Это уже восьмая попытка (начиная с «Итогов 2006 года») анализа состояние МСП. Практически все эти годы (за исключением последних двух-трех) подведением «итогов» жизнедеятельности тотально уничтожаемого независимого малого бизнеса ведали заказных дел мастера волшебного пера, снимавшие хорошие сливки на псевдорезультатах. Они и сейчас творят историю либо с повязкой на глазах, либо ковыряясь в «игрушечных» сферах бизнеса, так заботливо насаждаемых представителями околосколковской братии, но работа у них больше штучная, не отражающая реальности картины.
Удивительно, но эти два-три года убедили практически всё экспертное сообщество в пагубности политики так называемой господдержки МСП последнего десятилетия.
Тем не менее, я решил впервые в своей экспертной практике подвести и позитивные итоги 2013 года.
Итак, позитив 2013 года:
- 26 мая отметили 25 лет со дня выхода закона № 8998-XI «О кооперации в СССР».
- Россия поднялась на 92-ю строчку в рейтинге «Doing business».
- В этом году в стране заработал институт бизнес-омбудсмена.
- Проведена амнистия для предпринимателей.
- Налоговые каникулы будут распространяться на впервые зарегистрированных ИП.
- Льготы по взносам для малого бизнеса сохранятся до 2018 г.
- Планируется выделить в 2014 году из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 100 млрд. руб. на кредитование малого и среднего бизнеса.
- Чиновники утверждают: в России самая низкая налоговая нагрузка на бизнес.
- Россия и Москва выделяют огромные средства, чтобы привлечь инвестиции в экономику.
- Введение особого порядка налогообложения для самозанятых граждан – патент.
- Введение оценки регулирующего воздействия (ОРВ).
- Московские власти готовы провести «малую приватизацию» в городе.
- Прокуратура Петербурга остановила снос 4 тыс. торговых павильонов и ларьков.
- Банковская чистка от серьезных нарушений и теневых операций (в том числе тех, за которые убили юриста Магнитского).
Большие достижения! А теперь стоит осмыслить эти и многие другие результаты года.
Прошло четверть века, а точнее, 26 лет российского предпринимательства, из которых 18 лет власти играли на стороне крупного капитала, начиная с проведения первого залогового аукциона на пакет акций «Сургутнефтегаз» 3 ноября 1995 года (появление олигархии в России).
Мы не увидели никакой официальной оценки этого периода развития частного бизнеса, хотя президент Путин, после встречи в Воронеже в мае, подписал целый ряд поручений правительству, таким образом, заявляя о своем намерении поддерживать МСП в стране: выработать дополнительные механизмы налогового стимулирования предпринимателей, начинающих новый бизнес; определить новый порядок присоединения субъектов предпринимательской деятельности к инфраструктуре естественных монополий и расчет платы за такое присоединение; расширить механизм госгарантий бизнесменам, упростить административную процедуру их предоставления; упростить налоговое администрирование для субъектов малого предпринимательства; создать преференции при госзакупках товаров, произведенных на территории РФ; создать преференции для отечественных производителей высокотехнологичных лекарств, входящих в перечень жизненно необходимых; преодолеть скрытые отраслевые барьеры, которые не позволяют воспользоваться преимуществами ВТО и препятствуют выходу российских товаров на рынки иностранных государств.
Много или мало заявлено президентом? Специалисты утверждают, что это всего 5% от требуемого, и начинать надо с анализа итогов четвертьвековой истории, тогда станет предельно ясно, что необходимо менять!
Очень хочется посмотреть, как в реальности воплощаются позитивные планы.
Может ли кого-то удивлять попытка наших функционеров всеми средствами выполнить указ президента «О долгосрочной государственной экономической политике», предполагающий выход России на 20-е место к 2018 году в рейтинге «Doing business»? Это усердие сильно напоминает попытку подогнать нынешнее состояние бизнеса под правильный результат, при этом коренным образом не меняя ничего. Именно так можно оценить «прыжок» в рейтинге на 20 позиций вверх! Например, уровень развития конкуренции, по мнению экспертов, снизился за последний год.
