Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Юрий Симачев, заместитель генерального директора ОАО «Межведомственный аналитический центр». Полумеры ничего не дадут

Как только завершились непривычно долгие новогодние праздники, в российском правительстве разгорелась полемика о возможности снижения НДС. Заместитель руководителя аппарата правительства Михаил Копейкин выступил с инициативой его понижения с 18 до 13 процентов (ранее Минфин предполагал с 2006 года снизить НДС, сборы от которого доминируют в доходах федерального бюджета, до 16% с одновременной отменой льготной ставки по ряду социальных товаров). Против этой идеи резко выступил министр финансов Алексей Кудрин. «За» высказался премьер-министр Михаил Фрадков. Полемика продолжалась два месяца, пока в середине марта бюджетная комиссия приняла решение ставку НДС не снижать.
С просьбой прокомментировать эти события мы обратились к Юрию Симачеву.



- Юрий Вячеславович, как Вы оцениваете провал идеи снижения ставки НДС?


- Во-первых, напомню, что решение по НДС пока принято только финансовой комиссией. Оно еще будет рассматриваться на правительстве. Во-вторых, не будем забывать, что в свое время принималось постановление о ежегодном снижении налогового бремени на бизнес в процентном отношении к ВВП.
В прошлом году это коснулось налога с продаж, теперь речь зашла об НДС. Были предложения Минфина о снижении НДС до 16%. Затем появилось более радикальное предложение Михаила Копейкина – снизить до 13%.
К сожалению, поскольку Минфин испугался незапланированных затрат в связи безобразной с реализацией закона о монетизации, это все не прошло.


- И здесь тоже мы имеем дело с последствиями печально знаменитого закона №122?


- Да. Закон о замене денежными выплатами натуральных льгот был очень плохо подготовлен и просчитан. Что говорить, если плохо подсчитали даже количество льготников. За основу обсчета предстоящих выплат были взяты самые консервативные выкладки. В связи с этим компенсации оказались явно недостаточными.
После того, как все это вызвало социальный протест, на исправление ситуации были брошены средства, порой даже излишние. В итоге не предусмотренные бюджетом-2005 расходы из-за монетизации льгот оценивются в сумму не менее 200 миллиардов рублей.


- Они уже подстегнули инфляцию, которая в начале года оказалась чрезмерно высокой.


- Инфляция, безусловно, растет и темпы ее высоки. Минфин уже сейчас признал, что по итогам года она может достигнуть 10%.


- Ряд экспертов утверждает, что она достигнет не 10%, а 15 – 16.


- Я не стал бы пока говорить о 15 – 16 %, но думаю: 12 процентов она вполне может достигнуть. А если не остановить рост тарифов ЖКХ, то инфляция вырастет очень и очень.
И Минфин испугался в такой ситуации снижать НДС. В итоге одобренный комиссией пакет мер предполагает ускоренное возмещение НДС по капитальным вложениям (сразу после того, как деньги перечислены) и льготы по налогу на прибыль. Эти меры дадут только временный результат, а в среднесрочной и тем более долгосрочной перспективе не принесут бизнесу серьезного ослабления налогового бремени.


Увы, даже на такие полумеры правительство может не решиться. Уже после того, как состоялась наша беседа с Юрием Симачевым, министр экономического развития Герман Греф заявил журналистам, что ускоренный возврат налога на добавленную стоимость (НДС) экспортерам может быть введен не раньше 2007 года. Он пояснил, что при возврате НДС в уведомительном порядке будут «очень высокие выпадающие доходы, свыше 0,5 процента ВВП». Кроме того, нужно подготовить налоговое администрирование, в том числе ввести систему электронных счетов-фактур. Так что, уважаемые читатели, примите к сведению и это дополнение.


- МЭРТ согласилось с Минфином в вопросе снижения НДС, поскольку он поддержал закон об особых зонах.
Необходимо отметить, что снижение НДС – шаг очень правильный, поскольку он помогает, прежде всего, обрабатывающей промышленности, работающей на внутренний рынок, то есть именно тем, кто создает добавленную стоимость. Именно этот сектор и надо поддерживать.
Прежде чем решать этот вопрос, надо сначала бы посмотреть, насколько оправданы бюджетные расходы: может быть их как раз стоит уменьшить. Пока создается впечатление, что Минфин не очень может прогнозировать, а лишь считает то, что уже есть.


- Юрий Вячеславович, у нас на днях произошло еще одно событие, связанное с взаимоотношениями руководства страны и бизнеса. Президент России резко выступил в защиту малого и среднего бизнеса. В частности он обрушился на правила регистрации.


- Что касается высказываний президента, то там есть просто некоторая речевая неточность: он, видимо, имел в виду, говоря о регистрации, весь комплекс проблем связанных с открытием новой фирмы - не регистрация сегодня основная проблема. Проблема – лицензирование и создание стартового капитала. Конечно, можно дать медаль тому, кто решается начать новое дело, но тому, кто берется его продолжать, по-моему, нужно дать орден.


- Владимир Путин обратил внимание на роль региональных и даже муниципальных властей в поддержке предпринимательства.


- Видите ли, когда президент упоминает муниципалитеты, речь идет о самом малом, торговом бизнесе, о ларьках. Конечно, этому бизнесу тоже нужно помогать. Но важнее всего для нас сейчас инвестиционный бизнес, небольшие производства. Им как раз приходится труднее.
Если речь идет о малом торговом предприятии, где работает один – два человека, то и стартовый капитал нужен в пределах одной – двух тысяч долларов. Такую сумму не так сложно собрать. Но когда речь заходит о предприятии с тридцатью работающими, то и сумма стартового капитала должна быть в пределах 15 – 30 тысяч долларов. Это уже достаточно большая сумма, получить которую совсем не просто. Вот что является проблемой.
Конечно, малым торговым предприятиям должны помогать работники муниципальных органов. Прежде всего, здесь речь должна идти о милиции, создающей малому бизнесу значительные проблемы. Но предприятия, о которых я говорю, небольшие инновационные производства – компетенция уже иного уровня. И никакая муниципальная поддержка не заменит им четкой государственной программы.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости