Начало ХХI века ознаменовано появившейся в России тенденцией (на наш взгляд, безусловно, позитивной) активизации деятельности государства по внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и развитию этого сектора экономики в целом. Нельзя сказать, что эта тенденция проявилась только после 2000 г. Отдельные мероприятия проводились и проводятся постоянно. Но дело в том, что именно отдельные мероприятия. Комплексный процесс внедрения ИКТ во все сферы экономики и жизни начат лишь в 2001 - 2002 гг., и связан он, в первую очередь, с разработкой и утверждением Федеральной целевой программы «Электронная Россия».
К сожалению, сейчас стало модно ругать эту Программу, при этом зачастую, используя аргументацию, как минимум, некорректную. Более того, уверен, что и в дальнейшем ее будут продолжать ругать как любое глобальное явление, у которого всегда будут сторонники, противники или просто «обиженные». Хотелось бы сказать о другом. Почему-то далеко не все в настоящее время видят важнейшую роль программы не только как крупного государственного проекта, с реализацией которого за бюджетные деньги всем станет «хорошо» (а, скорее всего, не всем), но и как своего рода «флага», поднятого на самом высоком уровне государственной власти, за которым может и должно потянуться общество. Речь идет о том, что принятие Программы само по себе уже смогло привлечь значительное общественное внимание к вопросам, связанным с повышением эффективности экономики и государства в целом за счет внедрения ИКТ. И существует уверенность, что именно данная роль Программы в дальнейшем окажется существенно важнее. Особенно учитывая сложившуюся вокруг самой Программы (как проекта) ситуации, выражающейся в ее недофинансировании (по сравнению с заложенными параметрами), периодических конфликтах между участвующими в ее реализации сторонами и т.д.
Что касается позитивных результатов, не связанных непосредственно с реализацией Программы, но, очевидно, косвенно обеспеченных «Электронной Россией», то уже сейчас следует выделить:
- включение тематики развития ИКТ и «новой экономики» в перечень приоритетов социально-экономического развития России (об этом свидетельствует включение раздела о «новой экономике» в Среднесрочную программу Правительства РФ);
- повышение активности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области внедрения ИКТ (так, за последнее время принят целый ряд программ типа «Электронный регион»).
Если говорить о регионах, то сейчас складывается ситуация, когда на федеральном уровне программа закладывает некоторые стандарты, предоставляет типовые решения, т.е. показывает своего рода пример, тем самым активизируя деятельность на местах. Никто не будет отрицать, что во многих регионах более активная деятельность, связанная с внедрением ИКТ, началась как раз с началом реализации Программы.
Уже одного этого (при условии развития процесса в дальнейшем) достаточно, чтобы сказать, что свое предназначение Программа выполняет. Уже сейчас она стала своего рода катализатором. Процесс запущен, и вряд ли мы будем удивляться, если через несколько лет будет забыто, с чего он начался, а понятие «Электронная Россия» перестанет ассоциироваться с Программой, став такой же данностью, какой сейчас является, например, «Угольный Кузбасс».