Чаще всего инновационность компаний обратно пропорциональна их размерам. Так, предприятия малого и среднего бизнеса (Small and medium- sized enterprises – SME) наилучшим образом подходят для апробации новых технологий, процессов, идей и т.д. Все дело в том, что инновации предполагают разработку и внедрение нечто нового, часто радикально нового.
Радикальность редко присуща крупным компаниям с устоявшимся функционалом и структурой. Даже самые динамичные крупные компании ориентированы на удержание своей позиции, а потому много средств уходит именно на сохранение того, что уже имеется. Чем крупнее компания – тем больше приходится сохранять и тем меньше средств и желания остается на внедрение радикальных мер. Крупным компания есть, что терять, и это – их преграда для внедрения радикальных технологий. Но ведь жить лишь сегодняшним днем нельзя – завтра может прийти конкурент с новыми подходами к ведению бизнеса.
Как быть? На помощь могут прийти SME. Часто НИИ крупных компаний, либо департаменты маркетинга, либо отделы стратегического развития разрабатывают ту или иную идею, которая, по их мнению, способна разительно улучшить положение компании на рынке. Как ее воплотить в жизнь, особенно если идея радикальная и требует кардинальной смены подхода к управлению бизнесом? А что, если попробовать ее на SME из сходной отрасли. SME будет представлять собой живую мини-модель компании, на которой можно будет проследить внедрение той или иной идеи. Разумеется, внедрение будет происходить за счет крупной корпорации.
Крупная организация сможет избавиться от временной приостановки производства, найма специальных менеджеров пилотных проектов, затрат на внутренний маркетинг, в том числе на дополнительные бонусы участникам проекта. Проект будет полностью вынесен за пределы компании, но его результаты будут доступны для руководства корпорации.
SME также получат выгоду от реализации подобного решения: в случае успешного проекта SME вернет вложенную сумму корпорации и будет выплачивать определенный процент за ноу-хау и использовать его себе на благо, не передавая полученные знания другим. Кроме того, на реализацию проекта компания получит необходимые оборотные средства, которых так не хватает SME.
В случае неудачи SME просто потратит деньги корпорации без особого результата. Для того, чтобы точно знать, когда проект можно считать неудачным и избежать лишних потерь корпорации и SME, для каждого проекта по внедрению инноваций следует определять минимальные значения показателей деятельности SME, при достижении которых следует прекратить проект. Переводя на язык трейдеров, нужно определить точку stop-loss.
Для реализации подобных программ понадобится следующее:
- база данных по неудачным проектам, выполненных SME, для того чтобы не повторять прошлых ошибок. Доступ к банку данных должен быть как у корпораций, ориентированных на инновации, так и у SME, занимающихся инновационным аутсорсингом.
- черный список SME, нерационально использующих средства на инновационные проекты. Доступ должен быть у всех крупных корпораций.
- специальные программы страхования инновационных рисков
- база данных SME по отраслям для возможности подбора наиболее подходящих SME под реализацию того или иного проекта
- компания (компании), которые будут поддерживать и актуализировать базы данных и базы знаний. Если таких компаний будет несколько, между ними должно быть налажено тесное информационное взаимодействие, либо они должны быть преобразованы в холдинг. Также эти организации должны обеспечивать доступ к базам данных и базам знаний по аутсорсинговым инновационным программам, а также оказывать консультационные услуги крупным корпорациям как по наилучшему выбору SME – аналогов под проекты, так и по трактовке результатов проектов, реализованных SME, применительно к корпорациям.