Мы продолжаем знакомить наших читателей с проектами, над которыми работают НИСИПП и ИКЦ «Бизнес-Тезаурус». Сегодня еще об одном из них рассказывает Николай Смирнов.
- Я знаю, что НИСИПП проводит исследования, связанные с реформой ЖКХ. Что это за проект?
- Да, могу рассказать, что мы проводим по заказу Торгово-промышленной палаты довольно узкое исследование, связанное с изучением роли малого предпринимательства и территориальных Торгово-промышленных палат в реформировании ЖКХ.
В настоящий момент все необходимые параметры находятся в стадии оценки. Исследование проводится в масштабах всей Российской Федерации, в качестве же примера были взяты два региона – Москва и Томская область.
- И как, по-Вашему, малый бизнес у нас в стране работает в сфере ЖКХ?
- В рамках всей федерации анализ проводился по данным Росстата (на основе статистики по малому предпринимательству). По этим данным можно сказать, что за последние годы наблюдается некий рост по таким показателям, как число малых предприятий в сфере ЖКХ, занятость, объем выпуска этих предприятий, инвестиции в основной капитал. Но, увы, этот рост нельзя назвать значимым по абсолютным показателям, поскольку все цифры довольно-таки малы.
В среднем по России число малых предприятий колеблется где-то в районе 900 тысяч. Из них в сфере ЖКХ работает менее 1%. Где-то, примерно, половина процента. Этот показатель за последние годы рос, однако по абсолютным показателям опять же такой рост нельзя считать значимым. Это, возможно, связано со случайными факторами. Так что проследить конкретное положительное влияние реформы ЖКХ не получается.
- Я помню, как в аналитической программе Владимира Познера «Времена», посвященной как раз проблемам реформы ЖКХ, выступал один провинциальный бизнесмен. Он рассказывал, что пытался у себя в городе начать работать в сфере ЖКХ. По-моему, речь шла о водопроводе. Мэр города подписал с ним контракт, но тут в кабинет явился какой-то человек. Предприниматель даже не смог узнать, кто это был. Но человек на глазах у всех порвал подписанный мэром контракт и сказал: «Идите все туда-то и туда-то, водопровод – мой!». Так и закончилась попытка этой фирмы поработать с ЖКХ.
- На самом деле, здесь, помимо этой проблемы есть и другие, не менее важные. Давление на малый бизнес оказывается с разных сторон. С одной – органы власти не дают предпринимателям развиваться в сфере ЖКХ. С другой стороны, по причине низкого качества жилого фонда, малый бизнес и сам-то сюда не стремится. Я уже говорил, что из всех предприятий меньше одного процента работает в этой сфере.
Что касается приведенного Вами случая: когда малому предприятию не дали работать в сфере ЖКХ, то эта тенденция очень наглядно просматривается на примере Москвы.
Если взять столичный бюджет на 2005 год, то в нем записано: в сфере ЖКХ должны быть освоены 70 миллиардов рублей. А на развитие малого бизнеса в Москве выделено всего 1,2 миллиарда. Если предположить, что эта сумма будет равномерно распределена по всем предприятиям, то получается, что на сферу ЖКХ для малого бизнеса выделяется средств меньше одной десятой процента бюджета.
- Но, как я понял, 1,2 миллиарда выделено на весь малый бизнес, а не только на тот, что работает в сфере ЖКХ?
- Да, вообще в Москве.
Есть еще и другие цифры, по которым велся расчет в рамках проводимого нами исследования, и по ним как раз получилось, что на малый бизнес в сфере ЖКХ приходится меньше одной десятой процента бюджета.
Хотя, если оценивать с другой стороны, на всю сферу ЖКХ выделено 70 миллиардов. И если смотреть на перспективу, то из этих 70 миллиардов примерно четверть тратится на обслуживание жилищного фонда. А, как известно, обслуживание жилищного фонда является сферой, где могли бы активно развиваться малые предприятия. Соответственно, если мы поделим 70 на четыре, получиться цифра, превышающая 15 миллиардов. Это – потенциальные средства, которые могли бы осваивать малые предприятия.
- А что тогда будут осваивать чиновники?
- Судя по всему, в Москве вопрос ставится именно так. И это – наглядная иллюстрация к проблемам, о которых мы уже упоминали.
С другой стороны, я уже говорил, что из-за низкого качества жилищного фонда малый бизнес в эту сферу тоже не очень хочет идти. По реальным показателям, и по Москве, и по Российской Федерации в целом, можно сказать, что реформа ЖКХ оказывает на малый бизнес очень малое воздействие. А малый бизнес играет самую незначительную роль в реформировании ЖКХ.
Я бы отметил еще один момент: наше исследование касалось роли территориальных ТПП. Их роль вообще незначима. Я обследовал 94 сайта территориальных Торгово-промышленных палат, из них только на двадцати была размещена какая-то более-менее понятная информация, была упомянута такая аббревиатура, как ЖКХ. Причем в этой области единственное значимое действие, которое производит ТПП, это проведение круглых столов и семинаров. Да, к этим круглым столам готовятся аналитические материалы, но непосредственных результатов получено не было.
На данный момент можно сказать, что малый бизнес в сфере ЖКХ не развивается.
- А перспективы какие-то есть?
- Перспективы очень скрытые: они есть, но если будет сохраняться нынешний статус кво с точки зрения институционального оформления сферы ЖКХ, то, соответственно, развиваться ничего не будет. К тому же развитие малого бизнеса в данной сфере требует активного участия администраций как на федеральном, так и на более низких уровнях.
- А этого нет?
- Естественно! С точки зрения частной теории государственного регулирования, чиновник, разумеется, преследует личные интересы. С точки зрения рентоориентированного поведения, понятно, что осваивать средства, отпущенные на ЖКХ, будут те, кто имеет конкурентное преимущество. На данный момент оно находится в руках чиновников.
Беседовал Владимир Володин