Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Сертификат на туалетную бумагу

Пора положить конец излишней сертификации

Сергей Мигин

"Российская Бизнес-газета" №704 (20) от 2 июня 2009г.

Минпромторг внес в правительство Единые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия. Анализ документа свидетельствует: чиновники в очередной раз проигнорировали не только позицию бизнес-сообщества, недвусмысленно сформулированную на состоявшемся за неделю до этого заседании президиума "ОПОРЫ России", но и заданную президентом и подтвержденную правительственной программой антикризисных мер установку на сокращение перечня сертифицируемых товаров.

Вопреки расхожему мнению сертификация досталась нам вовсе не в наследство от плановой экономики, а была широко введена как защитная временная мера в 1992 году, от которой планировалось отказаться с развитием рыночных институтов.

На то имелись свои резоны. Обязательная сертификация была и остается серьезным барьером для предпринимательской деятельности. И если для крупного бизнеса эта проблема не столь остра, то в структуре затрат малого и среднего предпринимательства издержки на сертификацию занимают значительное место. По расчетам, выполненным специлистами ГУ - ВШЭ еще в 2005 году, сертификационные расходы составляли 3-3,5 процента от совокупных издержек. В абсолютном выражении по оценкам, основанным на результатах независимых опросов и данных Ростехрегулирования, общие затраты предприятий на обязательную сертификацию только в рамках системы ГОСТ Р, достигали 50-85 миллиардов рублей в год. Расчитывать на то, что за последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону, не приходится. В прошлом году Дмитрий Медведев привел еще одну цифру: он оценил затраты на сертификацию одного наименования товара в сумму, достигающую порой 120 тысяч рублей. О коррупциоемкости процедуры говорить не станем - для чиновников золотое дно.

Применять сертификацию, считают специалисты, есть смысл лишь в отношении той продукции, где высоки риски нанесения ущерба жизни и здоровью людей, а также безопасности государства. В остальных случаях можно вполне обойтись декларированием. Оно обеспечивает реальную ответственность производителя за безопасность товара и, как правило, менее затратно. Правда, де-факто разрешительный порядок регистрации деклараций в органах по сертификации, принятый в России, сводит это преимущество на нет.

Итак, время идет, а обязательная сертификация своих позиций не сдает. Более того, ежегодно перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в отсутствие каких бы то ни было законных оснований только увеличивается. Так, полтора года назад под сертификацию попало постельное белье для детей и взрослых, носовые платки и даже туалетная бумага.

К сожалению, в новых единых перечнях сохранился прежний подход. В них включена продукция, в отношении которой законодательством не предусмотрено обязательное подтверждение соответствия. Например: средства измерений, производственное оборудование, инструмент, оснастка, где не установлены требования по охране труда и промышленной безопасности, крепежные изделия, контрольно-кассовая техника, медицинский инструмент, средства для стирки и многое другое.

Вряд ли можно признать удовлетворительным и соотношение удельного веса декларирования и сертификации в общем объеме продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия - в проекте это 1/4 и 3/4 соответственно. Притом что еще к 2008 году Ростехрегулированием было запланировано выйти на пропорцию 50 на 50.

Президиум "ОПОРЫ" предложил внушительный перечень товаров, которые от обязательной сертификации можно безболезненно освободить. Среди них - пищевая продукция, контактирующие с ней изделия, мебель, ткани, одежда, косметика, бытовая химия. Необходимо уйти от одновременной сертификации готовой продукции и ее комплектующих, дублирования с санитарно-эпидемиологической экспертизой. Кроме того, сейчас единые перечни можно трактовать как угодно широко - они не содержат конкретных кодов видов продукции, а ограничиваются только подклассами и группами товаров.

Присутствовавший на заседании президиума "ОПОРЫ" представитель Ростехрегулирования выразил готовность дополнительно проработать перечни с учетом поступивших замечаний. Увы, реального снижения сертификационного барьера снова не предвидится.

По большому счету все это напоминает борьбу с ветряными мельницами. Дело в том, что программы поддержки малого бизнеса предусматривают, в частности, расходы на компенсацию затрат на получение сертификатов, которые в конечном счете оседают в тех же органах по сертификации. И разорвать этот замкнутый круг весьма непросто.

Мнение редакции сайта и коллектива НИСИПП может не совпадать с мнением автора.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости