С просьбой прокомментировать отдельные положения доклада, представленного на заседании правительства руководителями Минэкономразвития мы обратились к генеральному директору ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» Олегу Шестоперову.
- Доклад, несмотря на некую предварительную напряженность (в прессу даже просачивались слухи о том, что в аппарате Касьянова документ, подготовленный ведомством Грефа переписывали), прошел на заседании правительства без сучка и задоринки. Как Вы объясните это?
- Доклад, на самом деле, был очень качественный, и позитивный настрой в правительстве по его поводу – очень важный шаг вперед. Самое главное – речь шла о конкретных положениях конкретных реформ. На обсуждение не выносились политические разборки между различными представителями правительства, различными министерствами.
Да, была боязнь, что вторая волна дебюрократизации вообще захлебнется, не начавшись. Но сейчас уже даются более оптимистические прогнозы. Правда, мне кажется, надо отметить один важный момент: вторая волна должна быть тесно связана с административной реформой. До сих пор у нас менялись процедурные моменты, но оставлялся в неприкосновенности базис. Дальше этого уже не может быть.
Доклад был непосредственно посвящен итогам политики дебюрократизации и выработке дальнейших шагов в этом направлении. Мне лично очень близки вопросы государственного контроля и надзора. Эти вопросы затрагивают административную реформу, прежде всего, реформу органов государственного контроля. Поэтому связь с не начинавшейся еще административной реформой здесь (по линии контроля) прямая.
- Что нужно сделать в реформировании контрольных органов?
- В представленном кабинету министров докладе были обозначены причины, почему первые итоги начавшихся реформ не настолько однозначны, как хотелось бы. Исходя из этих причин, предложены дальнейшие направления реформы. Одно из самых важнейших – контрольно-техническое регулирование. Этот закон в силу еще не вступил, так что о результативности его применения вообще говорить рано, но в дальнейшем он будет ключевым.
Для того, чтобы предпринимать дальнейшие шаги в сфере контроля, правительству надо определиться с количеством и качеством органов государственного контроля и надзора, поскольку и сам предмет контроля будет меняться. Это, скорее всего, повлечет за собой слияние некоторых органов, перераспределение полномочий и изменение порядка контроля, что будет ключевым шагом реформы.
Сейчас готовится проект программы правительства по реформированию этих органов и перераспределению полномочий, и эта программа будет реализовываться в тесной связи с принятием законов о техническом регулировании. Правительству надо определиться с порядком принятия этих регламентов. Чтобы реформа пошла дальше, нужно в короткие сроки набрать критическую массу этих регламентов, чтобы переделать всю систему, а не ограничиваться поверхностными изменениями, как это было с законом о регистрации. Первопричина неудачи с ним – отсутствие порядка в органах государственной власти. И то же самое с законом о лицензировании: сокращение его видов, разумеется, большой шаг вперед, но с теми видами лицензирования, которые остались, все равно полный беспорядок, потому что без административной реформы и в этой сфере эффективной работы не будет.
И еще один аспект. Я больше занимаюсь вопросами контроля, чем законами о лицензировании и регистрации, поэтому следующим шагом должно стать, на мой взгляд, наведение порядка с платными услугами, которые оказывают органы государственного контроля и надзора. Лучше всего, конечно, их вообще запретить. Но если они останутся (я имею в виду проведение всяческих экспертиз на платной основе), то промежуточным шагом может быть полное разведение функций: платные услуги оказывают органы, у которых отсутствуют полномочия по проведению контроля, а контроль осуществляется исключительно органами, которым запрещено оказывать услуги. В дальнейшем же большинство этих услуг можно и нужно выносить на свободный рынок. Это - тоже программа реформирования органов государственного контроля.
Вообще же, речь идет о том, что должна быть проявлена политическая воля для проведения достаточно радикальной административной реформы. Именно это и поддержит все остальные усилия по реформированию экономических отношений у нас в стране.
Беседовал Владимир Володин