Мейнстрим «развивать и поддерживать» малый бизнес стал вызревать свыше 20 лет назад. В 1991 году за поддержку взялся возникший было Комитет по малому предпринимательству, но спустя несколько месяцев он был упразднен. Эстафета перешла к Государственному антимонопольному комитету. Параллельно был создан специализированный институт – Федеральный фонд развития конкуренции и поддержки предпринимательства в качестве финансового института, ответственного за «поддержку» сектора бюджетными рублями (кто постарше, еще помнит о «деревянных»).
С 1995 года после принятия закона N88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» тренд на федеральном уровне стал модным. В этом же году создается отдельный орган - Госкомитет по поддержке и развитию предпринимательства, призванный развивать сектор на пару с Фондом (получившим новое название – Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства). Затем и Госкомитет сходит со сцены (ликвидируется) и малый сектор экономики начинает «поддерживать» уже Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (опять же в связке с курируемым Федеральным фондом, оказавшимся из всех «институтов поддержки и развития» наиболее живучим).
Долгая дорога в дюнах завершается первым (инвентаризационным) этапом административной реформы, в результате которой на авансцене не остается ни антимонопольного министерства [1], ни федерального фонда («живее всех живых» остаться не получилось), а функции «поддержки и развития МП [2]» переходят к профильному департаменту Министерства экономического развития (сначала с «торговлей», а затем – и без оной).
С 2005 года профильный департамент главного экономического ведомства страны в одиночку начинает окучивать благодатную, но малоблагодарную «ниву поддержки». С 2008 года на эту «ниву», заходят и средние предприятия (принята новая версия закона «О развитии МСП в РФ», которым вводилось понятие «субъекта среднего предпринимательства»)…
Время шло и, видимо, оценив, что своих собственных сил (в большом море ФОИВов) на такой «адский труд» не хватает, профильный департамент МЭР после четырех лет гордого одиночества поднимает на «борьбу за поддержку МСП» смежников. По итогам совещания у первого зам.председателя правительства И.И. Шувалова 7 мая 2009 г. выходит в свет правительственный протокол № ИШ-П13-24пр, поручающий ведомствам разработку и принятие собственных (ведомственных) программам в сфере МСП.
Танцуют все!!!
И тут началось! После совещания свыше десятка ведомств («кто через месяц, кто через боле») выдали на гора проекты четырехлетних ведомственных (отраслевых) программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Минсельхоз успел утвердить программу по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования собственным приказом раньше всех (через месяц после появления правительственного решения). В целом же «поддерживать» малый бизнес в 2009-20012 годах первоначально собирались: Минтранс, Минздравсоцразвития, Минспорттуризм, Минприроды, Минкомсвязи, Минэнерго, Минкультуры, Минсельхоз, Минпромторг, Минрегион, Рособразование, Росмолодежь и т.д.
Однако, даже на стадии разработки гора родила мышь. Все проекты оказались разного объема, качества (проработки) и даже формата. Цели и задачи варьировались в зависимости от сферы, которой занималось то или иное ведомство, по сути будучи однотипными: создать условия для развития сектора, сформировать благоприятную среду, повысить эффективность и конкурентоспособность, увеличить долю присутствия сектора МСП на рынке товаров и услуг, уровень образования и квалификации персонала (каждый «радел» за свою отрасль).
Первое, что бросалось в глаза – явное несоответствие заявленных целей и задач механизмам, формам и инструментам его развития, которые предлагались большинством федеральных органов власти.
Значительная часть мероприятий, включаемых в проекты программ, к малому бизнесу имела весьма опосредованное отношение или не имела такого вообще. Другая часть – текущие задачи ведомств, которые должны были выполняться вне зависимости от того, будут ли приняты отдельные программы поддержки и развития МПС или нет (в том числе разработка различных нормативных и правовых актов). Третья – мероприятия, уже выполненные. Четвертая – чисто «пиарные» мероприятия, связанные с пропагандой малого бизнеса и необходимостью улучшения имиджа предпринимателя среди широких масс населения и, в частности, молодежи (хотя у населения и в то время к малому бизнесу уже не было негатива: так, по данным опроса населения того периода, проведенного «Левада-центром», занятие малым и средним предпринимательством, в отличие от крупного, положительно оценивали 60% российских граждан [3]. Репутация и положительный имидж малого (не крупного) бизнеса в стране уже давно сформированы.
Танцует Минтранс
Минтранс предложил потратить выделяемые средства на два мероприятия: предоставлять субсидии бюджетам РФ на закупку автотранспортных средств, производимых на территории РФ «для обеспечения транспортного обслуживания населения муниципальных образований» (52 млрд. бюджетных рублей) и внести в уставной капитал ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» для осуществления закупок автомобильной и дорожно-строительной техники 54 млрд. рублей (40 млрд. из федерального бюджета). В этом заключалась практически вся поддержка МСБ, поскольку ни на одно иное мероприятие выделения ресурсов первоначально даже не было запланировано. Даже если оставить без комментариев «важность задач», приходится сильно засомневаться в том, что их «решение» хоть как-то отразилось бы на секторе МСБ.
Что осталось у Минтранса, когда «а упало, б пропало» (то есть когда проект стал программой)? Осталось 121 млн. рублей на программу 2010-2012 годов, из которых 19 млн. – это текущие расходы, а остальные 102 млн. – расходы на на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Остались и ожидаемые результаты: рост рентабельности МСП на 6 процентных пунктов, прирост занятых на транспортных МСП на 150 тыс. человек, увеличение доли МСП [видимо, речь только о транспортных – В.Б.] в общем количестве малых и средних предприятий по экономике на 0,5 процентных пункта и доли этих предприятий в общем объеме выручки предприятий транспортного комплекса на 2,2 процентных пункта; увеличение доли сектора в общем объеме перевозок пассажирского автомобильного транспорта на маршрутах регулярных перевозок на 3,0 процентных пункта, а количества поездок лиц с ограниченной подвижностью – в 1,5-2 раза [4] (http://smb.gov.ru/program/program_ved/).
Результатов ждем в 2012 году, но нетрудно догадаться каковы они будут.
У Минкультуры свой кордебалет
Министерство культуры в качестве мероприятий поддержки собиралось подготовить «Ежегодный аналитический обзор отечественного кино», «Ежегодный аналитический обзор российского документального кино», провести аналитическое исследование по теме «Философия человека в кинодокументальном измерении в отчетном году», подготовить монографию «Интеллектуальная элита (культурологический анализ феномена)» и организовать Международную научно-практическую конференцию «Человек, культура и общество в контексте глобализации».
«На популяризацию и развитие» МСБ уже принятая программа Минкультуры 2010-2012 годов в итоге зафиксировала расходы в размере 1 млдр. 890 млн. рублей (из бюджета действующих обязательств), а ее результативность измеряется … в количестве мероприятий, направленных на создание положительного имиджа (в 2009 [5] – 21 мероприятие, в 2010 – 9-11, а в 2011 – 8-10). Сам же набор мероприятий настолько туманен, что лучше просто поименовать некоторые без комментариев: «Создание неигровых фильмов, популяризирующих МСП и создающих его положительный имидж», «Проработка совместно с Общероссийской общественной организацией «ОПОРА РОССИИ» о проведении творческого конкурса на сценарий про современного российского предпринимателя» [так дословно сказано в документе главного «культурного ведомства» страны – В.Б.], «Создание технологического парка для малых и средних предприятий на базе ОАО «Москинап», «Стимулирование развития малых предприятий в области кинопоказа», «Развитие кинокомиссий в Российской Федерации», «Ежегодный аналитический обзор отечественного кино», «Аналитическое исследование» (о «философии человека в кинодокументальном измерении в отчетном году»), «Ежегодный аналитический обзор российского документального кино», «Освещение проблем малого и среднего предпринимательства» (подготовка монографии про «интеллектуальную элиту» и «культурологический анализ феномена» в данном мероприятии сохранена). Ну и разумеется, всяческая «организация и осуществление взаимодействия со СМИ» в мероприятиях по поддержке и развитию МСП из программы не исчезли. Даже если не усомниться в «важности задач», нет ответа на вопрос, какое отношение все это имеет к поддержке МСП?
У Минкомсвязи танец не задался
Минкомсвязь в своем проекте тоже заявляла самые благие цели: 1. Увеличение вклада сферы связи, СМИ и массовых коммуникаций в создание благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности субъектов МСП, 2. Динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, разумеется, в той же самой сфере.
Все как будто красиво выглядело и на уровне сформулированных задач, и даже на уровне перечисления целевых индикаторов. Общее количество субъектов МСП; доля товаров и услуг «малышей» в общем объеме товаров и услуг, производимых (оказываемых) в сфере связи, информационных технологий, СМИ и массовых коммуникаций; гарантированный спрос на их продукцию; объемы консультаций бизнесменам; число участников выставок-ярмарок, дистанционно обучающихся и «семинарящихся»; доля принятых поправок в общем количестве предложенных законодательных инициатив и т.д. – все это в ходе реализации программы (или по ее итогам) должно было вырасти. А вот количество регуляторных барьеров и сроки рассмотрения заявлений малых и средних предприятий сферы связи «о выделении ресурсов нумерации» – напротив, снизиться.
Чертик крылся в деталях, то есть в мероприятиях, на которые, в общей сложности, Минкомсвязь мечтала потратить довольно скромную (в сравнении с аппетитами некоторых других ведомств) сумму в размере 766,9 млн рублей.
За 10 млн. бюджетных рублей предлагалось насоздавать «на конкурсной основе телепрограммы, освещающие проблемы малого и среднего предпринимательства». Тут ведомство не особо отличалось от других. Популялизировать «малышей», освещать их проблемы в СМИ, открывать народу глаза на то, как важен для развития страны и даже «инновационного рывка» малый бизнес, сегодня не хочет разве что совсем ленивый (а ленивых среди ведомств, представивших проекты программ, практически не оказалось).
На то, чтобы поддержать «тематические социально-значимые проекты в сфере печатных и электронных СМИ» (непонятно, какие, и причем тут малое предпринимательство), Минкомсвязь намеревалась потратить 28 млн. рублей. Создать специализированный интернет-портал для дистанционной формы обучения и оказания информационно-консультационной поддержки – еще 31 млн рублей. Уж сколько их (подобных порталов), созданных ведомствами на бюджетные средства, упало в эту бездну, разверстую вдали, когда-нибудь и он исчез бы с поверхности земли…
Создать и обновлять информационную базу финансово-экономических показателей результатов деятельности МСП министерство планировало еще за 31,2 млн рублей. Тоже непонятно, зачем была нужна эта база и какой от нее был бы прок МСП? Для анализа финансово-экономического состояния предприятия есть бухгалтерская и налоговая отчетность, которая государству сдается. В соответствующих ведомствах такая информация есть (налоговая служба, Росстат), базы для государственных нужд ведутся. Коммерческие базы – вообще задача рынка, он с ней справляется даже сверх необходимого (вспомним бойкую торговлю базами данных любого рода на всяких «горбушках»).
За 60 млн. Минкомсвязи предлагало «разработку и представление органам государственной власти предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности МСП с учетом специфики информационных технологий» (с непонятным выхлопом после того, как иные органы власти получат такие предложения). И в это же время ведомство готово было бесплатно, то есть даром, разработать и представить органам государственной власти предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства «с учетом специфики сферы связи» и «с учетом специфики сферы средств массовой информации и массовых коммуникаций» (2 отдельных мероприятия). В чем состояла разница по трудозатратам между одним мероприятием стоимостью в 60 млн. и другими – бесплатными, – так и осталось тайной за семью печатями.
Хотя показатели, по которым должен оцениваться удачный или неудачный ход реализации программы, в проекте добросовестно поименовывались, самих прогнозных значений не было. Минкомсвязь честно и откровенно признавалась: «значения показателей будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренного мероприятиями Программы». То есть сначала по планам надо было закачать в объект деньги, а потом посмотреть, что из этого объекта вырастет. Ни количества посещений своих интернет-ресурсов (за исключением ресурса Роспечати), ни предполагаемого прироста МСП-участников семинаров, круглых столов, конференций, выставок и ярмарок Минкомсвязь не обозначала, не говоря уже о «приросте числа пользователей информационной базы финансово-экономических результатов деятельности МСП». Зато ведомство точно было уверено, что «доля принятых поправок в общем количестве предложенных законодательных инициатив» каждый год будет равна 100%.
Однако, самое занятное и интригующее было в другом. 7 июля 2009 года Минкомсвязь направила на согласование в Минэкономразвития проект разработанной ведомственной программы по развитию малого предпринимательства, а через полтора месяца объявило конкурс на 7 млн. руб. (магическая цифра «семь») по теме, одним из основных результатов которой и должен был стать… проект ведомственной целевой программы. Причем в качестве основания проведения конкурса значится… протокол совещания у первого заместителя председателя правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 7 мая 2009 г. № ИШ-П13-24пр (п. 2). То есть фактически ведомство либо признавало что уже разработанный им проект ни на что не годен и его было выбросить в корзину (написав новый), либо сам конкурс был полной фикцией и организовывался под заранее сделанную работу для оплаты услуг компании, с которой уже существовала неформальная договоренность.
Итог: среди действующих на сегодня ведомственных программ поддержки предпринимательства следов программы Минкомсвязи ни на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства (где все эти программы размещены http://smb.gov.ru/program/program_ved/), ни в рекомендациях МЭР, которыми такие программы «координируются», обнаружить не удалось. Танец, возможно, не задался, хотя по крайней мере 7 млн. рублей какой-то из «малых бизнесов» по конкурсу получил…
Мендельсоновский марш Минпромторга
Минпромторг в качестве задачи программы заявил сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации (и ее перевод в режим добровольного декларирования), и предложил в рамках ее реализации разработать соответствующее постановление. 300 видов продукции по планам должно было уйти из обязательно сертифицируемых в статус декларируемых в 2009 году и 300 – в 2011. Между тем эта задача в рамках реформы технического регулирования стояла перед ведомством аж с 2003 года, когда был принят соответствующий закон, который прямо диктовал ежегодно утверждать и уточнять такие перечни. Были и иные решения правительства по этому поводу, но воз стоял без движения. Перечня к моменту разработки проекта программы не было – он, конечно, появился, но много позже и благодаря усиленной помощи «извне».
Собирался Минпромторг в рамках проекта программы разработать и проект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вокруг которого было сломано много копий и который к тому времени … уже был принят ГосДумой в первом чтении.
В итоге уже принятая программа Минпромторга по деньгам оказалась самой весомой: 591 млн. 939 тыс. руб. за три года (из бюджета действующих обязательств), хотя первоначально предполагалось потратить на пару (!) порядков выше. Почти целиком средства направляются на субсидии организациям народных художественных промыслов (поддержка производства и реализации изделий). Между тем у программы есть один несомненный «стилистический» плюс – она качественно написана, что в выгодном свете отличает ее от всех других действующих программ (особенно от «программы» Министерства культуры).
Воздушная мазурка Минэнерго
Минэнерго в рамках проекта программы намерено было разработать комплект необходимой документации для строительства Кузбасского Технопарка, хотя финансирование такого рода работ уже полным ходом шло по иным решениям и иным программам. Согласно информации с сайта самого технопарка,2 июля 2008 года начались строительные работы на площадке №1, а 22 октября прошлого года открылся его главный офис. Кроме того, из 6 конечных результатов реализации программы и показателей социально-экономической эффективности (было объединено почему-то в одну позицию) первоначально только на два предусматривалось финансирование в виде НИРов – это подготовка аналитических записок по развитию МП в сфере энергоаудита и в сфере энергосервисных услуг. Собственно, вся программа и подразумевала исключительно финансирование подготовки этих двух записок.
Никаких амбициозных целей министерство не ставило, возможно поэтому проект превратился в программу без кардинальных изменений. По большому счету программа декларирует только рост новых МСП, осуществляющих энергоаудит, с 15 единиц в 2010 году до 75 в 2012 и рост числа новых рабочих мест на них с 500 в 2010 году до 1000 в 2012-м, а также незначительный прирост инновационности в секторе. Финансирование программы небольшое – всего 14 млн. рублей, средства разбиты в разрезе «целей», поэтому не вполне понятно, на что фактически тратятся. Но, исходя из общего анализа документа, можно предположить, что таким образом «замаскированы» проведение аналитических работ и подготовка нормативных документов.
Техника легких и тяжелых танцев
Представив проекты своих программ на суд предпринимательской и иной общественности, почти все ведомства предлагали создать специализированные сайты или отдельные разделы на сайтах по проблематике МСП, хотя даже специализированный сайт ответственного за сектор МЭРа в то время работал крайне нерегулярно (сейчас это малоинформативный Федеральный портал малого и среднего предпринимательства). Минздравсоцразвития в рамках программы намеревалось то ли каждый год создавать по 82 сайта, то ли довести к 2012 их общее количество в подведомственных органах и учреждениях, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, до 82 единиц (в действующей программе это стало очевидней: со 119 сайтов в 2008-м году их число должно вырасти до 209 в 2010-м и потом еще два года оставаться неизменным). Хотя по большому счету такие сайты по действующему законодательству давно уже должны были действовать вне всяких программ.
Тематика малого и среднего бизнеса всегда является не столько экономически, сколько политически актуальной, если не сказать конъюнктурной (Дмитрий Медведев в самом начале деятельности на высоком посту главы государства попытался сделать эту идею едва ли не ключевой своего президентского срока, но потом в суете будней подзабыл об этом). А следовательно, «под тематику МСП» из государства всегда можно попробовать выбить значительные ресурсы, чем ведомства и не упускали возможности воспользоваться. Достаточно сказать, что за почти восемь лет с 1994-2001 годы, когда действовали федеральные программы поддержки малого предпринимательства «прежнего розлива», на сектор было потрачено немногим более 400 млн. федеральных рублей, в 2010-м году (уже «свежий розлив») на развитие сектора выделено 10 млрд. рублей по линии Министерства экономического развития и 30 млрд. по линии Российского банка развития (в 2011 году только по линии МЭР было выделено 20,8 млрд. рублей, в 2012 предполагается 21 млрд., в 2013-м году – 22 млрд., а в 2013-м – 23 млрд.). В проектах же своих программ ведомства за 3 с небольшим года собирались «потратить на сектор МСП» свыше полутриллиона рублей. Дальше всех пошел Минпромторг с заявкой на сумму 378 млрд 223 млн. руб. (субсидирование организациям на поддержку производсва и реализации изделий НХП), немногим отставал Минтранс с 106 млрд. (из которых 80 млдр. – средства федерального бюджета). На этом фоне даже Минрегион с его цифрами, никак не бьющимися с арифметикой (в целом свыше 20 млрд. руб.), Рособразование (1,8 млдр. федеральных рублей) или Министерство культуры (1 млрд. 420 млн. рублей на компенсации процентных ставок по банковскому кредиту) выглядели более чем скромными. А уж Росмолодежь (15 млн. рублей) или Минэнерго (первоначально - 5 млн. рублей) – совсем задаром собрались поднимать из руин малый и средний бизнес.
И все это заявлялось при очень непонятном конечном результате. Большинство целевых индикаторов и показателей, по которым производится оценка эффективности программ, как будто взяты из ниоткуда, никак не были обоснованы и не просчитаны ни раньше, ни сейчас (в уже действующих программах). Разве что Минкомсвязь честно признавалась, что «значения ряда показателей будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга деятельности субъектов МСП, предусмотренного мероприятиями Программы» и проставила прочерки-звездочки. То есть по сути предложило красивую схему: накачаем деньгами, а потом посмотрим, что получится.
На выходе аппетиты всех ведомств были, разумеется, существенным образом обрезаны, часть программ «не пошла в народ». Собственно говоря, это уже ответ на вопрос, который в нашем случае еще не задавался - …
… так что же осталось на трубе?
Помимо программы МЭР, в настоящее время, согласно (в основном, но не только) данным Федерального портала малого и среднего предпринимательства (http://smb.gov.ru/program/program_ved/) действуют программы следующих ведомств:
- Министерство транспорта (приказ «Об утверждении аналитической ведомственной целевой программы "Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта"» № 70 от 2010-03-23)
- Министерство культуры (приказ «Об утверждении Аналитической программы ведомства "ПопуляИзация [так в Программе – В.Б.] и развитие малого и среднего предпринимательства на 2010-2012 годы"» № 144 от 2010-03-24)
- Минздравсоцразвития (приказ «Об утверждении аналитической ведомственной целевой программы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг"» № 42 от 2010-02-01)
- Минздравсоцразвития (постановление Правительства России от 14 декабря 2009 года № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке субъектов РФ» в части содействия самозанятости безработных)
- Министерство энергетики (приказ «Об утверждении аналитической программы Минэнерго России "Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере топливно-энергетического комплекса"» № 132 от 2010-03-30)
- Министерство промышленности и торговли (приказ «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле»» № 123 от 2010-02-15)
- Министерство сельского хозяйства (приказ «Об отраслевой целевой программе по развитию малых форм хозяйствования» № 218 от 2009-06-09)
Деятельность всех остальных госразработчиков проектов программ, можно предположить, оказалась имитационной даже по своим внешним проявлениям («отсутствие наличия» хотя бы формально утвержденного и действующего документа).
Кроме того, в России действует государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Внешэкономбанка, реализуемая через его дочернюю структуру – МСП банк (ранее – «Российский банк развития»), а также ряд программ государственного Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (в просторечии – «Фонд Бортника» [6].
Практически в каждом регионе (не считая двух-трех «отщепенцев») действует собственная региональная «программа поддержки», модный тренд охватывает и большинство муниципалитетов (во всяком случае не совсем мелких).
Я его слепила из того, что было… После танцев можно и спеть.
И вот в 2011 году наступает новый этап (или очередная «новая эра») в поддержке предпринимательства. Программ на федеральном уровне уже много, хороших и разных. Если раньше только экономическое ведомство боролось в одиночку, то теперь «в одиночку же» биться за «предпринимательский урожай» пытаются все. Нехорошо, «с этим надо что-то делать».
Соответственно, в марте 2011 года поспевает поручение президента № Пр-634 (аппаратно подготовленное профильным департаментом МЭР), которое вменяет ведомствам в обязанность скоординировать свою деятельность на ниве поддержки. Но не все ведомства, даже имеющие программы, вошли в круг избранных для координации, а только «узкий круг революционеров»: МЭР, Минсоцздравразвития, Минсельхоз, Минрегион (признаков наличия своей специализированной программы ни на Федеральном портале МСП, ни в Рекомендациях МЭР не выявлено; моногорода не в счет), Минобрнауки (в части подведомственного министерству Фонда Бортника) и ОАО «МСП банк» (который почему-то назван своим старым названием, которое сменил уже несколько месяцев назад).
Не прошло и года, как в декабре 2011 года Минэкономразвития выпускает документ с длинным и неудобоваримым названием «Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства».
Как и следовало ожидать, в Рекомендациях не нашлось места программам Минтранса, Минпромторга, Минэнерго, Минкультуры и даже одной из двух программ Минздравсоцразвития («Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг»). Возможно, профильный департамент МЭР расценил их «начинку» таковой, что там нечего координировать.
Еще не опера, но уже оперетка…
Что представляют из себя «Рекомендации по координации» (назовем их для краткости так)? Несколько десятков страниц текста, по сути пересказывающие каждую из программ, со ссылкой на утверждающие их нормативные документы. Эту информация и без того общедоступна, ее без труда можно найти на просторах интернета, на сайтах самих ведомств и организаций, а также в любой правовой системе. В русском языке давно укоренилось слово «компиляция».
О качестве Рекомендаций говорят курсивы после каждого раздела-копипаста программы того или иного ведомства.
Вот, для примера «пояснение» после раздела, «описывающего» программу МЭР:
«Важно! Весь комплекс мероприятий, реализуемых Минэкономразвития России доступен для субъектов малого и среднего предпринимательства, ранее получивших поддержку по программам Минздравсоцразвития России по содействию самозанятости безработных граждан, Минсельхоза России по поддержке малых форм хозяйствования на селе, Минобрнауки России по поддержке малых форм инновационного предпринимательства и соответствующим требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 г. 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Вот «пояснения-рекомендации» после раздела, «характеризующего» программу Минсоцздравразвития:
«Важно! Субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие поддержку по линии Минздравсоцразвития России по содействию самозанятости безработных граждан, и соответствующие требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», могут претендовать на получение поддержки по программе Минэкономразвития России и по программе Минсельхоза России.
Оптимальными мерами поддержки для таких субъектов малого и среднего предпринимательства могут стать, такие мероприятия как:
- гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела до 300,0 тыс. рублей;
– предоставление целевых грантов начинающим субъектам МСП на создание собственного дела – субсидий вновь зарегистрированным и действующим на момент принятия решения о предоставлении субсидии не менее 1 года индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования в размере, не превышающем 1,0 млн. рублей на одного получателя поддержки – юридического лица или индивидуального предпринимателя;
– субсидирование уплаты субъектом МСП первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;
- предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 млн. рублей, на срок не более 12 месяцев.
- имущественная поддержка на базе существующих бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков.»
Можно очень постараться найти «различия» между пояснениями-рекомендациями для программы Минздрава и тем, что рекомендуется для программы Минсельхоза:
«Важно! Субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие поддержку по линии Минсельхоза России, и соответствующие требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», могут претендовать на получение поддержки по программе Минэкономразвития России.
Оптимальными мерами поддержки для таких субъектов малого и среднего предпринимательства могут стать, такие мероприятия как:
– субсидирование части затрат, связанных с уплатой субъектом МСП процентов по лизинговым договорам или субсидирование уплаты субъектом МСП первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;
– предоставление целевых грантов начинающим субъектам МСП на создание собственного дела – субсидий вновь зарегистрированным и действующим на момент принятия решения о предоставлении субсидии не менее 1 года индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования в размере, не превышающем 1,0 млн. рублей на одного получателя поддержки – юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- поручительства (гарантии) по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга) предприятий через региональные гарантийные фонды;
- предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 млн. рублей, на срок не более 12 месяцев;
- имущественная поддержка на базе существующих бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков.»
Общий вывод, согласно Рекомендациям, такой: получившие деньги или иную господдержку по одной программе, могут прийти и что-то получить в другой. До этого, видимо, без рекомендаций додуматься никто бы не сумел. Собственно говоря, на практике давно так и происходит: самые «смышленые» и «оборотистые» пытаются не только рыбку съесть, но присесть на два и больше стула. Лично автор текста знает таких, у кого это даже превращается в своего рода «бизнес» (получить для себя и помочь «тому парню», разумеется, за отдельное вознаграждение), а то и в спортивный интерес. При этом развивать реальный бизнес на самом деле они не намереваются. Как известно, ласковое теля двух маток сосет, а бодливое и одной не увидит.
Собственно рекомендациями можно назвать три последние странички из многостраничного «чтива». Только дойдя до конца, можно понять, что объектом «рекомендаций» являются те самые органы власти, имеющие программы поддержки (федеральные, региональные, местные). Причем, если про федеральный уровень сказано, что на нем просто «реализуются меры», то про региональный и муниципальный – что ему «необходимо обеспечить» («мы, Николай II, повелеваем»).
Как же планируется достигнуть «повышения эффективности реализации программ по развитию МСП» и «повысить информированность граждан о мерах господдержки» (именно это обозначено в качестве двух основных целей «координации»)?
Оказывается, на федеральном уровне не обойтись без создания Рабочей группы из представителей пяти органов власти, в заседаниях которой «могут принимать участие представители общественных организаций и субъектов РФ» («мера» поставлена во главу угла). Необходимо также издавать «совместные методические рекомендации» регионов и местного самоуправления[7], куда должны включаться «положения по координации мероприятий»; издавать и актуализировать на официальных сайтах в интернет «сведения о мерах поддержки, приоритетных направлениях, механизмах и условиях ее получения» (видимо, предполагается, что ранее эти сведения скрывались от взора предпринимательской общественности). Еще необходимо создать «единую систему мониторинга оценки» программ (помимо общего мониторинга отдельным пунктом мер есть еще и «оперативный»), проводить «оценку состояния предпринимательства», вырабатывать «рекомендации регионам по мерам поддержки» и «разрабатывать механизмы поддержки развития МСП на основе анализа лучшей практики». Подводя рекомендательный итог «мерам, реализуемым на федеральном уровне», документ профильного департамента мер «констатирует»: «Необходимо отметить, что координация программ заключается в обобщении всех программных мероприятий применительно к определенной территории, оценке достаточности и дополнительной потребности в разрезе программ и видов экономической деятельности». Так и протекает вода сквозь пальцы, а разум не улавливает реального содержимого.
Что касается регионального уровня власти, то тут уже тон Рекомендаций переходит в «повелительное наклонение»: субъектам РФ «необходимо обеспечить». Разумеется, в первую очередь опять – создание «координирующих органов» (бюрократию лечим бюрократией). Во вторую (отдельное «мероприятие») – включение представителей органов власти в «координационные советы и комиссии». А дальше – все то же самое: в рамках этих координационных (совещательных) органов «организовать рассмотрение вопросов, связанных с координацией программ», «координацию действий по порядкам получения финансовой помощи и… мероприятий», вести «оценку состояния предпринимательства», «суммированный учет [??? – В.Б.] всех реализуемых программных мероприятий», «оценку достаточности мер поддержки», «планирование дополнительных объемов мероприятий», «согласование региональных заявок (программ) по конкретным видам программных мероприятий». В общем «ничто ни о чем», бюрократия на бюрократии едет и бюрократией погоняет.
Как уже говорилось, агитация и пропаганда благотворных идей поддержки предпринимательства – одно из любимых занятий чиновного люда. Рекомендации МЭР дают простор для фантазии региональных чиновников. Регионам рекомендуется «информировать граждан, получивших или претендующих на получение поддержки», реализовать «информационные мероприятия, связанные с комплексным освещением системы господдержки, в том числе в рамках интернет-ресурсов» (рекомендация звучит по крайней мере забавно, поскольку практически все регионы имеют специализированные порталы по теме МСП).
Предлагаемые Рекомендациями направления мероприятий таковы: трансляция телепередач в формате ток-шоу, разработка и размещение информационных телероликов, «организация специальных проектов с печатными изданиями федерального, регионального и муниципального покрытия» (дословно – В.Б.), «осуществление сбалансированного комплекса форматов продвижения: наружная реклама, Интернет, реклама в метро», «использование информационного портала «Работа в России».
Поскольку в 2012 году (если не будет секвестра) только на федеральном уровне запланировано потратить больше, чем в прошлом (свыше 20 млрд. рублей), а потом каждый год присовокуплять к «поддержке» по миллиарду, то как пить дать и к гадалке не ходи пропорционально (а то и кратно) увеличатся и региональные части бюджетов в части МСП. Будет, где разгуляться государственным «поддержантам». Особенно в части информирования. Проинформировал (с соответствующим расходом из бюджета) – и можно со спокойной душой отчитываться «количеством проведенных мероприятий». А не проинформировал – не дай бог придется рассказывать про «макропоказатели» развития сектора (темпы роста занятости, оборотов/выручки, инвестиций).
Не лучше ли провести ток- (реалити) шоу?
Что называется, прошло 4 дня после появления Рекомендаций и…:
Бизнес в формате реалити-шоу
С 9 декабря 2011 года в Свердловской области начинается отбор участников телевизионного шоу «Реальный СТАРТАП», в котором могут принять участие действующие предприниматели-инициаторы инновационных проектов.
Основные задачи проекта «Реальный СТАРТАП» – рассказать жителям Свердловской области о возможности реализации своего потенциала в бизнесе, а также помочь участникам найти партнеров, клиентов, единомышленников, всех тех, благодаря кому бизнес должен развивается гораздо эффективнее.
По сценарию, каждый герой составит «карту» развития собственного бизнеса. Суть Шоу заключается в детальном наблюдении за ежедневными действиями каждого участника, за тем, с какими трудностями и проблемами придется им столкнуться и, самое главное, какие решения они будут принимать в той или иной ситуации. Победителей реалити-шоу ожидают ценные призы и признание миллионов зрителей.
В период с 9 декабря по 15 января предприниматели смогут подать заявку в онлайн-режиме на сайте реалити-шоу. Отбор включает в себя рейтингование бизнес-проекта пользователями в сети Интернет, участие в конкурсных мероприятиях, открытый кастинг. Телевизионная версия стартует на «Областном телевидении» 19 марта 2012 года.
Подать заявку на участие в реалити-шоу можно на сайте: www.реальныйстартап.рф
Сокращенный вариант статьи опубликован в «Бизнес-журнале» (№2, 2012, стр. 17-22).
[1] На месте Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства возникло совершенно новое ведомство – Федеральная антимонопольная служба, в функции которой поддержка предпринимательства уже не входит.
[2] Речь тогда шла только о малом предпринимательстве, среднего на законодательном уровне не было и, соответственно, государство его не «видело» и не поддерживало.
[4] Решение этой задачи, без всякой иронии – важно. Но непонятно, какое она имеет отношение к развитию МСП.
[5] Это при том, что программа была принята в марте 2010 года и по своему названию и содержанию охватывала 2010-2012 годы. Отчитались, что называется, «задним» числом.
Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.