По словам главы ФАС Игоря Артемьева, конкурентоспособность экономики страдает в основном из-за большого огосударствления и административных барьеров: «То, что происходит, связанное с кризисом в Европе, США, – у нас это тоже произошло, когда госсектор стал еще более доминирующим, еще более сильным, а конкуренция за счет малого и среднего бизнеса ... пока не развивается».
Надо отдать должное нашим чиновникам, для которых задача (в рамках выполнения указа президента от 2012 года) по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, свелась, в основном, лишь к жесточайшей зачистке поляны малой торговли, с целью как бы переориентации большей части представителей МБ на работу в другие сектора экономики (попутно убирая конкурентов торговым сетям). Судя по результатам, видимо, в рамках всё той же модернизации рабочих мест, умудрились за год потерять несколько сотен тысяч ИП, пытаясь в два раза повысить выплаты в бюджет от индивидуальных предпринимателей.
Банковская и финансовая сфера.
Стоит отметить, что лишь совершенно случайно граждане страны узнали из событий с кипрскими оффшорами как государство вместе с крупным бизнесом обворовывало их, лишая права на достойную медицину, образование, пенсии, за счет увода большей части экономики в иностранные (оффшорные) юрисдикции. Как стало известно, ОАО « Роснефть» в 2013 году проводило сделку на Кипре по покупке 100 % акций акционерного общества «ТНК-BP» за 56 млрд. долларов, с которой с 28 млрд. долларов должен был получить консорциум ААР (Альфа-групп – Access Indastries – Ренова). Бюджет страны, предполагаю, налогов не получил.
Специалисты утверждают: около 70% средств в российской недвижимости и 80% в финансовом секторе отмыты на Кипре и Британских Виргинских островах (в значительно меньшей степени это относится к другим секторам экономики).
Отчасти стала понятна фраза бывшего руководителя ЦБ Сергея Игнатьева, сказанная перед уходом со своего поста: «За оттоком капитала из России стоит хорошо организованная группа лиц». Сумма оттока составляет около 50 млрд. долларов в год. Специалисты утверждают, что названные Игнатьевым схемы оттока капитала, это как раз те, по которым ведутся расследования в нескольких юрисдикциях в связи с делом юриста Сергея Магнитского, убитого в московском СИЗО.
Понятна стала и цель банковской чистки от серьезных нарушений и теневых операций, проводимой осенью-зимой этого года – зачистка мощнейшего клана. Ещё в апреле руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов написал: «Наконец - то из мск ЦБ уходит Шор, человек ответственный за создание системы огромной " прачечной для грязных денег ". Исповедь Игнатьева об устойчивых преступных группах ", отмывающих миллиарды долларов запоздала лет на шесть. Вся эта система создавалась, работала и работает с участием правоохранителей и «наблюдателей от ЦБ". Людей, которые пытались ей противостоять убирали (вплоть до убийств). Огромное количество криминального (воровского) капитала нуждается в этой системе. В нее втянуты ведущие банки страны. Вот истина. А то что Игнатьев не мог ничего с этим сделать, как например с Мелекьяном и Шором - это тоже правда. Очень жаль, что много хороших людей погибло и осталось со сломанными судьбами из-за этой борьбы. Мы их помним и напомним этим бл...м в погонах с их "Жирными" прихвостнями. Дайте время...». Кажется, процесс пошёл. Только во второй половине года лицензии отозваны у около 20 банков. Ещё летом были закрыты три дагестанских банка и это не удивительно: Дагестан – это одна из уникальных республик, где законы РФ практически не действуют. Как по-другому можно объяснить сложившееся положение, позволяющее двум третям предпринимателей не регистрировать свой бизнес?
Однако массовый отзыв лицензий серьезно сказался на жизнедеятельности большого количества субъектов предпринимательства, имевших счета в закрытых банках. До каких пор за всё «отвечать» у нас будет малый бизнес? Хочется верить, что частично поможет инициатива Бориса Титова распространить практику страхования вкладов физических лиц на индивидуальных предпринимателей. На фоне отзыва лицензий у банков предложение выглядит вполне своевременным. Пока дело ограничилось поручением премьер-министра изучить возможные последствия такого решения.
