Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Ирина Аникина: "Реформ бескровных не бывает..."

С заместителем руководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности Минэкономразвития России Ириной Владимировной Аникиной мы беседуем перед началом семинара «Малый бизнес. Что сделано?» в Высшей школе экономики.


- У нас в очередной раз начинается дебюрократизация, административная реформа, что Вы можете сказать по этому поводу?

- На заседании правительства 15 мая, обсуждилсь и вопрос административной реформы и отдельно вопрос дебюрократизации. Если Вас интересуют итоги этого заседания – один вопрос. Если речь идет вообще об отношении к малому предпринимательству – это другой вопрос.

- Разумеется, речь идет об отношении к малому предпринимательству.

- Что касается административной реформы, то я бы не связывала напрямую эти два вопроса. Административная реформа, в первую очередь, направлена на реструктуризацию органов власти, оптимизацию ее полномочий, искоренение лишних функций.
А вот вопрос о дебюрократизации, безусловно, касается субъектов малого предпринимательства напрямую. Ведь контроль, надзор, лицензирование – эти вопросы, рассматривавшиеся на заседании правительства, с предпринимательством тесно связаны. Поэтому именно этот вопрос наиболее интересен предпринимателям: его решение на их деятельности наиболее скажется.
Не секрет, что наши бизнесмены страдают от избыточного административного давления, от злоупотреблений со стороны сотрудников проверяющих органов, от избыточного вмешательства государства в их деятельность.

- А возможна ли дебюрократизация без проведения кардинальной административной реформы?

- Конечно, нет. Одно без другого невозможно. Просто я начала говорить, что именно больше относится к сфере малого предпринимательства, а так два этих момента, конечно, взаимосвязаны.
Но, если говорить о приоритетности, мы должны будем сказать, что дебюрократизация оказывает значительно большее влияние на деятельность малого бизнеса. Это однозначно.

- Евгений Ясин в целом ряде последних выступлений заявлял, что российский бизнес сегодня «лишен мотивации для своего развития». Во всем мире у бизнеса она есть, а у нас – нет. Что бы Вы сказали по этому поводу?

- Смотря что подразумевать под словом «мотивация».

- К сожалению, в этом месте Ясин ставит точку: нет мотивации и все тут.

- В таком случае необходимо сказать, что будет являться со стороны государства созданием условий для развития малого бизнеса. Если с этой точки зрения посмотреть, то, мне кажется, прямое вмешательство государства в деятельность субъектов малого предпринимательства –это абсолютно лишнее. А создание условий – это и есть формирование и проведение государственной политики по отношению к малому бизнесу.
Я просто говорю о той теме, которая мне наиболее близка: создание условий. Ведь были жаркие дебаты: выделять средства на поддержку малого бизнеса, кредитовать его из федеральных источников или нет. Я могу сказать однозначно: кредитование из средств государственного бюджета неприемлемо, но нужно создать условия для кредитования предпринимателей банками. Создание таких условий – оптимальное решение.

- При этом должно быть уменьшено влияние государства на бизнес...

- Давайте подчеркнем: уменьшается избыточное влияние. Есть такое понятие, как «избыточное вмешательство», чего не должно быть.

- Где та грань, когда оно еще не избыточное?

- А вот здесь и прослеживается непосредственная связь с административной реформой. Минэкономразвития провело простое исследование: разослало во все другие министерства письма с просьбой определить, какие функции у них являются избыточными. Каждое министерство посчитало, что у него нет избыточных функций, ему их недостаточно.

- Потом Греф заявил, что 500 избыточных, Касьянов это число ополовинил.

- Видите ли, там есть градации: допустимые, предельно избыточные – но на заседании кабинета министров речь велась о сотнях функций. Это в принципе то, с чего нужно начинать. Это, правда, всего около четырех процентов всех имеющихся.

- А эту реформу возможно провести? И в какие сроки? Или сейчас на этот вопрос очень сложно ответить?

- Вы знаете, есть уже поручение правительства с установленными сроками. Более того, нужно еще обратиться к Посланию президента, где этому вопросу уделено особое внимание. Я могу ошибаться, но в Послании, по-моему, назван 2007 год. Я думаю, что это вполне реальная цифра. Хотя, конечно, бескровно это не получится.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости