«Лебедь политических деклараций, рак чиновничьей лени
и щука общественных интересов
не сдвинут с места, а, напротив, перевернут
скрипучую телегу административной реформы»
Одним из условий эффективности преобразований является наличие общественной поддержки и заинтересованности в принимаемых решениях. При этом очевидно, что признание населением эффективности принятых решений связано не столько с успешным достижением поставленных целей, сколько с осуществлением органами власти эффективной коммуникации с общественностью и объяснением своих действий как исключительно важных и целенаправленных, способствующих достижению интересов граждан. Иными словами, государственный PR является неотъемлемым условием продвижения и реализации государственных решений. Таким образом, можно отметить, что успешность любой реформы в целом зависит от характера выстраиваемых коммуникаций между государством и населением с целью достижения общественной заинтересованности и общественной поддержки.
Одним из актуальных направлений реформирования в настоящее время продолжает оставаться административная реформа. Рыночные условия предъявляют все более и более высокие требования к компетентности, квалификации и профессионализму государственного аппарата и самой структуре исполнительной власти, в то время как система государственного управления, сложившаяся в России, не может дать полноценного ответа вызовам хозяйственной ситуации. Административная реформа призвана изменить создавшееся положение, повысить эффективность государственного управления. Информационное сопровождение данной реформы должно быть нацелено на повышение заинтересованности в данной реформе самих государственных служащих, которые должны осознавать цели и задачи реформирования. Однако характер информационного сопровождения реформы, несмотря на ее важность для социально-экономического развития, является достаточно противоречивым.
Средства массовой информации выступают для граждан основным каналом получения сведений о том, что такое административная реформа, с какой целью она проводится, каких результатов от нее ждут. Журналистам эта тема кажется привлекательной, она интересует аудиторию, так как имеет отношение к осуществлению власти и деятельности властных институтов. Проблематика переустройства аппарата не является узкопрофильной, ее легко донести до аудитории. Другими словами, здесь существуют все условия для того, чтобы информационное обеспечение преобразований было широким и успешным.
Однако практика показывает, что освещение хода административной реформы идет спорадически. Чувствуется, что специально продуманное информационное сопровождения мероприятий административной реформы отсутствует. По преимуществу к данной теме печатная и электронная пресса, агентства и Интернет-сайты обращается в трех случаях:
-
если должностные лица, ответственные за проведение реформы, выступают с отчетом об уже проделанной работе и рассказом о ближайших планах;
-
если есть конкретные поводы ее освещения;
-
если известные эксперты высказывают идеи и мнения о принятых мерах и намеченных дальнейших задачах.
Об административной реформе в прессе высказывался вполне определенный круг людей: Президент В.В.Путин; представители Правительства РФ; депутаты ГД Федерального Собрания РФ; представители бизнеса; губернаторы, главы администраций областей и краев, президенты республик в составе России; политтехнологи; журналисты. В прессе не найти высказываний о реформе ни «простых людей», ни «рядовых чиновников». Этот факт является показательным: у самых многочисленных групп населения, кого непосредственным образом затрагивают административные преобразования, никто не спрашивает мнения. Можно предположить, что данное мнение все еще остается несформированным. Но факт остается фактом: в медийном пространстве присутствуют со своими суждениями о реформе лишь те, кого эта самая реформа напрямую не касается.
Средства массовой информации большое внимание уделяют высказываниям Президента Российской Федерации В.В.Путина. Вот характерное мнение, представленное в Интернете: «Традиционная проблема неэффективности государственного аппарата сделала административную реформу своеобразным мейнстримом ежегодных президентских посланий, – пишет анонимный автор.
Несмотря на своеобразный политический интерес, следует отметить эпизодический характер возрастания интереса средств массовой информации к вопросам административной реформы. Обсуждение данной темы в прессе закономерно связано с периодами принятия решений или осуществления действий в рамках административной реформы. Такими информационными поводами, освещающими деятельность государственных служащих, послужили, прежде всего:
- итоги предыдущего витка административной реформы (мероприятия 2004-2005 гг.);
- конференция «Реализация мероприятий административной реформы в 2006--2008 годах на федеральном и региональном уровнях» в феврале 2006 года;
- объявление конкурса по отбору программ, планов и проектов федеральных органов исполнительной власти и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий административной реформы в 2006 году.
- подведение итогов данного конкурса.
Характер публикаций свидетельствует в основном о крайне негативном отношении общественности к российским чиновникам. Само словосочетание «административная реформа» употребляется исключительно в негативном контексте, вызывает ассоциации с волокитой, очередями, другими чинимыми на пути граждан преградами. Ниже приведен ряд наиболее распространенных характеристик административной реформы, получивших отражение в СМИ:
-
отсутствие ответственности («Безответственный класс. Найдены виновники провала административной реформы» // Газета. 25.01.2006);
-
необоснованность («Все менять, основ не трогая» // Наша власть: дела и лица. 27.02.2006);
-
противоречивость («Административная контрреволюция» // Коммерсантъ-Власть. 13.03.2006)
-
формальный характер («Управлять мы научились. На бумаге» // Парламентская газета. 11.07.2006.)
-
непонятный эксперимент («Чиновники экспериментируют» // Ведомости. 28.07.2006).
Анализ публикаций в СМИ об административной реформе также показывает: никакого осмысленного плана информационного сопровождения этой работы пока нет. Более того, события реформы выступают при их освещении в прессе во всей своей противоречивости и непоследовательности. Они показывают, что по основным вопросам модернизации власти нет согласия в самих структурах государственного управления. В глазах читающей публики такие сведения вызывают недоумение, они работают на подрыв доверия к власти.
Что касается средств Интернет-коммуникации, то здесь ситуация с информационным сопровождением также характеризуется рядом ограничений. Властями была предпринята попытка создать единый Интернет-портал, посвященный реализации административной реформы. Базовые принципы организации подобного портала были описаны в предыдущем разделе. Результатом подобной инициативы стало создание в конце 2005 года достаточно формального сайта www.ar.economy.gov.ru. При этом данный ресурс направлен на информирование о ходе административной реформы не самих граждан, а представителей органов власти федерального и регионального уровня. Несмотря на наличие разделов (например, нормативные документы по административной реформ, методические рекомендации, мероприятия и другие), сами разделы обновляются очень редко. На сайте не размещаются публикации о ходе административной реформе в СМИ, а последнее сообщение на форуме, существующем при сайте, датируется маем 2006 года.
Анализ информационного сопровождения административной реформы показывает, что без эффективной PR-поддержки эта реформа вряд ли реально состоится. В настоящий момент их информационное сопровождение практически отсутствует; в лучшем случае освещается лишь малая часть всего спектра проблем, связанных с данной реформой. В результате в общественном сознании нет четкого понимания того, в чем состоит реформа, чем она может быть полезна или вредна конкретному человеку.
Возможно, все перечисленные проблемы являются следствием того, что в России отсутствует единый субъект государственных PR. Сегодня сложно говорить о некой целостной информационной политике государства: каждое министерство и ведомство, каждый региональный орган власти делают «свой маленький PR», не заботясь при этом о его соответствии публичным действиям других участников политического процесса и государственным интересам в целом. Другими словами, в настоящий момент отсутствует концепция информационной политики государства и, как следствие, единой концепции и системного подхода к организации информационного сопровождения административной реформы не существует. Это в свою очередь препятствует установлению эффективного взаимодействия власти и общества.
Другой проблемой является то, что реализуя административную реформу, бюрократия фактически реформирует сама себя, а общественный контроль за ходом реформы в виду закрытости данных отношений отсутствует. В результаты мы имеем некий замкнутый круг, когда процесс разработки инициатив совершенно скрыт от публики, а все последующие экспертные, общественные обсуждения носят обычно формальный, имитационный характер. Само же информационное сопровождение осуществляется только в интересах замкнутого бюрократического класса, без каких-либо попыток заинтересовать общественность. Как следствие, низкая эффективность PR-сопровождения государственных инициатив в сфере административной реформы только негативно отражается на имидже государственной власти.