Недовольство МСП банковской системой должно подтолкнуть бизнес к формированию на новом качественном уровне системы кредитных кооперативов, а государство обязано вернуться к созданию цивилизованного законодательства в этой сфере, вопреки давлению мощнейшего банковского лобби, способствовавшего фактическому уничтожению этого сектора финансовой поддержки малого бизнеса и ИП.
Борьба с коррупцией высветила очень интересные её особенности. На недавней конференции ООН в Панаме против коррупции выяснилось, что в руководстве России опасаются групп гражданского общества, следящих за расходованием бюджетных средств, раскрывающих коррупционные схемы и мешающих коррупционерам избегать ответственности. Россию на конференции представляли около 30 участников из: Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты, МИДа, МЭРа, управления экономической безопасностью и противодействию коррупции МВД и Минтруда. В официальное российское заявление намеренно не включен и вопрос о возврате доходов от коррупции. Да, результаты либерализации подхода по замене тюремных сроков штрафами выглядят полным провалом – пока возвращено в 1000 раз меньше должного.
«Усилий власти явно недостаточно, чтобы сдвинуть ситуацию с противодействием коррупции с мертвой точки. То, что Россия застряла в нижней части списка (уровня восприятия коррупции), крайне отрицательно сказывается как на перспективах экономического роста и повышения инвестиционной привлекательности нашей страны, так и на общем доверии граждан к серьезности усилий власти по противодействию коррупции», - «Трансперенси Интернешнл».
Крупнейшие коррупционные скандалы и их результаты говорят о России не как о стране, стремящейся встать в один ряд с ведущими цивилизованными державами, а как о сословном государстве, в котором положено брать по чину! И если это правило нарушается, то превысивший свои "полномочия" чиновник должен будет вернуть «хозяину» не по чину взятое! В худшем случае его переведут на другое место работы с понижением. Материалы дела подтасуют. Найдут пару стрелочников, подписавших документы. Статусная персона окажется не "в теме", и конец истории. А ещё сословное государство не предполагает подписание (ратификацию) 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции.
Воровство, коррупция демонстрирует неэффективность власти: сердюковская «сага», АТЭС во Владивостоке, Олимпиада в Сочи, плавно перетекающие в ЧМ по футболу 2018. Воруют все, всё и всюду при абсолютной безнаказанности и максимальном ограничении контроля со стороны общества.
Налоговая политика
2013 год – год стагнации российской экономики! Чтобы обеспечить соблюдение бюджетного правила при сложившемся уровне бюджетных расходов, пришлось проводить секвестр и включать в доходную часть сомнительные источники. Снижение доходов бюджета стало полной неожиданностью для российских властей. После многочисленных скандалов чиновники четко провели границу между "своими" - госкорпорациями, силовиками и лояльными бюджетниками - и "чужими" – малым и средним бизнесом и более массовыми группами населения, от которых ждут "ответственности" и повышения производительности труда. Вся эта «игра» в своих и чужих привела к массовым скандалам в обществе, связанным с отменой материнского капитала, с замораживанием и внезапным размораживанием тарифов, с повышением зарплаты высшим чиновникам на фоне ее замораживания бюджетникам, с инвестициями за счет средств ФНБ, которые, как оказалось, уже освоены ВЭБом, и наконец, самом впечатляющем – с конфискацией пенсионных накоплений. «А мы видим чрезмерную зарегулированность экономики, видим, что число госкомпаний не уменьшается и что неэффективных «зомби» поддерживают за счет средств налогоплательщиков», - говорят специалисты. При этом доля засекреченных расходов в проекте федерального бюджета на три года выросла в 1,8 раза и достигнет в 2016 г. четверти.
Всемирный Банк констатирует, что российская экономика работает почти на полную мощность, испытывая «ограничивающие» структурные проблемы — наличие неконкурентоспособных отраслей и неконкурентных рынков. Ускорить рост ВВП не помогут ни бюджетная политика, ни монетарная. «Ответ где-то еще: в диверсификации, конкуренции и инвестиционном климате, а это намного более сложная задача, в которую вовлечено куда больше ведомств, чем просто министерство финансов и центральный банк», - говорят специалисты банка.
Еще в самом начале года, теперь уже бывший глава Счетной палаты Сергей Степашин рассказал Госдуме, что 60% регионов - на грани банкротства, и призвал притормозить с передачей на уровень субъектов РФ дополнительных обязательств социального характера. Какими же надо быть безумными руководителями дотационных регионов России, чтобы уничтожать малый торговый бизнес и ИП, позволяющих решить проблемы самозанятости, дающих доход семьям работающих, обеспечивающих население товарами и услугами, платящих налоги. Дурной пример московских властей оказался заразительным для многих регионов.
Фактически единственным регионом, где прокуратура оспорила эту преступную политику властей в отношении малой торговли и отменила снос 4 тысяч объектов, стал Петербург (годом раньше был Ярославль).
Надо отметить участившиеся жалобы предпринимателей на налоговые органы, использующие инструмент блокировки счетов: для вызова их на ковер в инспекцию, для выяснения причин убытка за отчетный период, при не совпадении юридического и фактического адреса, при задолженности в 50 копеек, хотя веских оснований для блокировки в реальности лишь три.
«Существует расхожее мнение, что в России самая низкая налоговая нагрузка на бизнес. Но это не так», - Борис Титов.
Исследования компании «PricewaterhouseCoopers» по уплате налогов в мире в 2013 году подтверждают, что совокупная налоговая нагрузка в России – 54,1% (1. Налог на прибыль – 7,1%; 2. Налог на труд и ЗП – 41,2%; 3. Прочие налоги – 5,8%). Для сравнения, в ЕЭС – 42,6%; в мире – 44.7%. Прочие налоги не учитывают, что покупаемые нами иностранные товары обходятся в полтора - два раза дороже, чем европейцам или американцам. У нас выше тарифы и очень высокие ставки по кредитам. А каков коррупционный налог на каждого из нас? Возникает законный вопрос: о какой конкурентоспособности российского бизнеса при таком налоговом бремени можно говорить?
«Есть немало стран, где граждане отдают в виде налогов половину заработанного, но в обмен получают хорошие дороги, чистую воду из под крана, больницы, школы и работающую полицию. И суд, в котором можно выиграть у государства», - «Форбс».
ВТО и малый бизнес
Для чего Россия так стремилась во Всемирную Торговую Организацию? На этот вопрос может ответить любой человек, разбирающийся в экономических вопросах – в первую очередь, чтобы экспортеры получили возможность беспрепятственно поставлять сырьё по выгодным ценам. Всё остальное – больше красивые слова.
Теперь, когда стране грозит рост безработицы и есть крайняя необходимость высвобождать людей, задействованных на металлургических производствах, потому что запросов на продукцию в таком объеме нет, плюс закуплено более современное оборудование, не требующее так много работников, нужны программы массового переобучения, чтобы не выбрасывать людей на улицу.
Получается, стремление в ВТО за сверхприбылями определенных финансово-промышленных групп теперь оборачивается проблемами для страны, а кризису пока не видно конца.
В подобных условиях нужны не только программы переобучения персонала многочисленных промышленных монстров. Вопрос значительно шире и в данном случае требует разрешения серьезного социального конфликта, который будет затрагивать и семьи сокращаемых сотрудников и инфраструктуру городов и населенных пунктов, где размещены предприятия. Нужна программа развития МСП в кризисных зонах. Понимая глобальность проблемы, правительство готово обсуждать возможность подключения денег резервного фонда, но складывается впечатление - «хотели как лучше, а выйдет как всегда».
