Сейчас, когда материалы июльского круглого стола предпринимателей уже полностью вывешены на нашем сайте, любой желающий может взглянуть туда, чтобы убедиться: отношения предпринимательского сообщества с остальным обществом являются проблемой, первостепенно важной для самих предпринимателей.
Как сказал один из участников полемики: «Очень важен вопрос об отношении общества и предпринимательского сообщества. Можно привести пример: если войти в интернет и набрать слово «предприниматель», то мы увидим несколько десятков терминов, значительная часть которых несет криминальный оттенок». И другой участник круглого стола сразу дополнил: «Спроси кого угодно: нашу работу охают сразу».
При этом выступавшие предприниматели были уверены, что каждый из них «выступает всегда в еще одном качестве – он работодатель. То есть это человек, отвечающий за благополучие своих наемных работников». И у них «есть своя зона ответственности – свои наемные работники. И эта функция, возложенная на работодателя, делает особым статус предпринимателя в обществе».
Вот эту социальную сторону отечественного бизнеса стоит рассмотреть с разных точек зрения.
Когда представители малого и среднего бизнеса, посетовав на непризнание обществом их полезности, роли и заслуг, разошлись, представители бизнеса большого высказали свое мнение по социальным вопросам. РСПП, называемый в народе «профсоюзом олигархов» опять выдвинул свои двухгодичной давности идеи по фактическому перекладыванию экономических проблем работодателей на работников. Назвать сделанные предложения просто модернизацией трудового законодательства очень сложно.
Действительно, снятие ограничений по продолжительности рабочего времени и сверхурочных работ (и не понять это невозможно) приведет к повсеместным «добровольно-принудительным» переходам на удлиненный рабочий день. При этом повышенной оплаты за дополнительную работу устанавливать никто не собирается. Точно также никто не хочет платить как за простой при уменьшении количества рабочих часов. Еще одна предлагаемая новация – облегчение процедуры увольнения. И еще – расширение оснований для заключения срочных трудовых договоров с работниками. Причем, как показывают социологические исследования, договора эти оказываются зачастую вовсе не срочными, а имеющими открытую дату окончания. И срок окончания такого договора определяет работодатель, руководствуясь собственными соображениями. Захочет – продлит, не захочет – расторгнет через неделю, пусть даже договор заключен на год. И оказывается, что представители бизнеса хотят законодательно утвердить нормы, при которых главным в срочном договоре станет «подвесить работника на крючок». И тот самый работник, чье благополучие является «зоной ответственности предпринимателя», должен все время помнить, что для него каждый рабочий день может стать последним. И тогда он не будет противиться воле начальства, не будет вспоминать о трудовых правах и так далее.
Добавьте к этому стремление устранить нормы по размеру зарплаты и стандартам ее повышения. Что произойдет, когда все эти ограничения исчезнут, если и сегодня в стране встречаются зарплаты, ниже официально установленного минимума?
Конечно, можно сказать, что предложения эти вносят представители крупного бизнеса. Но разве в небольших фирмах не работают официально не оформленные сотрудники? Разве в них не увольняют людей после месяца – двух работы, не заплатив им ни копейки? Будем и дальше перечислять прегрешения работодателей, или все сами их могут назвать? Будем честными: это большому бизнесу нужно закрепить право работодателей в одностороннем порядке расторгать и менять содержание трудовых договоров в случае возникновения кризиса, спада спроса на продукцию, и даже введения новых технологий. В малом бизнесе такие проблемы не стоят: здесь все решается келейно, безо всяких законов. Разумеется, те же участники круглого стола могут возразить: мы этого не делаем. И я им охотно поверю: малых предпринимателей, постоянно нарушающих любые законы, не интересуют обсуждавшиеся проблемы. Они не придут терять время на обсуждение вопросов о предпринимательских ценностях и социальной ответственности. Но они есть, и их немало. А скорость эскадры, как известно, равна скорости самого тихоходного ее корабля.
«Наша цель, – провозгласил один из участников круглого стола, - привести общество к такому состоянию, когда создастся среда, в которой предпринимательство как институт займет свое особое место». Увы, пока само предпринимательское сообщество будет разделено на тех, кто хочет работать честно, заботиться о своих сотрудниках, и на тех, кто не думает ни о чем, кроме прибыли любой ценой, первым придется отвечать в глазах общества за вторых. В том числе и потому, что этим вторым глубоко плевать и на общество, и на его глаза, и на его о них мнение.
Каков итог? Предпринимательское сообщество должно, в первую очередь, разобраться внутри самого себя. Те, кто борется за честный рынок, должны понять, что рядом с ними не только существуют те, кому честный рынок не нужен, но и что эти люди отбрасывают тень на них самих. Разумеется, есть проблемы, которые не под силу малому и среднему бизнесу: они, например, безусловно, не смогут одолеть чиновничество в его стремлении обирать подвластных им предпринимателей. Но отделить в своей среде агнцов от козлищ они должны попытаться. Если это не произойдет, ни о каком «особом месте» бизнеса (в положительном, разумеется, смысле) в обществе можно не мечтать.