Мы продолжаем беседу с Олегом Шестоперовым об итогах десятилетней работы ИКЦ «Бизнес – Тезаурус» и о перспективах центра.
- Олег, поскольку мы говорим о наиболее значимых для «Бизнес – Тезауруса» проектах, что можно вспомнить еще?
- Вспомнить можно и целый ряд других проектов, некоторые из которых открывали для нас определенные новые поля деятельности. И пусть они были небольшие, но с этой точки зрения заслуживают всяческого внимания. Так я напомнил бы о первых небольших проектах, связанных с реформой технического регулирования, ее методическим обеспечением. Вспоминается 2003 год, когда закон о техническом регулировании только вступил в силу, и для его реализации требовались определенные механизмы. Вот в ту пору мы и получили несколько контрактов, связанных с этой тематикой. И они в итоге выросли в серьезное большое направление, которым мы занимаемся и сегодня. Я бы назвал это направление развитием системы технического регулирования в Российской Федерации.
- То есть вы и сейчас продолжаете работать над этой тематикой. Ведь мы знаем, что весной прошлого года были внесены весьма сомнительные изменения в Закон о техническом регулировании.
- Конечно, сейчас мы очень активно продолжаем работу в этой области. Несмотря на то, что в мае прошлого года были изменения в Закон о техническом регулировании, это не меняет суть реформы и уж тем более ее не отменяет. Внесенные изменения заставляют определенным образом корректировать политику в рамках консультирования Министерства промышленности и энергетики, как органа, занимающегося техническим регулированием.
Из других небольших проектов можно вспомнить проекты 2003 – 2004 года, которые касались подготовки и развития административной реформы в Российской Федерации. Речь шла об органах власти как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации. Те небольшие проекты помогли нам освоить новое направление деятельности, смежное с теми темами, которыми мы тогда занимались, в частности с сокращением административных барьеров для малого и среднего бизнеса через оптимизацию процедур регулирования предпринимательской деятельности.
- Это были проекты, в процессе подготовки которых Владимир Буев, Сергей Мигин и Вы и ряд других специалистов вошли в экспертные группы при комиссии по административной реформе?
- Да. Это и запомнилось: работа в экспертной группе. И тогда работа комиссии вылилась в реструктуризацию федеральных органов власти, происшедшую в 2003-го году. А небольшие проекты переросли в серьезное направление нашей деятельности, связанное с административной реформой. И теперь мы занимаемся не только инвентаризацией государственных функций, но и целым рядом других вещей, например, административным регламентированием этих функций, в том числе внедрением информационных технологий в этой области.
Занимаемся мы и антикоррупционными программами, и целым рядом других проектов, например, внедрением аутсорсинга в деятельность органов власти, помощью в создании многофункциональных центров, улучшением управления по целям и результатам и другими. Фактически мы не просто идем в русле проводимой политики, но и предлагаем какие-то вещи до того, как это русло появляется.
- Олег, а чего бы Вы хотели для «Бизнес – Тезауруса» в будущем?
- Естественно, как любой руководитель организации, я хотел бы, чтобы она развивалась и дальше. Может быть, даже не столь быстро и скачкообразно, а умеренно, но чтобы движение было постоянным. И чтобы мы были в постоянном поиске новой тематики.
Нам сейчас удается, как я уже говорил, сильнее влиять на формирование государственной экономической политики. И это – не то, что мы предлагаем темы проектов или заказов, а именно направления, в которые будут вливаться достижения нашей организации. Ведь наша организация – некоммерческая, она преследует цели не получения прибыли, а развития внешней среды предпринимательства. Для этого и служат обе формы нашей деятельности: исследовательская и консалтинговая.
Конечно, будут, я надеюсь, укрепляться наши отношения с теми организациями, с которыми они уже сложились. А за последние несколько лет многие организации, конкурировавшие с нами, или нас не признававшие, стали понимать и признавать наши компетентность и востребованность, серьезность, если так можно выразиться, нашей организации.
Я уверен, что нас ждет еще новое расширение команды, привлечение новой крови, свежей мысли в наши ряды.
И еще я считаю приоритетом нашей компании выход на международный уровень. Мы начинали в свое время в России работать на гранты, выделенные для исследований нашего отечественного бизнеса, почему бы в дальнейшем не поработать над подобными проектами на почве других стран.
- То есть Вы готовы проводить исследования за рубежом.
- Да. Начинать проекты в рамках Российской Федерации, переходя затем на зарубежные исследования.
- Как я понимаю. Речь должна идти о превращении компании в некий международно-признанный исследовательский центр.
- Совершенно верно. И я считаю, что это – среднесрочная задача. И она, на мой взгляд, вполне выполнима, конечно, при условии дальнейшего укрепления нашей команды специалистами, работающими в тех областях, которые ценятся за рубежом.
Но международные исследования – это хорошо, но не будем забывать про российские регионы, с которыми мы сейчас очень активно сотрудничаем по совершенно разным направлениям нашей деятельности. Здесь и политика поддержки малого предпринимательства, борьба с административными барьерами, содействие в проведении административной реформы.
- Насколько я понимаю, сегодня у регионов появилась острая нужда в выполнении подобных проектов. Они дозрели до понимания, что им нужны такие исследования.
- Я думаю, что нужда такая существовала и раньше, а сейчас она просто усилилась. Мы ведь и раньше с ними работали, только не в таких масштабах. Выход в регионы стал для нас приоритетом только в последние три года.
Может быть, и мы уделяли этому меньше внимания. У нас было меньше сил для этого. Сейчас сил стало больше, и мы можем уделить регионам больше внимания. Так что будем эту работу активно продолжать. Чем с большим количеством регионов мы будем работать, тем лучше будет и для развития нашей организации, и для наших заказчиков.
Как будет проходить работа в регионах – уже другой вопрос. Будем ли мы открывать представительства на местах, о чем сейчас размышляем. Или это будет более активная политика, проводимая из Москвы, мы еще решим.
Так что перед нами открыты широкие перспективы.
Беседовал Владимир Володин