Поддержка МСП
Государственная политика в отношении МСП, а это скажет любой ответственный за данную сферу чиновник, имеет последовательную поддержку и развитие. Приводится огромное количество положительных примеров. Предприниматели и эксперты отмечают колоссальные перекосы в этой «последовательности». Очень часто формируется образ двух разных рук, делающих совершенно противоположные вещи, приводящих МБ в состояние полного ступора: с одной стороны ставятся грандиозные задачи к 2018 году подняться на 100 мест в мировом рейтинге условий ведения бизнеса, а с другой – принимаются жесточайшие меры воздействия на предпринимателей, «искусственно криминализируя бизнес».
Мне кажется, что подобные действия очень похожи на качание маятника: движется он в одну сторону – оттепель, движется в другую – страшное похолодание. В этом нет ничего удивительного: в стране, 80% экономики которой принадлежит государственно-олигархическим группам, заинтересованным в удовлетворении лишь собственных интересов, добиться положительных результатов только правильными указами невозможно. Предприниматели прекрасно чувствуют это положение, также пытаясь встраиваться в сложившуюся вертикаль, максимально к ней прижимаясь. В этих условиях сам бизнес не имеет никакой возможности изменить нынешнюю ситуацию.
Даже создание новых институтов защиты бизнеса, таких как институт бизнес-омбудсмена, не могут поменять сложившейся картины, хотя, без сомнения, являются положительным шагом.
По сути все движения власти в сторону реального развития МСП приводят лишь к кратковременной оттепели. Это можно продемонстрировать на конкретных примерах:
>- Массовая предпринимательская амнистия. Результат – полторы тысячи освобождаемых?
- Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП – лишь на уровне эксперимента?
- Льготы по взносам для малого бизнеса - только для производственного, а это - 0,007%?
- Введение особого порядка налогообложения для самозанятых: патент – лишь на 1 год?
При этом начинается жесточайшее давление на МБ, которое можно сравнить лишь с окончанием оттепели: сразу несколько федеральных структур заявили о необходимости сажать (привлекать к уголовной ответственности) предпринимателей: Генеральная прокуратура, Минюст, Минтруд, Роспотребнадзор, да и сам президент под конец года поддержал проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, восстанавливающих прежний порядок возбуждения налоговых дел. Они разрешают следственным органам начинать расследование на основании материалов оперативно-розыскной деятельности, а те, в свою очередь, используют практику, когда ущербом называется вся сумма выручки и многое другое, не имеющее к реальному делу ни какого отношения. Идет попытка «перекроить» нужным образом закон о защите юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля. При этом идет тихий саботаж массового внедрения в стране (и особенно в Москве) механизмов оценки регулирующего воздействия (ОРВ), способной блокировать «кошмарящие» бизнес инициативы различных ведомств. Мы видим как этот «маятник» опять поднимает полномочия министерств и ведомств на недосягаемую высоту. Этот процесс и ведет к исчезновению класса независимых предпринимателей, которые не аффилированы с чиновниками и силовиками, и не входят в их «кормовую базу».
В таких условиях никакая амнистия не принесет ожидаемых политических дивидендов и инвестиций, когда власть сама «объявляет конкурс» на посадочное место, где на одного вышедшего по амнистии может приходиться до десятка подготовленных к отсидке.
А у вице-премьера Ольги Голодец получается, что как бы 38 млн. россиян «не понятно, чем и где заняты». Всё предельно просто - бизнес бежит от государства, несущего опасность, в полувиртуальные и виртуальные сферы, где он может чувствовать себя свободнее и безопаснее.
Нестационарные торговые объекты (НТО)
Война с этой категорией бизнеса шла весь год и не только в Москве. «Огонь» от фитиля, зажженного Сергеем Собяниным, полыхал по всей России, включая регионы, кажется, заинтересованные в развитии предпринимательства и трудоустройстве граждан. «Кровожадным» мэрам предприниматели смогли противостоять только в Ярославле и Питере, оспорив свое конституционное право на труд, на предпринимательскую деятельность, собственность и добившись справедливых решений через суд и прокуратуру.
В Москве «инновационные» технологии, применяемые представителями власти дали ей положительные результаты в борьбе с тысячами объектов:
- Подправили (удалили) понятие «стационарные объекты», незаконно приравняв к «нестационарными», а затем вывели их из дислокаций.
