затрагивает, хотя, я считаю, что и здесь есть некий дефицит имен. И скоро здесь тоже начнутся реформы с введением доменных имен первого уровня: для мобильной связи, для авиационной индустрии, европейский домен и так далее.

- А у нас в последний год интернет действительно так резко вырос, как говорят? Я имею в виду Рунет.

- Он растет уже много лет, и каких-то резких ускорений, честно говоря, я не вижу.
Есть, конечно, некоторые сегменты, рост которых обращает на себя внимание. Так, например, одно время был рост активности в Москве за счет появления дешевого широкополосного доступа. Был период, когда резко рванули вперед социальные сети. От этого рост чуть-чуть ускорился, причем в регионах, за пределами крупных городов. Свою роль, разумеется, сыграла и программа интернетизации школ.
Но в целом это – большой устойчивый процесс, очень сильно привязанный к большому количеству экономических, социальных, ифраструктурных и культурных процессов. Когда к интернету подключается такая огромная страна, она не может сделать это в один момент. С другой стороны, понятно, что при нынешнем уровне развития Рунета у него есть еще очень большой потенциал расширения.

- То есть, скачкообразного роста нет?

- Нет. Новые пользователи подключаются постоянно. Рост активности и опытности тех, кто подключился ранее, и это – тоже достаточно равномерный процесс.
И рост рекламной активности, бизнеса в сети тоже носит достаточно устойчивый характер.
Сейчас начался мировой экономический кризис, и экономические показатели интернета, скорость его развития в связи с ним изменятся. Но до настоящего момента процесс шел равномерно.

- А финансовый кризис отражается на интернете?

- Это, видимо, зависит от глубины кризиса.

- Если кризис будет долгим, то заденет?

- Тут, может быть, и длительность имеет значение, но на первом месте, безусловно, глубина падения. А определенное влияние на интернет кризис уже оказал, хотя бы в силу того, что такие сектора экономики, как финансовый, недвижимость, и ряд других вынуждены были резко сократить свои рекламные бюджеты. Если же говорить о производителях повседневных товаров, то они пока на кризис в этом смысле не отреагировали и готовы в следующем году увеличивать расходы на рекламу в интернете.

- Еще один вопрос, который пока можно считать традиционным: до конца октября Госдума может рассмотреть проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности по противодействию экстремизму». Это – известный давно и в разных вариантах законопроект, предусматривающий ужесточение контроля за российским сегментом интернета.
В качестве авторов инициативы на этот раз указаны пять депутатов из фракций "Единая Россия" и ЛДПР, однако известно, что проект разрабатывался в Генпрокуратуре.
Причем надо отметить, что речь идет отнюдь не о самом массовом средстве информации: 69% россиян вообще не пользуются интернетом - об этом говорят результаты опроса, проведенного социологами ВЦИОМа 20-21 сентября в 140 населенных пунктах. При этом 11% из 1,6 тысячи человек опрошенных бывают в сети ежедневно, 9% пользуются интернетом несколько раз в неделю, 7% - несколько раз в месяц, 3% - эпизодически.
Среди основных источников информации интернет назвали 20% опрошенных (в 2006 году - 10%). Куда чаще информацию россияне получают из передач центрального телевидения (81% опрошенных) или даже областного телевидения (44%). Интернет обгоняют и центральные, и региональные газеты, а также радио.
Впрочем, как показывает опрос, всемирную паутину для отслеживания новостей используют только 39% пользователей интернета. Чаще всего к сети подключаются для учебы или по работе - 62% (в 2006 году - 77%). 42% респондентов в основном пользуются электронной почтой, 29% сообщили, что используют интернет для общения на форумах, 28% - для прослушивания музыки и просмотра фильмов. 16% опрошенных занимаются поиском людей по интересам и друзей (в 2006 году таких пользователей было лишь 9%).
Вот при таких условиях у нас реален «китайский интернет»?


- Начнем с того, что мне кажутся сомнительными приведенные цифры. По результатам тех исследований, которым я больше доверяю (а разные исследования у нас дают на выходе разные цифры), интернетом пользуется еще меньше наших сограждан.
Теперь о законопроекте. Я его знаю. И, насколько я понимаю, этот проект даже в том виде, с которым я знаком, - это еще не «китайский интернет». Вообще в нем (я, конечно, не знаю, насколько проект изменился с тех пор, что я его видел) очень слабо прописаны механизмы реализации.

- Зато там очень расплывчато прописано, за что именно надо карать. И большинство экспертов уверено, что такая расплывчатость даст массу поводов для его чрезмерно широкого применения.

- На самом деле, было бы желание, а статья найдется и сейчас. Мы уже имели дело с судебным преследованием за высказывания в Живом журнале против представителей правоохранительных органов. И все это – при нынешнем законе, так что принципиально ситуация не изменится.

- Но, по-моему, по новому закону появляется возможность спросить с провайдера: почему у тебя, такой – сякой, пользователь разжигает межнациональную рознь и распространяет экстремистские призывы. Почему ты с ним ничего не сделал?

- Это как раз то, что я имел в виду, говоря о непрописанности механизма реализации. Непонятно, как именно должен в такой ситуации вести себя провайдер. Надо ведь учесть и то, что отказ в предоставлении услуги клиенту по российскому законодательству также не допускается.
Но для того, чтобы все точно оценить, нужно увидеть окончательный вариант законопроекта. Тем более, что законопроектов, которыми пугали интернет, появлялось уже достаточно. А говорить о том, что задача ужесточить регулирование интернета поставлена уже на высшем уровне, у меня пока нет оснований.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости