За исключением кризиса, на состояние малого бизнеса могли повлиять какие-то масштабные действия правительства по улучшению макросреды, с одной стороны, и по оказанию целевой поддержки определенным группам субъектов малого предпринимательства, с другой. В условиях многократно заявленного высшими руководителями государства курса на инновации можно было ожидать чуда - каковым могло бы стать, например, перенацеливание деятельности институтов развития с поддержки "инновационных отраслей" на поддержку инновационных фирм.
В части изменения макросреды никакие известные мне проекты ("Doing Business" Всемирного банка, GEM и т.д.) сколько-нибудь значимых изменений ни в одну сторону не зафиксировали - все они в пределах, что называется, статистической погрешности. И это понятно - анализ антикризисных мер правительства, адресованных малому бизнесу, показывает, что они были либо недостаточными по объему, либо неточно сфокусированными, либо сугубо декларативными изначально, за исключением, возможно, вложений в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в регионах, но от нее невозможно ожидать отдачи в том же году.
Целевая поддержка до малого бизнеса практически не дошла, да она ему и не предназначалась, за исключением обучения и содействия старт-апам (капитализированное пособие по безработице). Эффективность вложений в обучение и переобучение может проявиться опять-таки за пределами годичного горизонта, содействие вынужденному предпринимательству - мера скорее нацеленная на смягчение ситуации на рынке труда, чем на поддержку собственно малого бизнеса. Во всяком случае - иновационного. Который в этом году никаких новых эффективных мер содействия не увидел. Чуда, на мой взгляд, не произошло.