- Лишили добропорядочных предпринимателей, владельцев НТО, многие годы честно работавших на благо москвичей и гостей столицы, права на торговлю, обозвав их объекты НЕЗАКОННЫМИ (приравняв к тем, что раньше стояли в Москве без документов, под «крышами» управских и ментов). Обязали участвовать нередко в полукриминальных и гарантированно убыточных для города аукционах по продаже «воздуха» (покупать право на право торговли), не предоставив преференций и альтернативных мест.
- Умудрились создать пример прецедентного права, использовав «оспаривание» антиконституционного 614-ПП «заказным» предпринимателем, после легализации которого даже бизнес-омбудмен Борис Титов называет (в своих ответах) его законным.
- Засекретив от предпринимательской общественности результаты антикоррупционных исследований 26-ПП и 614-ПП и исследований оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на бизнес этих документов.
- Построили «потемкинскую деревню», сообщив всем, что все пострадавшие добросовестные предприниматели получили компенсации.
- Запустили на московский рынок фирмы, такие как «Габрон» и «Данвеста», имеющие десятки и сотни аффилированных структур (с признаками однодневок), разместив без аукционов их объекты.
Какова судьба счастливцев, жертв издержек реформ потребительского рынка Москвы, так прекрасно спасенных добрыми чиновниками и омбудсменами? Утверждается, что справедливость в отношении пострадавших полностью восстановлена в результате майского соглашения между правительством Москвы, омбудсменами и предпринимательской общественностью. Так ли это? Нет! Возьмем, к примеру, ИП Садовникову И. К. и её мужа Дубнова С. Л., ветеранов труда с 1987 года, «детей» ВОВ и заложивших кооперативную квартиру, чтобы стать предпринимателями (с 1999 г.). Сотни писем и документов по всей вертикали и горизонтали нашей необъятной бюрократии и общественным структурам. Преференции? Компенсации? Итог: полностью убитый бизнес, долги по зарплате и налогам (работа остановлена с апреля 2012 года) – голодная старость!
В заключение, о тех добросовестных московских предпринимателях, чьи объекты были по злому умыслу признаны незаконными. Весь 2013 год они пытались безуспешно защитить свои украденные права и добиться преференций для продолжения бизнеса. Среди них есть и пострадавшие фермеры. Вновь созданный Общественно-экспертный совет по МСП города сейчас готовит документы по поводу восстановления справедливости для этой категории предпринимателей.
Что делать и с чего начинать?
Бывший министр финансов Алексей Кудрин предвкушает ухудшения в экономике: «Это будут самые плохие годы за последние десять лет, кроме кризисного 2009-ого. И это не конъюнктурный кризис. Мы столкнёмся с тем, что у нас отжившая модель экономики без точек роста для развития новой. И пока не сформируется новая модель, мы в среднесрочной, а то и в долгосрочной перспективе будем пребывать в стагнации».
Но плохие институты и структура экономики заключают в себе как раз возможность и вектор роста, а для этого нужна иная модель госуправления, где у чиновников должны быть перераспределены функции (а некоторые контрольные сильно ограничены), повысится их ответственность за достижение положительного результата деятельности, направленного на развитие потенциала малого и среднего бизнеса, как важнейших точек роста.
В этих условиях есть лишь одна возможность переломить подобную ситуацию – начать вместе с заинтересованными представителями власти формирование новых массовых союзов бизнеса, способных консолидировать весь российский бизнес и взять на себя большие полномочия.
Стоит опираться на опыт цивилизованных стран, где бизнес, через систему предпринимательских сообществ, ведет управление экономикой городов (стран), решая триединую задачу: 1. Наполнение рынка товарами и услугами. 2. Защита бизнеса как класса. 3. Предложение качественной продукции и услуг (благодаря внутриотраслевому контролю).
Если разложить будущую работу на шаги:
Первый шаг – консолидация всех производителей товаров и услуг в отраслевые гильдии и союзы (параллельно, но отдельно, должно идти объединение персонально руководителей всех компаний в союзы работодателей малого, среднего, крупного бизнеса).
Второй шаг – получение полномочий от государства на регулирование предпринимательской деятельности в рамках созданных союзов.
Третий шаг – сокращение государственных функций по контролю за деятельностью предпринимателей (сокращение высвобождающегося чиновничье-силового аппарата с огромными ресурсами, инструментами давления и, как следствие, коррупции).
Сегодня бизнес объединен лишь на 5-7% и механизмы консолидации сильно искажены. Нынешнее состояние большинства предпринимательских сообществ является тупиковым и стоит большим барьером на пути развития бизнеса в России. Пора эту ситуацию менять. Очень важно уйти от сложившихся стереотипов, и, начав работу, взять лучшее из достигнутого. Речь должна идти о кардинальной реформе как системы ТПП, так и «Большой тройки».
Если мы говорим о союзах производителей товаров и услуг, площадкой для которых является система Торгово-промышленных палат (ТПП), то создание относительно безопасной среды для развития различных видов предпринимательской деятельности возможно с помощью инструмента саморегулирования (только не путать с лжепроектом в строительной индустрии). Это подтверждается опытом развитых стран, где мы видим, что контрольная функция в значительной степени выполняются самим бизнес-сообществом, а не внешним «игроком» - государственными органами.
Союзы работодателей, членами которых становятся физические лица - непосредственно собственники, очень важная часть консолидации бизнеса. К последним («Большая тройка») можно было бы отнести такие структуры как ОПОРА России, «Деловая Россия» и РСПП, если бы они в полной мере могли отстаивать интересы предпринимателей как класса. Однако, как ни парадоксально, такие функции не закладывались в эти структуры даже на этапе их создания. Я стоял у истоков создания ОПОРЫ России и прекрасно помню, что власти, которые инициировали создание этого союза, вменили ему, в первую очередь, обязанность «создания положительного образа предпринимателя». Ни о какой защите предпринимателей речи даже не заходило! В результате мы получили очень формальные объединения, не выполняющие свою базовую функцию – защиту бизнеса своего уровня!
Данная программа позволит вывести страну на совершенно новый экономический и жизненный уровень:
- Добиться роста производства товаров и услуг (за счет реальной конкуренции).
- Повысить качество товаров (внутриотраслевой контроль качества).
- Существенно сократить чиновничество, налоги на бизнес, коррупцию.
- Прекратить практику рейдерских захватов и арестов добросовестных предпринимателей.
- Осуществлять внутренний контроль за набором для бизнеса иностранной рабочей силы.
- Контроль за созданием прозрачной пенсионной системы для всего бизнеса.
- Позволит сформировать на новом качественном уровне систему кредитных кооперативов.
- Повысить ответственность, а значит и авторитет предпринимательства в России.
- Отделить бизнес от власти и равноудалить бизнес.
Понятно, чтобы выйти на положительный результат, предпринимателям должна быть гарантирована защита от всяческих манипуляций лоббистов и властных групп и использования строящихся массовых сообществ в политических целях, что сегодня дискредитирует само понятие МСП. Системно организованный бизнес не должен нуждаться в различных объединенных фронтах! Только массовая консолидация сегодня спасет бизнес и позволит ему по настоящему развиться в России.
Одновременно мы видим на политической поляне новую волну разрешенных властями олигархических групп, пытающихся использовать предпринимателей в реализации своих амбиций. Кто для МСП лучше: «прохоровские», «альфовские» или «озеровские»? Под кем лучше быть, чтобы выжить? Именно подобный вопрос стоял перед бизнесом в 90-е. Нам нельзя допустить его реализации в нынешнем виде!
Путь только один – строительство вместе с государством сообществ бизнеса двух типов: 1 - производителей товаров и услуг. 2 - работодателей. При этом, каждый предприниматель должен входить одновременно и в отраслевую ассоциацию (гильдию) как производитель и в союз (в зависимости от уровня бизнеса) как работодатель. Для реализации этой инициативы есть пошаговая программа, но пока нет интереса властей и политической воли.