Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Александр Бялко, член экспертной комиссии конкурса российских инноваций. Наука и бизнес – как их совместить. Часть первая

Александр Бялко неоднократно публиковался на нашем сайте. Известный всей стране как многолетний участник телевизионной игры «Что? Где? Когда?», он, на самом деле, ученый – физик. В последнее время Александр занимался бизнесом, был приглашен в экспертную комиссию (по сути – жюри) организованного несколько лет назад журналом «Эксперт» конкурса российских инноваций. Разумеется, наша беседа была посвящена проблемам современной науки, интеллектуального труда и их связи с бизнесом.



- Это было. Но постепенно все меняется. И грузчики меняются.
Я, конечно, видел очень много людей, которые, будучи кандидатами и докторами наук, и сегодня занимаются бизнесом, не имеющим никакого отношения к их специальности. Но в этом нет ничего удивительного.
Я хочу сказать, что само научное сообщество неоднородно. Я хорошо помню письмо Эйнштейна Шредингеру, где он приводит свою, очень запомнившуюся мне классификацию ученого сообщества: «Есть ученые – спортсмены, для которых наука – это спорт (как сказали бы сейчас, спорт «высоких достижений» - А.Б.). Есть ученые – карьеристы, есть те, кто просто зарабатывает деньги, есть те, кто удовлетворяет свое любопытство. И есть, как мы с тобой, те, для кого наука – это жизнь».
И у нас все было так. Но вот развалился Советский Союз, и вся его научная система тоже рухнула. Естественно «карьеристы» пошли делать карьеру в другом месте. Те, кто искал заработка, тоже ушли из науки туда, где этот заработок есть. Спрашивается: кто остался?
Так что ничего странного в том, что многие бывшие ученые разбрелись по разным сферам деятельности, нет. В науке остались те, кто не может заниматься ничем иным.
И поскольку научное сообщество очень разнородно, то нет такого рецепта, который можно предъявить всем: надо делать так, так и так.


- Понимаешь ли, когда я тоже работал в фирме (было такое время), наш хозяин очень любил, чтобы менеджерами по продажам (по-русски говоря, продавцами) работали люди с высшим образованием. Особенно – с высшим гуманитарным, особенно те, у кого в институтской программе была психология. Надо отметить, что к различного рода начальникам он такие требования не предъявлял – директора вполне могли быть без образования вообще.


- А вот что касается продавцов, то это правильно. На Западе тоже очень много невостребованных гуманитариев, которые тоже в основном устраиваются продавцами, маркетологами и так далее. То есть те, кто понимает, что человеку надо, устраиваются туда, где их знания востребованы. Это именно так и есть, и в этом нет ничего удивительного.
Я, по-моему, уже в третий раз повторю: дело в том, что все ученые разные. И даже люди, которые долбят гранит науки, тоже разделяются по типажам. Есть эрудиты, которые много знают обо всем. Есть, как я их называю, «забойшики» (не знаю, есть ли вообще такой термин). Это те, кто нашел свою нишу и долбит там бесконечно долго. Пока сил хватает, они в своем узеньком секторе работают. Есть «генераторы идей». Есть руководители, координаторы науки.
И вот все рушится, и все они остаются на улице. Некоторые умеют делать только одно свое дело и больше ничего. Другие наоборот имеют очень широкий охват и, грубо говоря, знают, какой бизнес можно продвинуть. А те, кто был координатором, нашли себя как менеджеры, руководители каких-то крупных фирм. Если они были толковыми организаторами, то они нашли себе дело.
Тут недавно в Троицке мы с мэром этого города Виктором Сидневым, тоже очень известным участником игры «Что? Где? Когда?», беседовали с местным ученым сообществом. Сиднев написал в распространявшейся там анкете, что он бывший ученый, а сейчас – мэр города. И один ученый зачеркнул слово «бывший» и сказал: «Ученый – это порода. Не бывает бывших бультерьеров».
И это тоже правда. Поэтому, если мы говорим об образованных людях, то ничего зазорного нет, если человек с хорошим психологическим образованием будет работать в магазине и давать большую прибыль. Он будет иметь хороший заработок, поскольку знает, как подойти к людям, как к кому обратиться и так далее. В этом ничего плохого нет. Ученый – это нечто большее. Это – человек, который не просто имеет высшее образование, но еще и поставил перед собой цель решать определенные задачи природы или общества, которые до него еще никто не решал. Ученый - человек, переступивший через это дело. Он не просто сказал, что получил высшее образование и дальше будет с его помощью зарабатывать себе на жизнь. Тут все сложнее, все не так однозначно.
Что же касается нашей действительности, то нестабильный период сейчас проходит. Происходит некое успокоение, и грузчиков с кандидатской степенью (а я встречал на одном складе картину, когда все грузчики были с кандидатскими степенями), уже не так просто найти. Продавцов с высшим образованием тоже становится все меньше. Все опять становится на свои места. Великие потрясения вызвали огромные волны и колебания всего на свете, но все это постепенно сходит на нет.
Например, ко мне недавно обратились люди из Германии: «Нужен хороший программист». Лет пять-десять назад у нас была пропасть хороших программистов. Сейчас не найдешь ни одного: все заняты, все что-то делают. И Германия им не очень нужна, они и здесь нашли себе дело, их труд востребован, у них хорошие зарплаты. Так что все меняется, и надо понимать, что страна у нас уже другая.

Беседовал Владимир Володин

(Продолжение следует)

- Александр Андреевич, ты занимаешься и интеллектуальным трудом, и бизнесом. Поэтому первый вопрос: как должны сочетаться и как сочетаются у нас сегодня бизнес и интеллект.
Если вспомнить недавнее прошлое, то, например, в фирме «АМО» у нашего общего друга Михаила Вирина в начале их работы не было даже грузчика без ученой степени.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости