«Кавалер Помидор взял слово первым и в глубокой тишине произнес: «За последнее время доходы замка заметно уменьшились. А ведь вы знаете, что наши бедные графини -- вдовы и круглые сироты -- живут только доходами с принадлежащей им земли…
Благородные графини, наши высокочтимые хозяйки, представили в суд прошение, написанное, как этого требует закон, на гербовой бумаге, дабы добиться признания одного из своих неотъемлемых прав...»
«Нижеподписавшиеся, графиня Старшая и графиня Младшая из почтенного рода Вишен, утверждают, что, будучи владелицами воздуха в своем имении, они должны быть признаны также и владелицами всех осадков, выпадающих в течение года. Посему они просят суд подтвердить, что каждый житель деревни повинен уплачивать им арендную плату в сумме ста лир за простой дождь, двухсот лир за ливень с громом и молнией, трехсот лир за снег и четырехсот лир за град».
Джанни Родари «Приключения Чиполлино»
Судя по всему, с доходами плохо не только у графинь Вишен. Несколько дней назад мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что намерен ввести для мелкого и среднего бизнеса, работающего в сфере розничной торговли и бытовых услуг, специальный сбор за неприбыльную деятельность. Соответствующее нововведение столичный градоначальник направил на утверждение президенту России.
Речь идет о специальном «авансовом платеже», который не должен зависеть от того, получает ли данный предприниматель какой-либо доход от своей деятельности или, наоборот, прогорает и оказывается на грани банкротства. Некоторые эксперты уже назвали эту инициативу «налогом на убытки».
Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич заявил по этому поводу: «Это плохая идея. Она ухудшает правовой климат. Фактически идет наступление на малый и средний бизнес. Оно уже выразилось в упразднении всяческих льгот по аренде, а теперь вот еще какие-то новации в налогообложении, которые совершенно не имеют смысла. Потому что существуют патенты, существует единый вмененный налог. Давайте еще какой-то налог сделаем, чтобы никто от нас не ушел и со всех что-нибудь получить».
Добавим, что получение налога с разоряющихся предпринимателей именно за то, что они разоряются, можно вполне рассматривать как издевательство над покойниками.
Между тем принятый в среду Мосгордумой закон «О патентной системе налогообложения» предусматривает введение патентов для 65 видов деятельности, поделенных на 3 группы:
виды индивидуальной предпринимательской деятельности, при осуществлении которых, как правило, не привлекаются наемные работники (потенциальный доход по указанным видам деятельности предлагается установить в абсолютной сумме независимо от реальных условий деятельности, в большинстве случаев сумма налога составит 18 - 36 тыс. руб. в год);
виды деятельности с высокой потенциальной доходностью - торговля, общественное питание, сдача в аренду объектов недвижимости, техническое обслуживание автотранспорта, автомобильные перевозки пассажиров и грузов (потенциальная доходность по ним определена в расчете на единичный физический показатель деятельности - один объект торговли, одно транспортное средство, одного наемного работника). Стоимость патента здесь составит 36-180 тысяч рублей;
все остальные виды деятельности из перечня, определенного главой 26.5 Налогового кодекса РФ (потенциальный доход установлен с учетом данных статистики при условии привлечения наемных работников).
По словам руководителя департамента экономической политики и развития столицы Максима Решетникова, с помощью патентной системы в Москве намерены легализировать труд индивидуальных предпринимателей. По состоянию на 1 июля текущего года из 200 тысяч предпринимателей патент приобрели не более 9,5 тысяч (5%).
Но если столичные власти так радеют за легализацию малого бизнеса, зачем предлагать еще один налог, не имеющий никакого отношения к реальной экономике, который должен загнать всех обратно в тень? Пусть люди получают патенты – вот вам и «авансовый платеж».
Да, в России сейчас числится 165 тысяч предприятий, работающих исключительно в убыток. Да, это – способ ухода от налогов. Да, подобные сборы существуют и в других странах, где считаются довольно эффективным средством по выводу бизнеса из тени.
Но, во-первых, ни одна из стран, практикующих такие сборы, не называется Россией. Там другие порядки и другой менталитет. Там бюрократия не уничтожает всеми силами независимый малый бизнес, чтобы обеспечить процветание зависящим от конкретных чиновников фирмам. Там нет такой коррупции, пользующейся заслуженной ненавистью граждан. Там, наконец, есть законы, одинаковые для бизнеса, правоохранителей и представителей исполнительной власти.
Простой пример из опыта Московской области. В 2008 году в рамках антикризисных мер было принято решение о понижении для значительной части малых предприятий, работающих в сельском хозяйстве, транспорте и в социальном секторе, ставки налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения. Она была снижена с 15-ти до 10% с прибыли. В итоге в 2010 году с «упрощенцев» собрали в областной бюджет 7,5 миллиардов рублей, в прошлом году— на 1 миллиардов рублей больше. В этом году предполагается поступление 11 миллиардов рублей. В итоге 28 июня Мособлдума в очередной раз продлила срок действия пониженной ставки сразу до конца 2014 года.
То есть снижение, а не повышение ставки благотворно влияет на рост налоговых поступлений. А что будет после введения «авансового платежа», не зависящего от дохода и достающегося московскому бюджету просто так? Думаю, это не понимают только в столичном правительстве, да и то отнюдь не все. Об этом свидетельствует тот факт, что никакого восторга идея Сергея Собянина не вызвала даже у представителей исполнительной власти. Так в департаменте экономической политики отметили, что пока ввести такой порядок невозможно: инициатива мэра может быть реализована только в случае изменения закона. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков осторожно предупредил, что предложение Собянина требует очень глубокой и многосторонней проработки, и по данному вопросу нет единой точки зрения.
А независимые эксперты прямо заявляют, что в Москве идет планомерное ухудшение условий работы малого бизнеса. Глава московского правительства, по их мнению, не чувствует необходимости в развитии этого сектора. Между тем малый и средний бизнес выполняет социальные функции, прежде всего, дает рабочие места. Фактически, это - самозанятость населения.
Придумывание все новых налогов создает порочный круг. Они не решат вопрос с дефицитом бюджета. Этот вопрос сегодня может решить только решительная борьба с воровством и коррупцией. Зато дополнительные налоги еще больше ухудшают деловую среду. В итоге денег собирается еще меньше, ситуация ухудшается еще больше…
В сказке Джанни Родари, которую мы процитированы в самом начале, описано, чем заканчивается введение налогов на дождь и град. Может быть, авторам «авансового платежа» читали в детстве другие сказки? Тогда пробел в образовании нужно срочно восполнять.