Не так давно наш сайт опубликовал интервью с заместителем генерального директора Межведомственного аналитического центра Юрием Симачевым. Речь шла о налогах, и Юрий Вячеславович сказал: я последнее время ратую за уменьшение налоговых ставок.
Делает он это не потому, что налоговые ставки надо уменьшать, а потому, что понимает: на самом деле, нужно нормальное налоговое администрирование, которого нет, и становление которого потребует длительного времени.
С просьбой поделиться своим мнением по этому вопросу мы обратились к Михаилу Вирину.
- Михаил Михайлович, что же у нас получается: бюджетное администрирование, налоговое администрирование – все в каком-то безумном состоянии?
- Да, в общем, есть такое ощущение. Никакой управляемости этими процессами не наблюдается. Я смотрю на цифры поступления налогов к нам в муниципалитет: они скачут, как температура у больного малярией. Причем эти колебания совершенно необъяснимы и не поддаются никаким логическим объяснениям.
Все встало на рельсы стихийности: как соберется, так и соберется. Управление есть только на самом верхнем уровне: давайте тут увеличим, а тут уменьшим, и тогда такие-то миллиарды будут собраны в целом по стране.
Как это происходит по регионам, по налогоплательщикам отдельным? Мы не так давно вступили в рыночную экономику, где сбор налогов – святой, важнейший и очень ответственный для государства процесс. Им необходимо очень системно заниматься, предусматривать с одной стороны строгие меры наказания, но с другой стороны – помогать налогоплательщикам. Всерьез, вместе заниматься сбором налогов, а не так, как на ум взбредет: что соберется, то и соберется.
Наши налоговые органы и спрогнозировать-то не могут ничего. И управлять этим процессом тоже не могут. Поэтому я абсолютно согласен: это – целая новая наука, которую надо постичь нашему государству, нашим налоговикам.
Сейчас завершается скандальный процесс Ходорковского, принесший государству огромные и разнообразные убытки. Он тоже имеет налоговую основу. Но ведь все эти компании многократно налоговиками проверялись. И все это можно считать грубейшим проколом налоговых служб: как они могли не досчитать такие колоссальные деньги. Они ведь все проверяли, и все было тип-топ. Вся отчетность была в норме, никаких претензий не было.
А потом им дали команду «фас», и они насчитали бешенные миллиарды. Но ведь тогда в налоговых органах всех поснимать надо, раз они такое пропустили. Они ведь, по сути дела, явились пособниками…
- Безусловно.
- Пособниками укрытия колоссальных налогов. Ведь схемы, которыми пользовался Ходорковский, не скрывались ни от кого.
- Так ими и сейчас пользуются другие компании. В закон же изменения так и не внесены.
- Да, хотя и при существующем законодательстве можно было налоги собирать нормально. Но ведь налогового администрирования никакого не было. У нас это получается – администрирование от Генеральной прокуратуры. Она в данной ситуации выступила в роли сборщика налогов. И довела дело до суда, а ЮКОС – до продажи.
И все было сделано жутко и по-медвежьи.
Вообще-то, надо честно сказать: мы еще не научились облагать налогами богатых. И даже не делали таких попыток.
Может быть, как ни странно, одна из первых попыток – решение Мосгордумы об изменении налога на автомобили. Он является ярким примером налога на богатых: на сегодняшний день владелец даже старого «Мерседеса» хорошей мощности (с двигателем больше 250 лошадиных сил) будет платить больше тысячи долларов в год налога. Сейчас этот закон принят в первом чтении.
Это налог на большие дорогие автомобили, каких в Москве – тьма.
А для олигархов таких налогов нет. Хотя во всем мире это уже давно введено.
- Но когда у нас была прогрессивная шкала налога, никто налогов не платил.
- Правильно: их не платили все, начиная от ларечника и кончая олигархом. А когда налог стал 13%, олигархи сказали: мы с удовольствием заплатим. Им не жалко: вместо 10 миллиардов они заработают 9. Да подавитесь!
- Но в казну-то деньги пошли.
- Да. Это был первый этап, когда, ничего особенного не делая, не занимаясь налоговым администрированием, не контролируя всерьез доходы граждан, налоговые чиновники начали пополнять казну.
А есть колоссальный резерв, целое направление – налог на богатых. Например, очень хорошо пошел бы реальный налог на недвижимость. Провести рыночную оценку всех теремов, коттеджей, построенных за последние годы. Даже не спрашивать их владельцев, на какие деньги они построены, а просто ввести по западному образцу достаточно серьезный налог.
Но ведь чиновничество этого не хочет, и депутаты могут принять такой закон только под очень большим нажимом.
- Так они же сами под него попадут.
- Естественно, они будут первыми. Вся элита, все высшие чиновники, депутаты – все попадут под этот закон. И там не важно, записан твой дворец на тебя, на жену, на тещу – если убрать все льготы, то, будьте любезны, платите налог, раз вы богаты.
И московский закон об автомобилях – первый такой опыт. По нему даже заставят платить налог за «Запорожец». До сих пор их владельцы в Москве были от уплаты налога освобождены. Теперь им придется платить 300 или 350 рублей в год.
То, что налоги собираются отвратительно, по сравнению с тем, как могли бы собираться при том же законодательстве, для меня очевидно. У нас этим не занимались и не умеют заниматься. Налоговые работники занимаются констатацией сумм, которые к ним приходят.
- А теперь они повадились брать налог за прошлые годы, поскольку там набегают большие штрафы и пени, за счет которых они делают план.
- Да, временная глубина проверки дает им большие возможности. И сколько бы ни пытались их унять, осилить их очень трудно. Но это необходимо сделать, иначе так можно уничтожить не только отдельных олигархов, но, прежде всего весь малый и средний бизнес.
Беседовал Владимир Володин